Решение задач в 3 действия
Тема: «Решение задач в 3 действия»
Цели:
познакомить учащихся с новым видом составных задач на нахождение суммы двух произведений; закреплять умения решать задачи изученных видов; закреплять изученные случаи умножения и деления с числами 0 и 1;
совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать; развивать познавательную активности учащихся, развивать математическую речь; тренировать и концентрировать внимание и его распределение;
воспитывать самостоятельность, тактичное отношение при работе в паре и группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Урок посвятим решению задач.
Решая задачи, о многом можно узнать.
Задачи учат нас рассуждать,
Анализировать, наблюдать, вычислять.
III. Индивидуальная работа учащихся (работа с «Палитрой» и с многоразовыми карточками)
Цель: проверить знаний усвоения табличных случаев умножения и деления.
Взаимопроверка
IV. Устный счёт
Мы начинаем нашу работу
Как всегда с устного счёта.
1) Счёт «цепочкой» (Приложение 1)
63 : 7 · 2 – 6 : 3 · 8 : 4 = 8
80 – 40 : 8 · 4 – 2 : 2 · 8 = 72
3) Закрепление задач изученных видов.
Тест (работа с цифровым табло)
В книге поместили 24 стихотворения и 8 рассказов. Во сколько раз в книге стихотворений больше, чем рассказов? (В 3 раза)
В книге поместили 24 стихотворения и 8 рассказов. На сколько в этой книге стихотворений больше, чем рассказов? (На 16 стихотворений больше)
На первой полке было 27 книг, на второй полке – в 3 раза меньше, чем на первой. Сколько книг на второй полке? (24 книги)
На первой полке было 27 книг, на второй полке – в 3 раза меньше, чем на первой. Сколько книг на двух полках? (36 книг)
На первой полке было 9 книг, на второй полке – в 4 раза больше, чем на первой. Сколько книг на второй полке? (36 книг)
На первой полке было 9 книг, на второй полке – в 4 раза больше, чем на первой. Сколько книг на двух полках? (45 книг)
V. Актуализация знаний
1) Работа в тетради «Составь задачу по схеме и запиши её решение»(письмо с проговариванием)
9 · 5 = 45 В одной корзине 9 кг яблок. Сколько кг яблок в 5 корзинах?
45 : 9 = 5 45 кг яблок разложили поровну в корзины, по 9 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?
45 : 5 = 9 45 кг яблок разложили поровну в 5 корзин. Сколько кг яблок в одной корзине?
2) Самостоятельная работа. Решение задач на нахождение произведений по вариантам
1 вариант. В магазин привезли 6 ящиков яблок, по 9 кг в каждом. Сколько килограммов яблок привезли в магазин? 9 · 6 = 54 (кг) – яблок
2 вариант. В магазин привезли 3 ящика груш, по 7 кг в каждом. Сколько килограммов груш привезли в магазин? 7 · 3 = 21 (кг) – груш
3) Введение в тему
– Прочитайте только условие первой задачи
– Теперь условие второй задачи
– Какой вопрос можно задать, объединив два условия этих задач в одну?
– Какой образовался вид задачи? (Составная задача на нахождение суммы двух произведений)
VI. Работа над новой темой
В магазин привезли 6 ящиков яблок, по 9 кг в каждом, и 3 ящика груш, по 7 кг в каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?
Составление схемы задачи
Разбор задачи от вопроса к данным
План решения задачи
– Какой вид задачи?
VII. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VIII. Зарядка для глаз «Лови снежинку»
IX. Продолжение работы над новым материалом
За один день фермер собрал 8 корзин огурцов, по 6 кг в каждой, и 3 корзины помидоров, по 5 кг в каждой. Сколько всего кг овощей собрал фермер в этот день?
– Назови вид этой задачи? (Составная задача на нахождение суммы двух произведений)
– Каким числовым выражением мы узнаем вес огурцов? (6 · 8)
– Каким числовым выражением мы узнаем вес помидоров? (5 · 3)
– А каким числовым выражением можно узнать вес всех этих овощей? (6 · 8 + 5 · 3)
– А как можно изменить вопрос задачи, чтобы она решалась так? (6 · 8 - 5 · 3)
X. Работа в группах
1 группа: Соотнесите выражения и схемы задач.
2 группа: Соотнесите схемы задач и текст.
3 группа: Начертите схему задачи и запишите числовое выражение.
4 группа: Составьте задачу по числовому выражению.
5 группа: Работа на компьютере «Решение задач. 1 вариант» (Приложение 2)
6 группа: Работа на компьютере «Решение задач. 2 вариант» (Приложение 2)
XI. Проверка работ групп
Соотнести выражения и схемы задач
Соотнести схемы задач и текст
Начертить схему задачи и записать числовое выражение
Составление задачи по числовому выражению
XII. Итог урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Отметьте на своей карточке результат вашей работы:
Урок для меня прошёл с пользой. Я научился решать составные задачи и могу помочь другим (красный кружок).
Научился решать составные задачи, но мне ещё нужна помощь (зелёный кружок).
Мне было трудно на уроке (синий кружок).