«Осенний фестиваль знаний 2024»

Решение задач на сплавы и растворы при подготовке к ОГЭ

Интегрированный урок по химии и математике по решению расчетных задач различными способами.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки


Интегрированный  урок по математике  и  химии
 на тему:
 
«Решение задач на сплавы и растворы при подготовке к ОГЭ. Разложим по «полочкам» задачи на смеси»


Учитель химии МБОУ Щелковская гимназия Замчалкина О.А.


Цель урока: 
Рассмотрение  
 алгоритма  решения  задач  на  смеси: 
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:

Образовательные:

1.       Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

1.1.  Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.

1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.


Развивающие:

2.       Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.

2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.


Воспитательные:

3.       Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

3.1.       Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.

3.2.      Учить учащихся самооценке, самоконтролю.


Тип урока:
Интегрированный урок
Комбинированный урок


Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности


ТСО и наглядность:  Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.


Ход урока.


1этап.  Организационный момент. (Слайд 1.)

(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)


Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ в химии и математике.


Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.

Учитель математики: У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.

Учитель химии: А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)


2этап. Актуализация.


Учитель химии: Наливаю в 2-а химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).


Учитель математики:  А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества. (Слайд 2.)

Итак, тема урока  « Разложим по «полочкам» задачи смеси».

Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси, ознакомление с приемами решения задач в математике и химии, формирование целостной картины о взаимосвязях предметов в школе.) (Слайд 3.)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.



Учитель химии: ( Рефлексия настроения (слайд) )

На слайде вы видите смайлики,  определите,  какому смайлику соответствует  ваше настроение, и на полях тетради нарисуйте данный смайлик. (Слайд 4.)


Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».

Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения , поэтому

Устная разминка: начнем с кроссворда(Слайд № 3)

Кроссворд:





1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)

3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)


Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.

- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)

- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?  

Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.

Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)

(Математическая разминка). (Слайд 5-15.)

 

Учитель химии:

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

(Химическая разминка. Слайд 5-15.)


Учитель математики: Ребята, давайте заполним оценочный лист.

         нет ошибок – «5»

         одна ошибка – «4»

         2-3 ошибки – «3»).

3 этап.  Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее.

 

Учитель химии: Предлагаю решить задачу №1. (Слайд 16)

«Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ 75г).


Дано: Решение:

ω % =15% ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%

m(р-ра) – 500г m(в-ва)= m(р-ра) •ω     

m(в-ва)=? m(в-ва)= 500*0,15=75г ответ: 75г марганцовки



Сообщение учащегося . «Растворы на кухне и в домашней аптечке».


Уксусная кислота (CH3COOH). Водный раствор уксусной кислоты, полученной из вина (5-8%), называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используют для приготовления майонеза, различных маринадов и т.д. Уксусная эссенция – 80%-й раствор. Её нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов.

Пероксид водорода (H2O2). Пероксид водорода был открыт Луи Тенаром совершенно случайно в 1818г. Перекись водорода как лекарственное средство чаще всего используют в виде 3%-го раствора, который продаётся в аптеке. При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода. Отсюда его противомикробные свойства. Разбавленные растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства: фермент крови расщепляет H2O2 на воду и активный кислород. Однако действие его кратковременно, поэтому, остановив кровотечение, надо обработать рану по всем правилам и наложить повязку.



Учитель математики.

– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим  при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)

    Найти  15%  от  500.
1) 
 15% = 0,15
 2)  500*0,15=75(кг)
Ответ: 75 г.

– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.


4. Физкультминутка – зарядка для глаз. (Слайд 17.)


Учитель химии. Повторяем классификацию сплавов в процессе беседы с учащимися.

По окончании беседы один из учеников делает сообщение.



Сообщение ученика «Сплавы, используемые в изготовлении монет».

Исторически в течение веков и даже тысячелетий существовало всего три так называемых монетных металла - золото, серебро, медь. В конце XIX в. к ним прибавились никель и его сплавы с медью. Сталь - самый дешёвый металл, и многие страны уже давно чеканят из неё монеты, покрывая их с наружи чистой медью, латунью или бронзой. Например, в США с октября 1982 года одноцентовые монеты делают из цинка, покрывая их снаружи медью.

Для монет достоинством 10, 20 и 50 центов как альтернативу стандартному медно- никелевому сплаву использовали сплав, называемый «скандинавское золото» (Nordic Gold). Монетки, изготовленные из такого сплава, выглядят как золотые и не теряют своего вида в течение долгого времени. Меди в сплаве 89%, остальное - алюминий и цинк (по 5%) с добавкой олова (1%).

Центральная часть евромонет никелевая, и она слабо притягивается магнитом. Но так как никель может вызвать на руках экзему, он покрывается сплавом, содержащим 75% меди; остальное - никель (для монет в 1 евро) или смесь 20% цинка и 5% никеля (для монет в 2 евро). Внешнее кольцо состоит из сплава 75% меди, 20% цинка, 5% никеля для 1 евро; 75% меди, 25% никеля для 2 евро. Оба сплава немагнитные.

В 1997 году в России, в качестве одной из важнейших мер при подготовке деноминации, на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах начали чеканить новые монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 50 копеек, 1, 2 и 5 рублей. В обращение они поступили 1 января 1998 года. И сегодня монеты этого года чеканки одни из самых распространённых.

Копейки и пятачки внутри изготовлены из низкоуглеродистой стали. Снаружи эти монетки покрыты медно-никелевым сплавом – мельхиором. Это хорошо предохраняет их от коррозии. Монеты достоинством 10 и 50 копеек изготовлены из медно-цинкового сплава (латуни). Рублёвые и двухрублёвые – из медно-никелевого сплава, самого распространённого монетного сплава последнего столетия. А вот пятирублёвые монеты – медные, покрытые сверху мельхиором (это иногда видно по красному цвету, проглядывающему на боковой части монеты – гурте).



Учитель математики:   (Слайд 16.)  Задачам на смеси в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения.

 Задача №2.      Сплавили 300г сплава олова

И меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?


О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)

Что происходит с веществами? (сплавляют.)





Решение: Составим  таблицу


Олово медь олово медь олово медь

60%


+

80%


=

Х%


300 г 900 г 1200 г

Данную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.

1) 300*0,6=180г

2) 900*0,8=720г

3)( 1200*Х):100=12Х

Составим уравнение и решим

180+720=12Х

Х=75

Ответ: 75%


Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.

Учитель химии:

Задача . Какой объем воды необходимо добавить к 50г уксусной эссенции, массовая доля уксусной кислоты в которой равна 70%,чтобы приготовить 3% уксус?

Учитель математики:  (Слайд 18.) Проведем самостоятельную работу. Ребята, предлагаю вам разбиться на 2 группы, которые будут выполнять самостоятельную, индивидуальную работу. На ваших столах лежит конверт с задачей, которую вы должны решить, а затем защитить.


Учитель химии: 1-я группа решает математическим путем, а 2-я с помощью химических формул.

Учитель математики: Подошло время проверки ваших знаний. Ребята, результаты тестирования запишите в оценочный лист.


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ . Дата 24 апреля 2018 г.

Ф.И. ______________________________________________________________

Разминка

Решение задачи на растворы

Решение задачи на сплавы

Решение задачи на концентрацию

Самостоятельная работа







ИТОГО: ________________________________ баллов.


Учитель химии: Результаты самостоятельной работы будут озвучены на следующем уроке.


4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 3.)


Учитель химии: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают). Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на смеси.) Действительно, во всех задачах фигурируют расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики: Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.) При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

5.  Домашнее задание.

Учитель химии: Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Учитель математики: Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ? Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 19.)


Учитель химии:  И мы предлагаем вам написать СМС товарищу, был ли полезным для вас этот интегрированный урок, используя словосочетания на данном слайде. (Слайд 20.)

И на полях в тетради укажите свое настроение после урока.                       

 


Учитель математики: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать. (Слайд 21.)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее