План-конспект урока «Решение задач с помощью пропорций»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: научиться применять пропорцию при решении задач.
Задачи урока:
- научить решать задачи, используя понятие пропорции;
- обобщить теоретические знания понятия пропорции, её основного свойства;
- научить оценивать полученный результат.
- воспитывать внимательность, инициативность;
- воспитывать интерес к математике, аккуратность.
- развивать познавательный интерес учащихся.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Литература: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика», М.: Мнемозина, 2012.
Структура урока
Организация начала урока
Актуализация опорных знаний
Изучение нового учебного материала
Закрепление изученного учебного материала
Самостоятельная работа
Подведение итогов занятия. Рефлексия
Информация о домашнем задании
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока
| Психологический настрой учащихся на урок. Совместно с учащимися формулируются цель и задачи урока. Указать, что изучаемая тема будет использоваться и в других областях знаний. Какое новое понятие мы узнали на прошлых уроках? (пропорция). Как вы думаете, ребята, где мы будем применять полученные знания? (при решении текстовых задач). Цель нашего урока: научиться применять пропорцию при решении задач. | Учащиеся готовятся к уроку, формулируют цели и задачи урока |
Актуализация опорных знаний
| Фронтальный опрос учащихся. Запись ответов ведется на доске. Понятие пропорции. Запись в общем виде. Основное свойство пропорции. Вспомним что же такое пропорция? Каким основным свойством она обладает? А отношение двух чисел что это? Пропорция – верное равенство двух отношений. a : b = c : d, a, d – крайние элементы, b, c – средние элементы пропорции. Произведение крайних элементов пропорции равно произведению средних. Найдите верную пропорцию (устно). 8 : 23 = 2 : 7 6 : 16 = 3 : 8 1,5 : 6 = 0,5 : 2
| Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы; устно выполняют решение, отвечают у доски. |
Изучение нового учебного материала | Учитель объясняет новую учебную тему. Предлагаю вам решить следующую задачу: №1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. (Решение выполняется у доски 2 способами). № 2. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? | Решение задач учащиеся проводят с помощью учителя на доске и в тетрадях. При этом учащиеся задают вопросы учителю, если возникают какие-то трудности.
|
Закрепление изученного учебного материала | Учитель совместно с учащимися рассматривает следующие примеры. № 3. На уроке математики ребята выполняли самостоятельную работу, которая длилась 15 минут. Какую часть урока составила самостоятельная работа? № 4. В 6 классе учатся 25 ребят. Из них 12 – девочки. Какой процент от общего количества детей в классе составляют мальчики, а какой девочки? № 5. Из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо нанять, чтобы построить двор в 5 дней? Леонтий Филиппович Магницкий — русский математик, педагог. Преподаватель, автор первой в России учебной энциклопедии по математике. № 6. Из «Арифметики» А.П. Киселева: 8 аршин сукна стоит 30 рублей. Сколько стоит 15 аршин этого сукна? Киселев Андрей Петрович — российский, советский педагог, законодатель школьной математики. «Арифметика» – первый школьный учебник по арифметике, вышел в 1884 г. | Учащиеся совместно с учителем выполняют упражнения, отвечают у доски. |
Самостоятель-ная работа | Проводится самостоятельная работа; после самопроверки разбираются вопросы, возникшие у учащихся во время выполнения работы. № 6. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Мимо острова крутого Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. С какой скоростью нужно плыть кораблю, чтобы преодолеть путь от царства царя Салтана до острова Буяна за 6ч, если при скорости 55 км/ч он проходит это расстояние за 4,5ч? Выполните вычисления. Используя найденные в таблице ответы, узнайте, кто ввел в употребление слово «пропорция». | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, предложенную учителем. |
Подведение итогов занятия. Рефлексия | Учитель задает вопросы: «Чему мы сегодня научились на данном уроке?» «Какие знания получили?» Фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели. Качественная и количественная оценка достижений учащихся за урок. |
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, отмечают моменты, вызвавшие затруднения. |
Информация о домашнем задании | Практическая часть домашнего задания дифференцирована по трем уровням (карточки). Учителем раздаются карточки в зависимости от уровня усвоения материала учеником. Задания на карточках. № 1057, 1059, 1064 (учебник). | Учащиеся получают домашнее задание. При необходимости задают вопросы. |
3