Реализация вариативной авторской программы «Маленькие казачата» как эффективное средство реализации регионального компонента части основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
На сегодняшний день инициативно происходит реформирование системы образования. Это связано с потребностями современного общества. Концепция дошкольного образования, разумеется, претерпевает изменения.
Необходимо отметить, что введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования рассматривается как инновационная деятельность, успех внедрения которой обуславливается пониманием важности ее внедрения всеми участниками образовательных отношений [1, с. 5].
На данном этапе, когда дошкольным образовательным организациям предоставляются неограниченные возможности в выборе своего «образовательного маршрута» в реализации основной образовательной программы, с одной стороны, и ряд ограничений образовательного стандарта, с другой, привели к некоторым затруднениям в сложившейся образовательной ситуации: необходимости реализации вариативных авторских программ основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, и отсутствием опыта их разработки и проектирования.
В нашем учреждении разработана авторская парциальная программа «Маленькие казачата», в которой отражены специфические особенности социокультурной ситуации в регионе, где сохраняются традиции казачества.
Для внедрения вариативной авторской программы «Маленькие казачата»,
нужны педагоги «нового поколения», готовые идти в ногу со временем, с целью повышения качества дошкольного образования, что связано с внедрением в практику учреждения инноваций.
Обновление и повышение качества дошкольного образования является инновационной деятельностью. Деятельность современного руководителя в рамках нововведений сложна и многогранна.
Доктор педагогических наук, профессор М.В. Корепанова считает, что социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, требует пересмотра управленческих позиций, поиска оптимальных вариантов не только для сохранения образовательного учреждения, но и для его успешного функционирования и развития. По ее мнению, невостребованность творческого потенциала педагогов способствует значительному снижению их интереса к работе, превращению ее в трудовую обязанность. При этом ребенок становится просто объектом трудовой деятельности воспитателя. Такая ограниченная, узконаправленная деятельность педагогов негативно сказывается на развитии ребенка как будущего члена общества [2, с. 8].
В дошкольной образовательной организации актуализируется проблема выбора средств и методов в управлении педагогическим процессом, которые обеспечат регулирование деятельности педагогического коллектива для получения успешного результата.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей [3].
Основной чертой профессионализма воспитателя дошкольной образовательной организации выступает компетентностный подход, что отражено в профессиональном стандарте педагога [4].
Цель нашего исследования - обосновать и экспериментально проверить успешность внедрения вариативной авторской программы «Маленькие казачата» для вариативной части основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Наша программа направлена на воспитание патриотизма к своей родине у воспитанников детского сада. Изучая своё отечество, храня, умножая традиции донских казаков, нельзя не приобщиться к истокам русской народной культуры, что способствует становлению патриотов своей Родины.
Управленческая деятельность по внедрению авторской программы «Маленькие казачата» выстраивается по пяти направлениям: работа с педагогами, работа с воспитанниками, взаимодействие с родителями (законными представителями), преобразование развивающей предметно – пространственной среды, сотрудничество с социумом.
В работе с педагогами на первом, диагностическом, этапе проводилась оценка профессиональных умений воспитателей в соответствии с необходимыми умениями профессионального стандарта и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: анкетирование, заполнение карт самоанализа. Высокий уровень выявлен у 10% педагогов, средний у 30%, низкий уровень у 60%. На основе полученных результатов строилась организационно – методическая работа, с целью повышения компетентности через разнообразные формы: консультации, тренинги, семинары – практикумы, самообразование, методические объединения, мастер - классы и т.д. («Организация деятельности педагогов в рамках реализации введения казачьего компонента в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО», «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества», «Как знакомить дошкольников с историей и традициями казачества Нижнего Поволжья», «Казачий игровой фольклор» и т.д.). Итогами работы стали: разработка вариативной части рабочих программ с учетом регионального компонента, активное участие в мастер – классах и методических объединениях, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства.
В работе с воспитанниками на первом, диагностическом, этапе проводилось обследование уровня знаний детей старшего дошкольного возраста об истории, культуре и традициях Донских казаков. Результаты диагностики показали, низкий уровень знаний у 75%, средний у 25%, высокий уровень отсутствует.
Для повышения результатов была внедрена программа «Маленькие казачата». Программа составлена с учетом образовательных областей ФГОС ДО и их интеграции.
«Речевое развитие», где рассматриваются сюжетные картины, составляются рассказы по серии картин (уклад жизни, традиции, одежда Донских казаков). Изучение предметов и их характерных признаков с опорой на условные обозначения. Сравнение предметов. Составление предложений по опорным картинкам. Рассказы описания и рассказы – сравнения. Знакомство с пословицами и отгадывание загадок.
«Художественно-эстетическое развитие», где происходит формирование культуры дошкольников на основе песенного фольклора Донских казаков и современной профессиональной музыки, созданной композиторами Дона. Организуется деятельность по формированию художественно-эстетического видения мира родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре. Используются произведения литературы Дона и о Доне, осуществляется знакомство с историей Донской земли. Полученные знания нашли отражение в продуктивных видах деятельности.
«Физическое развитие» - основной упор делается на развитие у детей осмысленного отношения к физическим упражнениям, двигательным способностям, и на этой основе адаптивных возможностей детского организма к условиям внешней среды. Включение физминуток, дыхательной гимнастики, физкультурных досугов, казачьих подвижных игр.
«Познавательное развитие» - где формируются представления о человеке в истории и культуре Донского казачества, воспитывается уважение к традициям и обычаям Донского казачества, природе в целом и животном мире Донского края.
«Социально – коммуникативное развитие» - где включение казачьих игр в образовательный процесс способствует коммуникативному, социальному, развитию детей.
Воспитанники получают представления о человеке в истории и культуре Донского казачества, представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, природе и животном мире, становятся активными участниками проектной деятельности, фестивалей детского творчества.
В работе с родителями (законными представителями) на первом, диагностическом, этапе проведена оценка уровня их знаний об истории, культуре и традициях Донских казаков, по результатам которой планировалась систематическая работа: привлечение к участию в конкурсах, круглых столах, совместных праздниках и развлечениях, экскурсиях, проектной деятельности, преобразованию развивающей предметно – пространственной среды. Результаты диагностик родителей (законных представителей) показали, что у основной массы знания соответствуют низкому уровню 61%, среднему 37%, высокий уровень 2%.
Реализация программы «Маленькие казачата» предполагает создание соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.
Исходя из оценки создания условий для знакомства с повседневной жизнью Донских казаков, символикой Всевеликого Войска Донского, достопримечательностями родного края, силами педагогов и родителей в детском саду оборудованы специальные помещения, музеи, в которых воссоздается интерьер казачьего куреня, собраны экспонаты (домашняя утварь, предметы одежды, старинные фотографии), в групповых комнатах созданы небольшие казачьи уголки, в которых дети в повседневной жизни знакомятся с символикой Всевеликого Войска Донского, достопримечательностями родного края.
С целью сетевого взаимодействия в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, обычаям Донского казачества организовано взаимодействие с социальными организациями: детской библиотекой филиалом № 14 ВМУК «ЦСДБ», детской школой искусств № 9, другими ДОУ, отделом организации государственной службы и военно-патриотического воспитания ГКУ «Казачий центр государственной службы» и т.д.
Таким образом, внедрение вариативной авторской программы «Маленькие казачата» и создание соответствующих условий в детском саду позволило научно обоснованно, качественно и эффективно сконструировать образовательный процесс на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом особенностей региона и конкретного образовательного учреждения.
Литература
Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
Корепанова М.В. Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я. – 2006.- № 3. – С. 8
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 04.02.2018).
Профессиональный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 04.02.2018).