«Осенний фестиваль знаний 2024»

Развлечение "Чудный звон колоколов"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Чудный звон колоколов"

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда»

















Развлечение «Чудный звон колоколов»

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с ОНР (5-6 лет)

























Составили:

воспитатель Белоусова Н.А.

воспитатель Джакашева Е.В.

музыкальный руководитель Фролова В.И.




















Волгоград 2016

Пояснительная записка

В наших давно отвыкших от тишины городах, где постоянным звуковым фоном стал шум моторов и грохот работающей техники, звон колоколов может многим показаться едва ли не музейным экспонатом. Именно в России, как ни в какой другой стране, колокола пользовались особой народной любовью и благоговейным уважением. Звон колокола собирал народ на вече, приветствовал высокопоставленных гостей, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, приближении врага, объявлял о рекрутском наборе, свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях; обозначал время; указывал дорогу путникам в бескрайних российских просторах и служил маяком морским путешественникам, сообщая о близости берега.

На Руси колокол издревле воспринимался как живое существо, во многом подобное человеку, его части так и назывались: тулово, уши, язык, юбка. Ему приписывалась способность чувствовать и переживать; в его звучании слышалась человеческая речь.

В рамках проекта «Звонкий колокольчик» было проведено развлечение «Чудный звон колоколов» в музыкальном зале МОУ детского сада № 290. Длительность - 25 минут, количество участников – 16 человек.



Предварительная работа с детьми:

  1. Цикл бесед: «Для чего нужны колокола?», «Страницы истории», «Как отливались колокола?».

  2. Рассматривание тематического альбома «О чем поют колокола».

  3. Просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик» и его инсценировка.

  4. Слушанье музыкального альбома «Вечерний звон».

  5. Чтение и разучивание художественной литературы о колокольчиках.

  6. Разучивание песни «Веселый колокольчик» слова В. Татариной.

  7. Работа над игрой в ансамбле (оркестр по музыкальным фразам).



Цель:

Закрепление знаний детей об истории возникновения колоколов и колокольчиков на Руси, их разнообразием, особенностями звучания и строения.


Задачи:

- Расширять и систематизировать знания детей о колоколах, колокольчиках и колокольных звонах.

- Упражнять детей в образовании и употреблении в речи относительных прилагательных.

- Закреплять умение детей петь самостоятельно, передавая характер песни, совместно играть на колокольчиках по музыкальным фразам.

- Развивать зрительное восприятие, музыкальный слух детей, их речевую и общую двигательную активность.

- Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.

- Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.


Ожидаемые результаты:

- Расширены и систематизированы знания детей о колоколах, колокольчиках и колокольных звонах.

- Выработано умение детей самостоятельно образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные.

- Выработано умение детей петь самостоятельно, передавая характер песни, совместно играть на колокольчиках по музыкальным фразам.

- На достаточном уровне развито зрительное восприятие, музыкальный слух детей, речевая и общая двигательная активность.

-Проявилось чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.

- Создан положительный эмоциональный настрой.


Материал и оборудование: мультимедийная презентация, выставка колокольчиков, 2 конверта, 2 лошади на палке, бубенцы, музыкальные инструменты для оркестра, аудиозапись колокольных звонов.


Действующие лица: Фея (взрослый), Валдайский колокольчик (мальчик), Хрустальный колокольчик (девочка), 2 Скомороха (мальчики).



План проведения:

Вводная часть.

В водной части использовалась загадка, с последующим сюрпризным моментом (появление Феи).

Основная часть.

Рассказ Феи – хранительницы о колокольчиках.

Появление Валдайского колокольчика.

Рассказ о городе и музеи Валдай.

Игра – эстафета «Почтальон»

Появление хрустального колокольчика.

Рассказ о городе Гусь – Хрустальный, о музее

Словесная игра «Скажи, какой?»

Исполнение песни «Веселый колокольчик» сл. В.Татаринова

Появление скоморохов, танец скоморохов

Подвижная игра «Бубенцы»

Рассказ о бубенцах, звоннице

Музыкально - дидактическая игра «Определи какой звон?»

Заключительная часть.

Игра на детских музыкальных инструментах.


Ход:


Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, кто из вас верит в волшебство? (Ответы детей)

Где чаще всего оно встречается? (В сказках)

Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет.. . (фея)

А кто такие феи? (Ответы детей)


Воспитатель: Феи – это сказочные волшебницы. Бывают Феи цветов, Феи музыки, Феи – хранительницы.


Раздаётся стук и под музыку входит Фея. (инструментальная музыка, вступление, автор неизвестен, СМИ, трек № 1 ).


Фея: А вот и я, вы меня звали?

Воспитатель: Кто ты красавица?

Фея: Я Фея-хранительница, вы только, что говорили про меня.

Воспитатель: Хранительница чего?

Фея: Хранительница музейных экспонатов.

Воспитатель: Так ты живёшь в музее?

Фея: Да, я живу в музее «Динь – дон». Я его охраняю и оберегаю. А вот какие экспонаты в моём музее, догадайтесь, послушав песенку.


(звучит фонограмма колокольного звона (трек № 2)


Дети: Это играют колокольчики.

Фея: Молодцы вы отгадали, я хранительница музея колокольчиков «Динь – дон».

Колокольчик нам поет - в путь дороженьку зовет. Пойдемте ребята!


Под перезвон колокольчиков дети идут в музей «Динь – дон» ( детская шоу – группа Саманта «Дети России»трек № 3)


Фея: Посмотрите как много в моём музее разных колокольчиков. Есть колокольчики, которым очень много лет, а есть совсем молодые. Самому маленькому колокольчику уже около 40 000 лет? И появился он впервые далеко отсюда, в Египте. С тех пор колокольчики всегда рядом с человеком. Большие, маленькие, самые разные: пастушьи, рыбацкие, дверные, станционные, новогодние, корабельные, свадебные, школьные, сувенирные. Звук каждого колокола неповторим, как голос человека, одинаковых нет.


Фея предлагает детям позвонить в разные колокольчики


Фея: А хотите, я дотронусь своей волшебной палочкой до колокольчика и он оживет?


(Фея дотрагивается до валдайского колокольчика волшебной палочкой, звонит в него и под музыку ( Железновы, трек № 4, на вступление к песне «Колокольчики звенят») появляется мальчик-колокольчик)


Колокольчик Валдайский: Я - Валдайский колокольчик,

Звонким голосом звеню.

Своей песней провожаю,

Ямщика в далекий путь.


Слайд №1 (Город Валдай)


Фея: Город Валдай красивый и старинный город. В нём было основано колокольное литьё, прославившее город на всю Россию.


Слайд №2 (Валдайский музей)


На Валдае есть музей колокольчиков, пока единственный в России. Валдайскому колокольчику исполнилось уже 210 лет.


Слайд №3 (Тройка лошадей с ямщиком)


Фея: До строительства первой железной дороги единственным средством передвижения на Руси была лошадь, запряжённая в сани или повозку. Почтовой тройке все должны были уступать дорогу, поэтому возник вопрос об особом опознавательном сигнальном устройстве. И вот, кому-то в голову пришла замечательная идея повесить под дугой колокольчик. Колокольчики эти быстро прижились - слышно далеко, да и ехать веселей. Поддужные колокольчики, так понравились людям, что не только ямщики-почтари, но и простые путешественники стали подвешивать под дугой колокольчики.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт,

Колокольчик громко плачет,

И хохочет, и визжит.

По дороге голосисто

Раздается яркий звон,

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

Фея: А сейчас на чём перевозят почту? ( Ответы детей) Давайте сейчас тоже побудем ямщиками и развезем почту. Становитесь в две команды, начинаем мы игру.



Игра «Почтальон»

Дети делятся на две команды. Первому стоящему в команде, дается лошада на палке и конверт. Каждый участник команды по очереди выполняет прямой галоп до ориентира и обратно с конвертом в руке. Побеждает команда, которая первая выполнит задание.

Игра сопровождается музыкой (трек № 5, «Поппури на русские народные плясовые» в обработке А. Александрова)


Фея берет в руки хрустальный колокольчик.

Фея:  Посмотрите, какой нарядный колокольчик.


(дотрагивается до него волшебной палочкой, звонит в него

и под музыку Д. Тухманов, Ю. Энтин (трек № 6,( после вступления песни «Хрустальный колокольчик» на первый куплет появляется девочка – колокольчик).


Хрус-ый колокольчик: Хрустальный колокольчик,

Веселый голосок,

Звеню я точно в поле,

Под ветром колосок.

И осенью, и летом,

И в снежном серебре,

Мой звонкий голосочек-

Звенит вам о добре.


Слайд № 4 (Город Гусь-Хрустальный)


Фея: Есть в России город мастеров стекла, называется этот город Гусь-Хрустальный, там 8 заводов, где выпускают изделия из хрусталя и стекла.


Слайд № 5 (Завод-музей, хрустальный колокольчик)


Долго трудятся мастера - стеклодувы, чтобы колокольчик получился такой ажурный, нарядный, с чисто-хрустальным звоном. Обращаться с ним нужно очень аккуратно, а то он может расколоться.

Фея: В моём музее много разных колокольчиков. Все они звенят по - разному.

Этот колокольчик сделан из глины. Какой он? (Ответы детей)

Фея: Этот из олова. Какой он? (Ответы детей)

Фея: Этот из пластмассы. Какой он? (Ответы детей)

Фея: Этот из дерева. Какой он? (Ответы детей)

Фея: Этот из меди. Какой он? (Ответы детей)

Фея: Этот из хрусталя. Какой он? (Ответы детей)

Фея: Давайте теперь про колокольчик споем песенку.



Исполняется песня «Весёлый колокольчик» сл. В. Татаринова (трек № 7). Песня сопровождается игрой на музыкальных инструментах (колокольчиках) на фразы динь – динь – динь

1. Весёлый колокольчик –

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

Смеётся и хохочет.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

2. Он пел зимой чуть слышно-

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

Но снова солнце вышло-

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

3. и звонкие капели-

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

В ответ ему запели.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.


Фея (звенит в бубенцы и говорит): это самые мои любимые колокольчики. Я их люблю за – то, что они умеют дружить. Кто-нибудь знает, как они называются? (Это бубенцы)


Фея волшебной палочкой дотрагивается до бубенцов. Появляются мальчики скоморохи(два ребенка), под русскую народную мелодию «Как пошли наши подружки» в обработке А. Александрова и исполняют танец

Описание танца

Вступление – 1 – 8 т. стоят в разных концах зала.

9- 15 т. Выполняя подскоки с правой ноги, двигаются по кругу в разных направлениях.

16 т. Останавливаются в центре зала лицом друг к другу

17 – 24 т . на сильную долю такта выполняют хлопки в ладоши:

17 т.- на раз хлопает каждый, на два хлопают правыми руками крест накрест.

18 т . – на раз хлопает каждый, на два хлопают левыми руками крест накрест и д.т. до 24 т.

25 – 27 т. Кувырок вперед, сидят широко раздвинув ноги, руки на поясе.

28 – 35 т. Ритмично соединяют ноги вместе, сгибают, подтягивают их к коленям. Затем опускают, раздвигают в стороны. И так до 35 т.

36 т . встают прыжком, выполняя «звездочку». Поклон. Говорят слова.


Скоморох 1: На Руси, скоморох-

Это шумный переполох.

Скоморох 2: Нам живется лучше всех,

Потому что с нами смех.

Скоморох 1: Бубенцы на колпаках

И костюм в горошек,

Скоморох 2: Будет весело сейчас,

Хлопайте в ладоши.

Фея: Становитесь в круг скорей,

Поиграем веселей!


Игра «Бубенцы»

Дети строят круг. Один из скоморохов берет бубенцы в руки, и под музыку( Украинская народная мелодия «Ой, лопнув обруч?») выполняет подскоки по кругу, а дети хлопают в ладоши. На сильные доли такта скоморох останавливается между дети. Дети, стоящие от скомороха справа и слева становятся друг к другу спиной и по сигналу выполняют бег в разные стороны. Побеждает ребенок, который первый прибежал и взял бубенцы в руки. Игра повторяется 2 раза


Слайд №6 (Ярмарка, скоморох)


Фея: Раньше бубенцами играли на праздниках, ярмарках зазывая народ, вешали на шапочки скомороху который веселил людей.


Слайд №7 (Бубенцы)


Похожи они на маленькие колокольчики, которые сделаны по особенному: круглые, а внутри металлический шарик. Подвешивают бубенцы к женским украшениям, и тогда браслеты и серьги становятся веселыми, звучащими. Сейчас в бубенцы играют дети как в музыкальный инструмент. Как звонко и весело звучат бубенцы. Про них в народе говорят: "Один за всех и все за одного".

Фея: Посмотрите сколько много разных колокольчиков и они все подвешены на ниточках. Что это? (Ответы детей)


Слайд №8 (звонница, звонарь)


Фея:  Громко колокол поёт

В колокольнях он живёт

Людям музыка его

Ближе и родней всего.

Фея: В храмах есть колокольни, там находятся колокола разных размеров. В колокола играют специально обученные люди - звонари. В праздники звучит торжественный праздничный благовест, в будни спокойный перезвон. А если случится беда - услышим мы трезвон.

Фея: Послушайте, как звонят колокола, и определите, какой звон: благовест, трезвон, перезвон.


Музыкально – дидактическая игра «Определи какой звон?»

Детям предлагалось звучание колоколов три варианта – «Благовест» (трек № 8), «Перезвон» (трек № 9), «Трезвон» (трек № 10)


Фея: Ребята, какая мелодия вам больше понравилась - одного колокольчика или нескольких. (Ответы детей)

Фея: Я согласна, красиво звучит перезвон нескольких колокольчиков. Не зря говорят: «Дружно – весело, а врозь – скучно»

Фея: Старая народная мудрость гласит: «Пришла беда – звони в колокола, радость пришла – звони в колокола». Давайте и мы с вами устроим колокольный перезвон. Пусть к нам приходят исключительно благие вести!

Ребенок: Колокольчик – музыкант

У него большой талант.

Может он весь день звонить,

Радость людям приносить.


Оркестр «Чудный звон колоколов»(«Полька» И. Штраус, трек № 11)

Оркестровка музыкального руководителя Фролова В.И.

Инструменты: колокольчики, ксилофоны, треугольники.

Вступление – дети берут колокольчики 1 -8 т. Дети, разделившись на две команды, играют на колокольчиках, перекликаясь на сильную долю такта.

9-13 т. Первый воспитатель исполняет нисходящую мелодию от ноты до на ксилофоне.

14 – 17 т. Второй воспитатель на ноте соль исполняет ритмический рисунок восьмушка – четверть с точкой на ксилофоне.

18 – 25 т. Повторить 1 – 8 т.

26 – 30 т. Воспитатели по очередно выполняют ритмичные удары игрой на треугольнике

31 – 38 т .Тутти (воспитатели на треугольниках, дети на колокольчиках выделяют сильную долю такта)


Фея: Какой замечательный перезвон у нас получился. Пусть к нам приходят исключительно благие вести! Считается, что звон колокольчика улучшает здоровье, приносит благополучие. Я дарю вам вот эти колокольчики, с пожеланием счастья и здоровья.

Воспитатель: Дорогая Фея, колокольчики и скоморохи, мы благодарим вас за интересную экскурсию и обязательно пополним ваш музей новыми экспонатами.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее