«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Реализация вариативной авторской программы «Маленькие казачата» как эффективное средство реализации регионального компонента части основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

В статье мы делимся опытом о том, как в нашем детском саду строится управленческая деятельность по внедрению авторской программы "Маленькие казачата" в соответствии с реализацией национально - регионального компонента Мы уверены, что этот опыт будет Вам полезен.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Реализация вариативной авторской программы «Маленькие казачата» как эффективное средство реализации регионального компонента части основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

На сегодняшний день инициативно происходит реформирование системы образования. Это связано с потребностями современного общества. Концепция дошкольного образования, разумеется, претерпевает изменения.

Необходимо отметить, что введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования рассматривается как инновационная деятельность, успех внедрения которой обуславливается пониманием важности ее внедрения всеми участниками образовательных отношений [1, с. 5].

На данном этапе, когда дошкольным образовательным организациям предоставляются неограниченные возможности в выборе своего «образовательного маршрута» в реализации основной образовательной программы, с одной стороны, и ряд ограничений образовательного стандарта, с другой, привели к некоторым затруднениям в сложившейся образовательной ситуации: необходимости реализации вариативных авторских программ основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, и отсутствием опыта их разработки и проектирования.

В нашем учреждении разработана авторская парциальная программа «Маленькие казачата», в которой отражены специфические особенности социокультурной ситуации в регионе, где сохраняются традиции казачества.

Для внедрения вариативной авторской программы «Маленькие казачата»,

нужны педагоги «нового поколения», готовые идти в ногу со временем, с целью повышения качества дошкольного образования, что связано с внедрением в практику учреждения инноваций.

Обновление и повышение качества дошкольного образования является инновационной деятельностью. Деятельность современного руководителя в рамках нововведений сложна и многогранна.

Доктор педагогических наук, профессор М.В. Корепанова считает, что социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, требует пересмотра управленческих позиций, поиска оптимальных вариантов не только для сохранения образовательного учреждения, но и для его успешного функционирования и развития. По ее мнению, невостребованность творческого потенциала педагогов способствует значительному снижению их интереса к работе, превращению ее в трудовую обязанность. При этом ребенок становится просто объектом трудовой деятельности воспитателя. Такая ограниченная, узконаправленная деятельность педагогов негативно сказывается на развитии ребенка как будущего члена общества [2, с. 8].

В дошкольной образовательной организации актуализируется проблема выбора средств и методов в управлении педагогическим процессом, которые обеспечат регулирование деятельности педагогического коллектива для получения успешного результата.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей [3].

Основной чертой профессионализма воспитателя дошкольной образовательной организации выступает компетентностный подход, что отражено в профессиональном стандарте педагога [4].

Цель нашего исследования - обосновать и экспериментально проверить успешность внедрения вариативной авторской программы «Маленькие казачата» для вариативной части основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Наша программа направлена на воспитание патриотизма к своей родине у воспитанников детского сада. Изучая своё отечество, храня, умножая традиции донских казаков, нельзя не приобщиться к истокам русской народной культуры, что способствует становлению патриотов своей Родины.

Управленческая деятельность по внедрению авторской программы «Маленькие казачата» выстраивается по пяти направлениям: работа с педагогами, работа с воспитанниками, взаимодействие с родителями (законными представителями), преобразование развивающей предметно – пространственной среды, сотрудничество с социумом.

В работе с педагогами на первом, диагностическом, этапе проводилась оценка профессиональных умений воспитателей в соответствии с необходимыми умениями профессионального стандарта и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: анкетирование, заполнение карт самоанализа. Высокий уровень выявлен у 10% педагогов, средний у 30%, низкий уровень у 60%. На основе полученных результатов строилась организационно – методическая работа, с целью повышения компетентности через разнообразные формы: консультации, тренинги, семинары – практикумы, самообразование, методические объединения, мастер - классы и т.д. («Организация деятельности педагогов в рамках реализации введения казачьего компонента в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО», «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества», «Как знакомить дошкольников с историей и традициями казачества Нижнего Поволжья», «Казачий игровой фольклор» и т.д.). Итогами работы стали: разработка вариативной части рабочих программ с учетом регионального компонента, активное участие в мастер – классах и методических объединениях, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства.

В работе с воспитанниками на первом, диагностическом, этапе проводилось обследование уровня знаний детей старшего дошкольного возраста об истории, культуре и традициях Донских казаков. Результаты диагностики показали, низкий уровень знаний у 75%, средний у 25%, высокий уровень отсутствует.

Для повышения результатов была внедрена программа «Маленькие казачата». Программа составлена с учетом образовательных областей ФГОС ДО и их интеграции.

«Речевое развитие», где рассматриваются сюжетные картины, составляются рассказы по серии картин (уклад жизни, традиции, одежда Донских казаков). Изучение предметов и их характерных признаков с опорой на условные обозначения. Сравнение предметов. Составление предложений по опорным картинкам. Рассказы описания и рассказы – сравнения. Знакомство с пословицами и отгадывание загадок.

«Художественно-эстетическое развитие», где происходит формирование культуры дошкольников на основе песенного фольклора Донских казаков и современной профессиональной музыки, созданной композиторами Дона. Организуется деятельность по формированию художественно-эстетического видения мира родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре. Используются произведения литературы Дона и о Доне, осуществляется знакомство с историей Донской земли. Полученные знания нашли отражение в продуктивных видах деятельности.

«Физическое развитие» - основной упор делается на развитие у детей осмысленного отношения к физическим упражнениям, двигательным способностям, и на этой основе адаптивных возможностей детского организма к условиям внешней среды. Включение физминуток, дыхательной гимнастики, физкультурных досугов, казачьих подвижных игр.

«Познавательное развитие» - где формируются представления о человеке в истории и культуре Донского казачества, воспитывается уважение к традициям и обычаям Донского казачества, природе в целом и животном мире Донского края.

«Социально – коммуникативное развитие» - где включение казачьих игр в образовательный процесс способствует коммуникативному, социальному, развитию детей.

Воспитанники получают представления о человеке в истории и культуре Донского казачества, представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, природе и животном мире, становятся активными участниками проектной деятельности, фестивалей детского творчества.

В работе с родителями (законными представителями) на первом, диагностическом, этапе проведена оценка уровня их знаний об истории, культуре и традициях Донских казаков, по результатам которой планировалась систематическая работа: привлечение к участию в конкурсах, круглых столах, совместных праздниках и развлечениях, экскурсиях, проектной деятельности, преобразованию развивающей предметно – пространственной среды. Результаты диагностик родителей (законных представителей) показали, что у основной массы знания соответствуют низкому уровню 61%, среднему 37%, высокий уровень 2%.

Реализация программы «Маленькие казачата» предполагает создание соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.

Исходя из оценки создания условий для знакомства с повседневной жизнью Донских казаков, символикой Всевеликого Войска Донского, достопримечательностями родного края, силами педагогов и родителей в детском саду оборудованы специальные помещения, музеи, в которых воссоздается интерьер казачьего куреня, собраны экспонаты (домашняя утварь, предметы одежды, старинные фотографии), в групповых комнатах созданы небольшие казачьи уголки, в которых дети в повседневной жизни знакомятся с символикой Всевеликого Войска Донского, достопримечательностями родного края.

С целью сетевого взаимодействия в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, обычаям Донского казачества организовано взаимодействие с социальными организациями: детской библиотекой филиалом № 14 ВМУК «ЦСДБ», детской школой искусств № 9, другими ДОУ, отделом организации государственной службы и военно-патриотического воспитания ГКУ «Казачий центр государственной службы» и т.д.

Таким образом, внедрение вариативной авторской программы «Маленькие казачата» и создание соответствующих условий в детском саду позволило научно обоснованно, качественно и эффективно сконструировать образовательный процесс на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом особенностей региона и конкретного образовательного учреждения.


Литература

  1. Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

  2. Корепанова М.В. Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я. – 2006.- № 3. – С. 8

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 04.02.2018).

  4. Профессиональный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 04.02.2018).




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее