Родительский лекторий
«Культура межличностных отношений детей и родителей»
«Там, где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца к детям уродует их».
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только впервые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
В подростковом и старшем возрасте требования к культуре поведения возрастают. Теперь уже родители вместе с учителями могут помочь своим старшим детям уяснить, что внешнее поведение должно быть выражением его внутреннего мира, внутренней культуры.
Бичом в семейном воспитании, является грубая, бранная речь взрослых. К сожалению, такую речь можно слышать и от детей.
Ведь взрослые забывают, что зоркие, пытливые глаза детей всегда наблюдают за ними. Дети замечают и воспринимают всё, чем занимаются взрослые, о чём и как говорят, какую музыку слушают, какой образ жизни ведут.
Ну, а что же делать, спрашивают родители, если у ребёнка в силу той или иной причины всё-таки выработалась какая-то дурная манера? Можно ли её искоренить? Можно. Но только надо набраться терпения твёрдо помнить.
«Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от неё избавится. Но в том то и беда, что привычка, устанавливается понемногу и после продолжительной борьбы с нею также в течении времени искореняется».
Вы хотите, чтобы ваши дети были лучше вас, так не растите и не воспитывайте себе подобных, не топчитесь на месте, дети это податливая глина, только нужны умелые руки мастера, будьте этими мастерами.
Каким вырастет ребенок, во многом зависит, какое он занимает положение в семье. Благополучное воспитание, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других;
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант».
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – свидетели. А может они учатся жить у жизни.
Недостатки, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Деспотическая любовь – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Рекомендации
1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2.Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме
3.Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4.Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
5.Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
7.Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8.Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9.Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа – что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».
Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только ответы «могу».
№ | Можете ли вы: | Да, могу | Не всегда | Не могу | |||
1 | В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком? |
|
|
| |||
2 | Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему? |
|
|
| |||
3 | Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? |
|
|
| |||
4 | Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя? |
|
|
| |||
5 | Поставить себя на место ребёнка? |
|
|
| |||
6 | Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете? |
|
|
| |||
7 | Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? |
|
|
| |||
8 | Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение? |
|
|
| |||
9 | Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз? |
|
|
| |||
10 | Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? |
|
|
| |||
11 | Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить? |
|
|
| |||
13 | Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете? |
|
|
| |||
РЕЗУЛЬТАТ: |
|
|
| ||||
Если вы на 8-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты. | |||||||
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. | |||||||
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаточно либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе. |