Ритмопластика
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна на занятиях правильно подобранная музыка. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);
умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей.
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших.
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно
разнообразными по жанру: плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).
Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, движения под музыку, развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях.
Пример фрагмента музыкального занятия с применением элементов ритмопластики.
«Веселые путешественники».
Музыка М. Старокадомского
Описание движений.
И.П. - (исходное положение). Дети стоят друг за другом.
1 фигура
1 куплет
Ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев:
И. П. - стоя лицом в круг.
На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы.
Повторение - три хлопка слева.
На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",
«собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,
«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,
«обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,
«попугая» - наклон в том же положении влево,
«вот» - руки вперед.
«компания какая» - руки опустить.
Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.
2 фигура
2 куплет
Запев:
ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик)
На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.
Припев: движения те же.
3 фигура
3 куплет
Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).
Начиная со слов "Нам солнышко светило" дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой ("ветерок"). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).
Припев: движения те же.
На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.
Дидактическая игра «Гномики»
Цель: изображение с помощью мимики страха, удивления, сомнения, подозрительности, равнодушия.
Оборудование: домик, в котором живут гномы с разными эмоциональными состояниями.
Дети выбирают любого гнома и изображают его эмоциональное состояние с помощью мимики
В гости гномы к нам пришли,
Смех и радость принесли.
Этот гномик так сердит,
Что на нас и не глядит.
Этот гномик удивлён.
Этот – очень огорчён.
Игра с пением «Гриб волнушка»
Цель: формирование координации пения и движения.
Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.
На лесной опушке, где жила кукушка - дети идут по кругу хороводом
Вырос гриб-волнушка - шляпка на макушке - ребёнок-волнушка медленно
поднимается (растёт)
Дождик шёл, дождик шёл, - дети и «волнушка»
Вышел на опушку, встряхивают кистями рук
Наклонился и нашёл - наклоняются вперёд
Круглую волнушку. -показывают на волнушку»
Мокнет у волнушки шляпка на макушке. - кладут руки на макушку и качают головой
Солнце шло, солнце шло, - постепенно поднимают
Вышло на опушку, руки, вращая кистями
Пригляделось и нашло - наклоняются вперёд
Мокрую волнушку. -показывают на волнушку»
Сохнет у волнушки - руки на поясе,
Шляпка на макушке. качают головой
Наша Даша в лес пошла, - дети хлопают в ладоши
Наша Даша гриб нашла. девочка обходит «волнушку»
Вот и нет волнушки - девочка и «волнушка»
На лесной опушке. берутся за руки и кружатся
Танец Русалок
Русалки в море плещутся
Весёлою гурьбой,
Кого бы ни увидели,
Тот час зовут с собой.
С утра до самой полночи
Готовы танцевать.
Красивее русалочек
На свете не сыскать.
Как рыбки золотистые
Мелькают там и тут.
Проказницы-русалочки
Скучать вам не дадут