Роль английского языка жизни выпускника, в самоопределении и социальном становлении школьника на этапе реализации ФГОС.
Какую роль играет английский язык в жизни выпускника, в самоопределении и социальном становлении школьника на этапе реализации ФГОС?
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается роль иностранного языка, как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся в многополярном обществе, как фактор сохранения духовной культуры общества.
Задача учителя иностранного языка (по ФГОС):
Воспитание нового поколения людей, способных творчески, плодотворно и успешно жить и работать в непростых условиях современной действительности.
И от того, с каким уровнем язычной грамотности молодой человек выходит из школы, во многом зависит его дальнейшая личная и профессиональная судьба как гражданина России, гражданина мира.
Начнём с того, что иностранный язык потому и называется иностранным, что он постоянно находится в оппозиции к родному языку.
Роль иностранного языка в жизни школьников можно свести к следующему:
А) процесс обучения, также как и процесс игнорирования иностранного языка в школе - мощный фактор социализации школьников, особенно подростков;
Б) изучение иностранного языка в аспекте грамматики и лексики развивает логическое и абстрактное мышление, а также способствует общему интеллектуальному развитию детей;
В) чтение оригинальной литературы, то есть литературы на иностранном языке расширяет кругозор, эрудированность и повышает общий культурный уровень обучающихся;
Г) изучение иностранного языка является порой решающим фактором, и если школьники еще не понимают этого, то важность статуса понимают их родители;
Д) владение иностранным языком открывает доступ в информационное пространство.
По приблизительным подсчетам доли использования языка и речи в жизни человека распределяются следующим образом:
а) общение – аудирование и говорение, диалоги, монологи (в среднем не более 15% времени),
б) внутреннее общение: одностороннее – через чтение книг, газет, через телевидение, музеи, а так же письма, записи, дневники – личные и деловые (в совокупности до 35% времени),
в) общение с самим собой, т.е. обдумывание чего-то, воспоминания, внутренний диалог с самим собой или с вымышленными персонажами, муки совести, самоанализ, принятие решений для себя (занимает 50% времени).
Чем богаче мир человека, тем глубже его мысли, и тем более сложных и разнообразных языковых средств он требует. И наоборот: богатство языка осложняет, разнообразит мысленную и духовную жизнь личности.
Основная цель изучения иностранного языка на этапе реализации ФГОС:
Создание необходимых организационно-педагогических условий для воспитания социально-компетентностной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда, использовать возможности иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.
Создать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей каждого;
Формировать общественную направленность, социальные мотивы поведения и деятельности подростков;
Организовать самопознание, саморазвитие, самосовершенствование способностей и возможностей учащихся для дальнейшего проявления этих качеств в различных видах деятельности;
Использовать способы и приемы, направленные на становление активной позиции ученика;
5. Создавать положительную мотивацию у обучающихся на саморазвитие и самовыражение;
Воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и решать нестандартные творческие задачи;
Развивать умения обучающихся усваивать знания, умения и навыки, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного творческого решения.
К моменту получения образования у выпускников сформированы такие умения:
Толерантность по отношению к иной культуре;
Способность к иноязычному общению;
Умение аргументировать свои мысли в контексте диалога культур;
Извлекать новую актуальную информацию при помощи английского языка;
Уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения.
Зачем школьникам нужно учить английский и может ли вообще понадобиться английский язык им в будущем?
Но многие дети спрашивают: А почему престижно учить именно английский язык, а, скажем, не французский или немецкий язык? Ведь, казалось бы, совсем недавно, в XIX веке в России престижно было говорить на французском языке, некоторые богатые барышни без проблем изъяснялись на французском и коряво говорили на русском, а английский учить было вообще не модно!
А еще раньше на Руси престижно было владеть «мертвыми» классическими языками - латынью и греческим, но опять же не языками каких-нибудь германских племен той же эпохи. В каждой эпохе отдавали свою дань моде.
С практической точки зрения английский язык изучают, потому что он:
самый распространенный в мире;
имеет статус lingua franca в интернете, бизнесе, науке, авиации, дипломатии.
Примерно по этим же причинам в свое время были популярными французский, немецкий, латынь и греческий, по способности обеспечить доступ к содержанию актуальной и ценной информации, которая закодирована тем или иным языком, и не важно, живой это язык или мертвый; и тот, кто, знает этот язык, в нужный момент может получить доступ к этой информации и эффективно применить ее на практике.
Почему родители хотят, чтобы их дети знали в совершенстве английский язык?
Роль иностранного языка в жизни современного молодого человека стала первой необходимостью для личностного и профессионального развития. Многие дальновидные родители давно уже поняли значимость иностранного языка в своей жизни и в будущем для своих детей. В голову приходят многочисленные вопросы о роли иностранного языка в жизни ребенка: достаточен ли резерв детской памяти, не переутомляют ли ребенка уроки, стоит ли начинать обучение иностранному языку в раннем возрасте и т.д. На все эти вопросы невозможно найти однозначного ответа, ведь детям в этом смысле намного проще, чем взрослым.
Естественно, изучение иностранного языка не вредит маленьким детям, и любой ребенок на начальной стали изучения ИЯ, замотивированный играми на ИЯ и т.д. может сказать, что иностранный язык очень интересен для него. Самым важным условием является усердие и желание, роль иностранного языка в жизни важна и его изучение должно быть в радость. Но при одном условии – язык не должен быть из-под палки, невозможно дать азы знаний ребёнку лишь только потому, что так хотят его родители! Нужно и важно желание самого ребёнка изучать мир нового языка, открыть его для себя! А учителю важно преподнести этот мир во всей его красе, не отбив желание его изучать на начальной стадии обучения.
Но жизнь устроена таким образом, что потребность в знании иностранного языка порой ни сразу возникает, хотя практически каждый из нас имеет желание открыть для себя что-то новое и неизведанное. Но одного лишь желания не достаточно для приложения наших усилий к изучению языка длительное время.
Таким образом, для обучения языку порой нужно много времени. Люди, проживающие за границей, начинают хорошо общаться через несколько лет, хотя схватывают все всё по-разному, кому-то хватает и месяца погружения в языковую ванну. Такие условия (когда нужно постоянно говорить не на родном, а иностранном языке) заставляют их интенсивно изучать английский и понимать важную роль иностранных языков в жизни.
Так, с какого возраста можно начинать изучение? С восьми, с семи, с шести, с пяти, с четырёх, с трех лет или прямо с рождения? Психологи говорят о важности роли иностранного языка в жизни ребенка, закладывающейся в детстве, которая сохраняется до старости. Память детей такова, что однократного повторения будет недостаточно, ведь иностранный язык - не родной, они не общаются на нём в повседневной жизни 24 часа в сутки. Поэтому, многие школы, особенно начальное звено, понимая роль иностранного языка в жизни человека, стараются продолжить уже начатую в детсаде систему обучения ИЯ.
Ведь мы прекрасно знаем, что одной из задач образовательного стандарта третьего поколения является воспитание современной всестороннеразвитой личности. Все это вряд ли можно считать возможным в том случае, если ученик не овладеет в достаточной мере английским языком.
В свете глобализационных процессов английский язык в образовательной системе занял уверенные позиции и, наконец, стал одним из основных предметов школьной программы.
При этом само изучение английского языка для школьников приобрело качественно новое содержание, о котором еще пятнадцать лет назад не приходилось и мечтать: многие доски заменены экранами, интерактивные доски будущего, на которых проводятся компьютерные презентации, первоклассная литература, изданная в лучших университетских издательствах США, компьютерные аудиосистемы – все это действительно говорит о том, что обществом осознана роль владения английским языком с одной стороны, и тот факт, что его изучение должно начинаться со школьной скамьи, с другой.