«Осенний фестиваль знаний 2024»

РМО доклад "Православная вышивка "

Если вы зашли в православный храм, то, несомненно, вам бросится в глаза обилие вышитых богослужебных предметов. Богато украшенные хоругви, аналойники, индитии, и многое другое наполняет внутреннее убранство храма, сообщая ему торжественность и молитвенную таинственность. Издавна русский человек приносил в храм самое лучшее, стремясь его богато украсить, тем самым являя миру храм, как отражение неба на земле. Священнослужители на службе облачались в богатые, прекрасно исполненные золотой вышивкой и драгоценными камнями облачения и это была не дань моде, не тщеславное желание украсить себя, для того, что бы подчеркнуть сакральную роль священника на богослужении, где он олицетворяет собой образ Божий. Благочестивые русские князья в первую очередь заботились не о пышности своих жилищ, а о красоте Божьих храмов. И мы видим сейчас, что из глубины веков сохранились не княжеские палаты, а великолепные церкви – белокаменные, богато изукрашенные, как невесты Христовы, тянущиеся в небо золотыми куполами, формой своей походя на свечу – являя молитвенное горение, как свеча перед Богом.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение средняя общеообразовательная школа № 7 г.Сальск













Методический семинар


Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций.













Разработано учителем

Первой квалификационной категории

Плауновой Наталией Владимировной







г.Сальск

2018

Методический семинар


Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций.


В условиях постоянно меняющегося мира, колоссальных потоков информации, которые постоянно обрушиваются на человека, и переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача формирования личности, разносторонне развитой, умеющей самостоятельно организовывать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Ключевой деятельностью моей педагогической деятельности становится информационно-коммуникативная деятельность.

Ставлю перед собой задачу, выполнить заказ государства на личность, способную к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Другими словами, формировать у учащегося УУД – универсальные учебные действия: 1) Познавательные, 2)Коммуникативные, 3) Регулятивные, 4) Личностные.

Тема моего исследования: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций»(слайд 1)

(слайд 2)

Цель: повысить свои психолого - педагогические компетенции в формировании личностных компетенций учащихся.

Задачи: 1) Формирование личностных ууд учащихся, на основе применения технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

2)Проследить взаимосвязь развития личностных компетенций учащихся с планированием поисковой деятельности на уроках через создание проекта.

В своей работе я использую:(слайд 3)

Технологию проблемного обучения;

Технологиюпроектного обучения;

Технологиюрешения изобретательских задач;

Технологиюличностно ориентированного обучения.

Подробнее остановимся на технологии проектного обучения.

Применение технологии помогает найти ответ на вопрос:«Как наилучшим способом достичь целей обучения?» Поэтому характерными чертами моей работы является уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижений. Это происходит благодаря коротким логически связанным шагам, так что учащийся почти не делает ошибок и дает правильные ответы, при этом немедленно подкрепляя их путем сообщения результата своих размышлений и исследований. В результате чего онпод моим руководством движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения.(слайд 4)

Результатами такой работы являютсяпроекты внеурочной деятельности по темам«Парковая культура в моей жизни»и «Математика в моей жизни».Мною ведется кружковая работа «Проектно-исследовательская деятельность».Выбрали актуальную для нашего посёлкапроблему« Парка» – это его благоустройство. Мы совместно с учащимися сформулировали цели, задачи для нашего исследования выдвинули гипотезу. Данная тема очень тесно связана с жизнью детей. Каждый из них был в парке, кто-то выезжал за пределы посёлка и посещал городские парки. Детям было интересно узнать, как изучение достопримечательностей парка может повлиять на общее культурное развитие школьника.

В процессе работы были выработаны такие личностные компетенции, как познавательная активность - умение работать с информацией, ставить цели, прогнозировать, планировать свою деятельность. Дети находили информацию в книгах при написании сообщений «Для чего нужны деревья». Сравнивали описания парков Москвы, городов Амурской области. Строили самостоятельные высказывания на основе личного опыта при написании сочинений «Мои воспоминания о прогулке в парке». При создании макета парка развивались творческие способности,умение наблюдать за окружающим миром, умение анализировать чертежи, эскизы. Результатом данной работы является выступление на муниципальной конференции и 1 место.

Проектно-исследовательская работа «Математика в моей жизни». В ходе исследования дети искали информацию об истории развития математических задач, изучали работу своих родителей, узнавали, как они применяли знания математики в своей профессии,выявляли жизненные ситуации, в которых требовалось применение математических знаний. Создание буклета с математическими и логическими задачами на материале личного опыта – продукт этого исследования.(слайд 5)

Проектно-исследовательская деятельность — это технология, основанная на научном методе познания, который предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательски-творческого характера под руководством педагога.

Результатом проектно – исследовательской работы моих детей является формирование способностей:

-развивать навыки самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

- проводить анализ существующих исследований в отечественной и зарубежной литературепо теме;

-проводить самостоятельные исследования по выбранной проблеме;

-демонстрировать умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

-развиватьинтерес к научной деятельности.

Моя готовность к использованию УУД включает:(слайд 6)

- владение содержания каждого УУД и связи между ними;

- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения; специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;

-способность прогнозировать деятельность учащихся по формированию УУД, включая:

1) выделение объективных условий выполнения УУД;

2) планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, мере развёрнутости, мере самостоятельности);

3) подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.

При использовании мною проектно-исследовательской деятельности на урокахрезультатом является формирование личностных УУД и, как следствие, формирование личностных компетенций. Компетенция – совокупность поведения, являющаяся результатом знаний, умений, навыков и личностных качеств учащегося, которые необходимы ему для успешного выполнения необходимых задач.

1)Мною проводились диагностики на выявление таких навыков личности, как самооценка. Методика «Лесенка». Детям предлагалось нарисовать себя на определённой ступеньке, с отрицательного до положительного качества. Проблема развития и становления самооценки – это проблема развития личностных компетенций. Самооценка –это способность оценивать себя, на неё влияет уровень притязаний, т.е. это осознание человеком самого себя. Главный смысл – это самоконтроль и саморегуляция, связанные с самоутверждением, стремлением найти своё место в жизни, утвердить себя в глазах общества и самого себя. Важна адекватная самооценка, реальное оценивание себя и своих достижений. Если у ребёнка заниженная самооценка, то в любом деле он выбирает лёгкое задание,так как отсутствует вера в свои силы.(слайд 9)

На диаграмме видно, что во втором классе заниженную самооценку имело 8 % детей, к 3 классу это составило 4%, адекватную самооценку во 2 классе имело 13%, в 3 классе -30%, завешенную самооценку во 2 классе имело 78%, в 3 классе - 69%. Вывод: в 3 классе дети уже могут давать себе адекватную самооценку, а это значит , что стремятся ставить перед собой реальные цели, которые смогут достигнуть.

2) Выявление характера успешности учащихся Насколько дети понимают причины своего успеха или неуспеха, настолько будет развито их критическое мышление. А следствием этого - социальная успешность и умение приспособиться к жизни в обществе..По методике «Выявления характера неуспеха, успеха», задавались вопросы: Если у меня что-то не получается,то…(мало стараюсь; плохо понимаю объяснения учителя ; задание было слишком сложным и т.д.)

На диаграмме видно, что во 2 классе как успешными оценивают себя 69%, в 3 классе 61%, средний уровень во 2 классе – 30 %, в 3 классе -17%. Низкий уровень – во 2 классе 4%, в 3 классе -13%. Это говорит о том, что дети в 3 классе более критично подходят к оцениванию себя, чем во 2 классе.

3) Исследуя самооценку причин успеха или неуспеха, выявила, (слайд 11)что

причины неуспеха во втором классе недостаточные усилия - 43,9%, в 3 кл -52%,

от недостаточностиспособности зависит неуспех во 2 кл -43,9%, в 3кл-39,1%,

30% считают, что зависит от сложности заданий во 2 и 3 классе не изменилось, это показывает на осознанность и принятия учения. Соответственно, больше человек в классе считали, что в учении помогает везение, чем в 3 классе.

Причиной своего успеха учащиесясчитают собственные усилия.

4) Исследуя мотивацию, я выявила, что Мотивы одобрения к 3 классу ниже -78%, чем во втором - 86% (слайд 12)

Социальные мотивы (стремление к одобрению, но широкое понимание, сделать хорошо другим) 69%-52%

Учебно-познавательная мотивация (хорошо учиться, больше знать для важной цели)

73%-91%

Внешняя мотивация (школа нравится, учителя нравятся, но не для получения знаний, а игры на перемене) 78%-9%

Негативное отношение к школе (хожу на каторгу, учиться не хочу) 1 человек

У детей формируется критическое мышление: они учатся рассуждать, анализировать и планировать, делать выводы, формируется представление о значимости умения учиться.

Базовые личностные компетенции включают в себя четыре типа потенциала:

Тип потенциала, лежащий в основе компетенции

Компетенции, входящие в каждую из составляющих потенциала

Интеллектуальный

Инновационность, новаторство, разработка решений, работа с информацией

Волевой

Достижение целей, саморегуляция и выдержка, инициатива и решительность

Коммуникативный

Общительность, уверенность, позитивное отношение к другим

Направленность

Созидательная энергия, ориентация на развитие, конструктивное отношение к себе.


Работая над формированием личностной компетенции, стараюсь донести до учащегося, что он должен устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. В результате учащийся задаётся вопросом, а какое значение, какой смысл имеет для него данное исследование, работа, и стараетсянайти ответ на этот вопрос.(слайд 14)

Для того чтобы развивать у детей личностные УУД,внедряю в свою работу с детьми методические и технологические новинки.

  1. Выбираю одно УУД на неделю (например: слушать друг друга, оценивать, сравнивать).

  2. Обсуждаем вместе с детьми важность этого действия и записываем как цель в план нашей работы. (На этой неделе мы будем стараться внимательно выслушивать точку зрения говорящего, оценивать выступление по заданным критериям, сравнивать результаты исследований представленных групп)

  3. Каждый день, в течение недели даю задание на отработку этого действия с рефлексией «Что и зачем мы делаем?»

  4. В конце недели мы подводим итоги, рефлексию «Что удалось? Что получилось менее удачно? Повторяем или ставим новую цель?»

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому стараюсь готовить учеников младших классов постепенно.Следует отметить, что исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.(слайд 15)

В процессе формирования личностных УУД и как следствие компетенций в работе с исследованием и проектами у детей вырабатываются умения…

1. Умение собирать всевозможную информацию, которая необходима для выполнения поставленных задач, умение извлекать полезную информацию из опыта других людей.

Обучающиеся, составляя свои проекты, овладевают практическими знаниями и умениями, приобретают опыт.

2. Умение определять проблему и разлаживать её на составные части. Связывать воедино и оценивать информацию из различных источников.

3. Умение принимать разумные решения. Придумывать оригинальные идеи.

Таким образом, использование проектно–исследовательской деятельности в моей работе позволяет добиться хорошего уровня подготовки и развития навыков самооценки самоконтроля и саморегуляции.


5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее