«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Родительское собрание по профориентации

Создание условий для взаимодействия классного руководителя и родителей по проблемам профессиональной идентичности девятиклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения подростков.

Задачи:

1. Побудить родителей к активному сотрудничеству со школой по вопросам профориентации их детей.

2. Познакомить родителей с результатами диагностики изучения статусов

профессиональной идентичности обучающихся.

3. Помочь родителям в понимании статуса профессиональной идентичности – «ступеньки», на которой находится в процессе профессионального самоопределения их ребёнок.

4. Разработка рекомендаций родителями по вопросу дальнейшего пути к профессиональной идентичности подростков.

5. Побудить родителей к активному сотрудничеству с социальной средой по вопросам профориентации их детей

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Родительское собрание по профориентации в 9 классе:

Цель:

Создание условий для взаимодействия классного руководителя и родителей по проблемам профессиональной идентичности девятиклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения подростков.


Задачи:

1. Побудить родителей к активному сотрудничеству со школой по вопросам профориентации их детей.

2. Познакомить родителей с результатами диагностики изучения статусов

профессиональной идентичности обучающихся.

3. Помочь родителям в понимании статуса профессиональной идентичности – «ступеньки», на которой находится в процессе профессионального самоопределения их ребёнок.

4. Разработка рекомендаций родителями по вопросу дальнейшего пути к профессиональной идентичности подростков.

5. Побудить родителей к активному сотрудничеству с социальной средой по вопросам профориентации их детей


Участники собрания: родители, классный руководитель, специалист профцентра, психолог.


Этапы:

  1. Организационный. На данном этапе классный руководитель организует среду, соответствующую целям собрания, создаёт благоприятную атмосферу для эффективной совместной работы (т.е. оформляет классный кабинет, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово).

  2. Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме в виде мини - лекции, групповой работы, презентации.

  3. Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. Диагностика обучающихся (Приложение 1).

  2. Подготовка мест для работы четырёх групп

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по количеству участников

  2. Доска и мел

  3. Листы бумаги по количеству участников.

  4. Фломастеры, ватман.


Ход собрания:

1.Вступительное слово классного руководителя.

Добрый вечер! Сегодня мы встретились для того, чтобы побеседовать о профессиональном самоопределении наших детей. Эта тема очень важна, т.к. именно выбор профессии определяет всю дальнейшую жизнь человека, и от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. Классическому выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Наша с вами задача помочь школьникам сориентироваться и выбрать направление собственного профессионального развития

Слово предоставляется специалисту профцентра.

2. Мини- лекция специалиста профцентра

Профессиональная принадлежность – одна из самых значимых характеристик любого человека. Представление о себе как о носителе определенной профессии – неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию.

Профессиональная идентичность, с одной стороны, является феноменом личностного самосознания, с другой — связана с определенным групповым членством (профессиональная группа, коллектив, организация). Профессиональная идентичность обладает свойствами социальной идентичности: в ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с людьми, подобными себе, а именно представителями его профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или с самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития (самоопределение в социальной группе).

Профессиональная идентичность выступает в качестве внутренней схемы, в которой отражаются представления человека о том, каким он должен быть, что уметь делать и как вести себя в профессиональном сообществе для того, чтобы эффективно реализовать себя в профессии

В профессиональном самоопределении ключевую роль играет образ профессии. На начальном этапе формирования профидентичности важно, как складывается у индивида образ профессии Каким образом он будет изменяться в процессе формирования профидентичности Профессиональное самоопределение состоит из определенных периодов, проживая которые индивид находит и осознает свое место в пространстве выбранной профессии. При этом очень важным является тот факт, что индивид осознает, где и как он будет работать, четко представляет ожидаемый результат или продукт своей профессиональной деятельности. Так у индивида окончательно формируется образ профессии. Нет сомнений в том, что он может меняться, трансформироваться в абсолютно иную форму. В этом случае необходимо определить, что являлось импульсом к формированию этого образа, с чем он связан и какие условия необходимо для его позитивногоформирования. 

Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Сложность выбора состоит еще в том, что предпочесть одну профессию – значит отказаться от многих других.

Можно выделить четыре статуса профессиональной идентичности – «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения.

Неопределенная профессиональная идентичность:

выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую задачу.

Навязанная профессиональная идентичность:

человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.

Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности:

человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.

Сформированная профессиональная идентичность:

профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

3. Результаты диагностики (психолог)

Нами была проведена диагностика изучения статусов профессиональной идентичности обучающихся. (раздаются результаты диагностики)

Интерпретация полученных данных

Неопределенное состояние профессиональной идентичности

Состояние характерно для людей, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать,

выстроить варианты своего профессионального развития. (Чаще всего этим

статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют

времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих

детей). Такой статус бывает у подростков, привыкших жить текущими

желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.

0-4 Слабо выраженный статус

5-9 Выраженность ниже среднего уровня

10-14 Средняя степень выраженности

15-19 Выраженность выше среднего уровня

20 баллов и выше Сильно выраженный статус


Сформированная профессиональная идентичность

Эти люди характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный

выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У

них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их

профессиональном будущем. Этим статусом обладают юноши и девушки,

которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали

систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и

жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь,

потому что определились, чего хотят достигнуть.

0-3 Слабо выраженный статус

4-7 Выраженность ниже среднего уровня

8-11 Средняя степень выраженности

12-15 Выраженность выше среднего уровня

16 баллов и выше Сильно выраженный статус


Мораторий (кризис выбора)

Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные

варианты профессионального развития и активно пытающегося выйти из

этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего

будущего. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах

профессионального развития, примеряют на себя различные

профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных

специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются

неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное

взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как

правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к

состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности


0-2 Слабо выраженный статус

3-5 Выраженность ниже среднего уровня

6-8 Средняя степень выраженности

9-11 Выраженность выше среднего уровня

12 баллов и выше Сильно выраженный статус


Навязанная профессиональная идентичность

Это состояние характерно для человека, который выбрал свой

профессиональный путь, но сделал это не путем самостоятельных

размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или

друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное

состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного

будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия

будет отвечать интересам и способностям самого человека. Вполне

возможно, что в дальнейшей жизни это приведет к разочарованию в

сделанном выборе.


0-4 Слабо выраженный статус

5-9 Выраженность ниже среднего уровня

10-14 Средняя степень выраженности

15-19 Выраженность выше среднего уровня

20 баллов и выше Сильно выраженный статус




Приведенный ниже тест позволил определить, на какой из этих ступенек находится ваш ребёнок и задуматься над проблемами, связанными с профессиональной идентичностью.

Уважаемые родители, просим вас занять место в соответствии со "ступенькой" на которой находится в процессе профессионального самоопределения ваш ребёнок.

4. Работа в группах

Предлагаем вам продумать, что можно сделать, чтобы помочь детям правильно подойти к выбору профессии.

Ваши предложения оформите на листах ватмана и представьте на всеобщее рассмотрение.


5. Презентация работ родителей.


6.Разработка общих рекомендаций на основе предложений родителей.


1. Собрать как можно больше информации о мире профессий, характере и условиях труда.

2. Соотнести свои способности и возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессией (психологические особенности, здоровье, личностные качества).

3. Познакомиться с учебными заведениями, где подросток может получить выбранную профессию (ярмарки профессий, дни открытых дверей).

4. Участвовать в мастер- классах (По-возможности).

5. Получить профессиональную помощь при выборе профессии специалистов центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

7. Рефлексия.

Родителям предлагается высказать свое мнение, насколько полезной была полученная информация, вопросы, на которые ещё предстоит найти ответы, или просто впечатление от встречи.

Источники:

1. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. – с. 143-155.

2. Красникова Ю. В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4350/

3. http://omprofcenter.ru/index.php/kak-pomoch-rebenku-vybrat-professiyu/sovety-roditelyam.


 

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее