Развитие творческой активности студентов на уроках информатики
Рахматуллина Инга Валерьевна
преподаватель информатики первой квалификационной категории
Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база, и, наконец, личность преподавателя.
Для формирования и развития у студентов ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста студентов, обеспечивающий повышение качества образования
Познавательный интерес, как и творческая активность – сложное, многозначное явление, которое можно рассматривать с разных сторон:
-оно выступает как средство обучения,
-и как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности студента.
Но для формирования мотивации недостаточно внешних воздействий, она должна опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование, которые также могут делиться на внутренние и внешние.
При формировании познавательного интереса и при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как преподаватель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.
Предметом познавательного интереса и творчества для студентов являются новые знания. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение студентов, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Предмет “Информатика и Информационные компьютерные технологии” (ИКТ) занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет совсем недавно был введен в учебный план, а также имеет некоторые отличия от других дисциплин, поэтому предоставляется много возможностей для деятельности преподавателя. Данные особенности позволяют по-новому проводить занятия, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса студентов и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии чаще требуют навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность студентов.
Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.
Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную.
Тогда предлагаю в целях активизации использовать такие приёмы:добавить в практическую деятельность, игровой, соревновательный момент,создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным
На уроках информатики я применяю следующие виды творческих заданий:
составление задач студентами;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний студентов);
составление кроссворда по теме;
составление тестов для контроля знаний по предмету;
реферат;
проект - создание учащимися готового программного продукта;
При разработке проектов особое место занимает исследовательский метод. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.Условия дляформирования интереса, потребности в творческой деятельности.
В процессе реализации исследовательского метода обучения у студента формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельный и альтернативный подход к поиску решения проблемы и др. В контексте формирования знаний, умений и навыков на основе гуманистической, личностно – ориентированной модели образования и применения исследовательского метода обучения, ведущая роль отводится методу проектов, основой которого является умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектов позволяет удачно сочетать признаки исследовательских, творческих, информационных проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи. Проектная деятельность позволяет студенту широко использовать информационные технологии не только на уроках информатики, но и математики, физики и др. дисциплин. Используя Интернет, студент расширяет виды учебной деятельности (поиск и обработка информации по предмету), предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, расширяет кругозор, открывает новые творческие возможности.
Применение компьютера в учебном процессе отражено в диаграмме, построенной по результатам анкетирования среди студентов 1 и 2 курсов.
Рис. Использование компьютера в учебном процессе
На данной диаграмме видно, что студенты второго курса более активны в применении компьютера к учебным целям, проявляют большую творческую активность и, как следствие, развивают творческие способности под руководством преподавателей. При этом вокруг студента образуется своеобразная индивидуальная образовательная траектория, которая помогает ему реализовать свой личностный потенциал, т.е. развивать коммуникативные, познавательные и творческие способности.
Процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит как в учебной деятельности на лекциях, так и во внеурочной, на занятиях, в факультативах и кружках.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей студентов приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Компьютер, сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Такая творческая активность всегда будет востребована нашими студентами – медицинскими работниками т.к. современная больница или стационар представляет собой сложный информационный организм, в котором эти знания всегда будут востребованы.