Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение средняя общеообразовательная школа № 7 г.Сальск
Методический семинар
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций.
Разработано учителем
Первой квалификационной категории
Плауновой Наталией Владимировной
г.Сальск
2018
Методический семинар
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций.
В условиях постоянно меняющегося мира, колоссальных потоков информации, которые постоянно обрушиваются на человека, и переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача формирования личности, разносторонне развитой, умеющей самостоятельно организовывать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Ключевой деятельностью моей педагогической деятельности становится информационно-коммуникативная деятельность.
Ставлю перед собой задачу, выполнить заказ государства на личность, способную к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Другими словами, формировать у учащегося УУД – универсальные учебные действия: 1) Познавательные, 2)Коммуникативные, 3) Регулятивные, 4) Личностные.
Тема моего исследования: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций»(слайд 1)
(слайд 2)
Цель: повысить свои психолого - педагогические компетенции в формировании личностных компетенций учащихся.
Задачи: 1) Формирование личностных ууд учащихся, на основе применения технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
2)Проследить взаимосвязь развития личностных компетенций учащихся с планированием поисковой деятельности на уроках через создание проекта.
В своей работе я использую:(слайд 3)
Технологию проблемного обучения;
Технологиюпроектного обучения;
Технологиюрешения изобретательских задач;
Технологиюличностно ориентированного обучения.
Подробнее остановимся на технологии проектного обучения.
Применение технологии помогает найти ответ на вопрос:«Как наилучшим способом достичь целей обучения?» Поэтому характерными чертами моей работы является уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижений. Это происходит благодаря коротким логически связанным шагам, так что учащийся почти не делает ошибок и дает правильные ответы, при этом немедленно подкрепляя их путем сообщения результата своих размышлений и исследований. В результате чего онпод моим руководством движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения.(слайд 4)
Результатами такой работы являютсяпроекты внеурочной деятельности по темам«Парковая культура в моей жизни»и «Математика в моей жизни».Мною ведется кружковая работа «Проектно-исследовательская деятельность».Выбрали актуальную для нашего посёлкапроблему« Парка» – это его благоустройство. Мы совместно с учащимися сформулировали цели, задачи для нашего исследования выдвинули гипотезу. Данная тема очень тесно связана с жизнью детей. Каждый из них был в парке, кто-то выезжал за пределы посёлка и посещал городские парки. Детям было интересно узнать, как изучение достопримечательностей парка может повлиять на общее культурное развитие школьника.
В процессе работы были выработаны такие личностные компетенции, как познавательная активность - умение работать с информацией, ставить цели, прогнозировать, планировать свою деятельность. Дети находили информацию в книгах при написании сообщений «Для чего нужны деревья». Сравнивали описания парков Москвы, городов Амурской области. Строили самостоятельные высказывания на основе личного опыта при написании сочинений «Мои воспоминания о прогулке в парке». При создании макета парка развивались творческие способности,умение наблюдать за окружающим миром, умение анализировать чертежи, эскизы. Результатом данной работы является выступление на муниципальной конференции и 1 место.
Проектно-исследовательская работа «Математика в моей жизни». В ходе исследования дети искали информацию об истории развития математических задач, изучали работу своих родителей, узнавали, как они применяли знания математики в своей профессии,выявляли жизненные ситуации, в которых требовалось применение математических знаний. Создание буклета с математическими и логическими задачами на материале личного опыта – продукт этого исследования.(слайд 5)
Проектно-исследовательская деятельность — это технология, основанная на научном методе познания, который предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательски-творческого характера под руководством педагога.
Результатом проектно – исследовательской работы моих детей является формирование способностей:
-развивать навыки самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- проводить анализ существующих исследований в отечественной и зарубежной литературепо теме;
-проводить самостоятельные исследования по выбранной проблеме;
-демонстрировать умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
-развиватьинтерес к научной деятельности.
Моя готовность к использованию УУД включает:(слайд 6)
- владение содержания каждого УУД и связи между ними;
- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения; специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
-способность прогнозировать деятельность учащихся по формированию УУД, включая:
1) выделение объективных условий выполнения УУД;
2) планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, мере развёрнутости, мере самостоятельности);
3) подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
При использовании мною проектно-исследовательской деятельности на урокахрезультатом является формирование личностных УУД и, как следствие, формирование личностных компетенций. Компетенция – совокупность поведения, являющаяся результатом знаний, умений, навыков и личностных качеств учащегося, которые необходимы ему для успешного выполнения необходимых задач.
1)Мною проводились диагностики на выявление таких навыков личности, как самооценка. Методика «Лесенка». Детям предлагалось нарисовать себя на определённой ступеньке, с отрицательного до положительного качества. Проблема развития и становления самооценки – это проблема развития личностных компетенций. Самооценка –это способность оценивать себя, на неё влияет уровень притязаний, т.е. это осознание человеком самого себя. Главный смысл – это самоконтроль и саморегуляция, связанные с самоутверждением, стремлением найти своё место в жизни, утвердить себя в глазах общества и самого себя. Важна адекватная самооценка, реальное оценивание себя и своих достижений. Если у ребёнка заниженная самооценка, то в любом деле он выбирает лёгкое задание,так как отсутствует вера в свои силы.(слайд 9)
На диаграмме видно, что во втором классе заниженную самооценку имело 8 % детей, к 3 классу это составило 4%, адекватную самооценку во 2 классе имело 13%, в 3 классе -30%, завешенную самооценку во 2 классе имело 78%, в 3 классе - 69%. Вывод: в 3 классе дети уже могут давать себе адекватную самооценку, а это значит , что стремятся ставить перед собой реальные цели, которые смогут достигнуть.
2) Выявление характера успешности учащихся Насколько дети понимают причины своего успеха или неуспеха, настолько будет развито их критическое мышление. А следствием этого - социальная успешность и умение приспособиться к жизни в обществе..По методике «Выявления характера неуспеха, успеха», задавались вопросы: Если у меня что-то не получается,то…(мало стараюсь; плохо понимаю объяснения учителя ; задание было слишком сложным и т.д.)
На диаграмме видно, что во 2 классе как успешными оценивают себя 69%, в 3 классе 61%, средний уровень во 2 классе – 30 %, в 3 классе -17%. Низкий уровень – во 2 классе 4%, в 3 классе -13%. Это говорит о том, что дети в 3 классе более критично подходят к оцениванию себя, чем во 2 классе.
3) Исследуя самооценку причин успеха или неуспеха, выявила, (слайд 11)что
причины неуспеха во втором классе недостаточные усилия - 43,9%, в 3 кл -52%,
от недостаточностиспособности зависит неуспех во 2 кл -43,9%, в 3кл-39,1%,
30% считают, что зависит от сложности заданий во 2 и 3 классе не изменилось, это показывает на осознанность и принятия учения. Соответственно, больше человек в классе считали, что в учении помогает везение, чем в 3 классе.
Причиной своего успеха учащиесясчитают собственные усилия.
4) Исследуя мотивацию, я выявила, что Мотивы одобрения к 3 классу ниже -78%, чем во втором - 86% (слайд 12)
Социальные мотивы (стремление к одобрению, но широкое понимание, сделать хорошо другим) 69%-52%
Учебно-познавательная мотивация (хорошо учиться, больше знать для важной цели)
73%-91%
Внешняя мотивация (школа нравится, учителя нравятся, но не для получения знаний, а игры на перемене) 78%-9%
Негативное отношение к школе (хожу на каторгу, учиться не хочу) 1 человек
У детей формируется критическое мышление: они учатся рассуждать, анализировать и планировать, делать выводы, формируется представление о значимости умения учиться.
Базовые личностные компетенции включают в себя четыре типа потенциала:
Тип потенциала, лежащий в основе компетенции | Компетенции, входящие в каждую из составляющих потенциала |
Интеллектуальный | Инновационность, новаторство, разработка решений, работа с информацией |
Волевой | Достижение целей, саморегуляция и выдержка, инициатива и решительность |
Коммуникативный | Общительность, уверенность, позитивное отношение к другим |
Направленность | Созидательная энергия, ориентация на развитие, конструктивное отношение к себе. |
Работая над формированием личностной компетенции, стараюсь донести до учащегося, что он должен устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. В результате учащийся задаётся вопросом, а какое значение, какой смысл имеет для него данное исследование, работа, и стараетсянайти ответ на этот вопрос.(слайд 14)
Для того чтобы развивать у детей личностные УУД,внедряю в свою работу с детьми методические и технологические новинки.
Выбираю одно УУД на неделю (например: слушать друг друга, оценивать, сравнивать).
Обсуждаем вместе с детьми важность этого действия и записываем как цель в план нашей работы. (На этой неделе мы будем стараться внимательно выслушивать точку зрения говорящего, оценивать выступление по заданным критериям, сравнивать результаты исследований представленных групп)
Каждый день, в течение недели даю задание на отработку этого действия с рефлексией «Что и зачем мы делаем?»
В конце недели мы подводим итоги, рефлексию «Что удалось? Что получилось менее удачно? Повторяем или ставим новую цель?»
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому стараюсь готовить учеников младших классов постепенно.Следует отметить, что исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.(слайд 15)
В процессе формирования личностных УУД и как следствие компетенций в работе с исследованием и проектами у детей вырабатываются умения…
1. Умение собирать всевозможную информацию, которая необходима для выполнения поставленных задач, умение извлекать полезную информацию из опыта других людей.
Обучающиеся, составляя свои проекты, овладевают практическими знаниями и умениями, приобретают опыт.
2. Умение определять проблему и разлаживать её на составные части. Связывать воедино и оценивать информацию из различных источников.
3. Умение принимать разумные решения. Придумывать оригинальные идеи.
Таким образом, использование проектно–исследовательской деятельности в моей работе позволяет добиться хорошего уровня подготовки и развития навыков самооценки самоконтроля и саморегуляции.
5