МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНФОРМАТИКА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессий технологического профиля:
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
(углубленный уровень)
2024
УТВЕРЖДАЮ Методист ГБПОУ СО «БПЛ» _______________/Филиппова Г.В./ «16» мая 2024 г.
| Рабочая программа учебного предмета Информатика разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); - Приказа Министерства просвещения РФ от 11.11.2022 г. № 974 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов», зарегистрировано в Минюсте России 19 декабря 2022 г. N 71639; - Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; - Приказа № 171 от 19 марта 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования». С учетом: - примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций. Базовый уровень (вариант 2). Рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО. Протокол № 13 от 29 сентября 2022 года. Утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.
| |
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательного цикла Протокол № 10, «16» мая 2024 г. Председатель ЦМК /__________/Абрамова Г.И./
| ОДОБРЕНО методическим советом лицея ГБПОУ СО «БПЛ» Протокол № 7, «16» мая 2024 г. Председатель _____________/ Филиппова Г.В./
| |
Составитель (автор):
|
Абрамова Г.И., преподаватель математики и информатики ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории | |
Рецензенты: Внутренний Козлова О.В., преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории
Внешний Коннова О.С., учитель информатики и ИКТ «Гимназии №1» высшей квалификационной категории
| ||
|
| |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….4 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………..6 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………….………..15 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………………….20 5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ…………………………...…32 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА………………..….33 7. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………34
|
|
|
|
|
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательного учебного предмета Информатика предназначена для изучения в ГБПОУ СО «БПЛ», реализующую образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) СПО (ОППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Информатика изучается как профильный учебный предмет. Профиль технологический.
Технологический профиль ориентирован на информационную сферу деятельности.
Программа разработана на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 11.11.2022 г. № 974 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов», зарегистрировано в Минюсте России 19 декабря 2022 г. N 71639;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (вступили в силу с 01.03.2023);
- Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
- Приказа № 171 от 19 марта 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
С учетом:
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций. Базовый уровень (вариант 2). Рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО. Протокол № 13 от 29 сентября 2022 года. Утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.
Содержание программы Информатика направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Программа учебного предмета Информатика является основой для разработки рабочей программы в ГБПОУ СО «БПЛ», реализующую образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОППКРС СПО на базе основного общего образования, содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии по технологическому профилю в лицее.
Программой учебного предмета Информатика по профессии 09.01.01 Оператор информационных систем и ресурсов предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Написание индивидуального проекта позволяет научить обучающихся анализировать получаемые знания, сделать их более практико-ориентированными.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения образовательной программы ОППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, с учетом технологического профиля получаемого профессионального образования.
Руководство индивидуальными проектами осуществляется на основе следующих принципов:
- учет возрастных особенностей обучающихся;
- практическая направленность обучения;
- формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности;
- профессиональной деятельности;
- исполнению общегражданских ролей.
Реализация выполнения индивидуального проекта предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий проектной деятельности, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных предметов, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе написания индивидуального проекта обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Подготовка индивидуального проекта завершается защитой последнего в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения образовательной программы ОППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Содержание программы, в части индивидуального проекта направлено на достижение следующих целей:
- развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о значимости исследовательских подходов в будущей профессиональной деятельности;
- получение опыта применения научно-исследовательской работы в практической деятельности на основе включения обучающихся в процесс проведения собственных исследовательских практик, написания исследовательских работ (проектов);
- раскрытие способностей обучающихся в направлении поиска и открытия нового опыта, основанного на получении собственными усилиями необходимого аргументированного фактического материала.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ОППКРС СПО на базе основного общего образования.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету Информатика следующие требования:
- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Освоение содержания учебного предмета Информатика обеспечивает достижение обучающимися следующих планируемых результатов:
Общие компетенции | Планируемые результаты обучения | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. | - понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдение мер требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; - уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов; представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива |
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. | - владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система»; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; - иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; - понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы). Выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); - уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде; - уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов; - иметь представления о базовых принципах организации и функционировании компьютерных сетей; - уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объёма данных и характеристик канала связи; - уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; - уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюктивной нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; - понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных целых чисел; анализ символьных и других строк), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции; уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать предложения по улучшению программного кода; - уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы; использовать в программах данные различных типов с учётом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки; умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы; уметь создавать веб-страницы; умение использовать электронные таблицы для анализа представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования); владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы |
Код и наименование компетенции | Показатели освоения компетенции |
ПК 1.1. Выполнять ввод и обработку текстовых данных. | Навыки: набор и редактирование текста; выполнение операций с фрагментами текста; создание сложного многостраничного документа; создание и редактирование документов в облачных сервисах; оформление документов таблицами; работы в табличных процессорах; сохранение документов в различных цифровых форматах; совместной работы в группе редакторов; применение к тексту документа стилей и других средств оформления. |
Умения: применять современные текстовые редакторы и процессоры; сохранять документы в различных форматах; применять средства совместного редактирования; создавать, настраивать, применять стили в документе с помощью текстового процессора; создавать сложные многостраничные документы с применением импортирования и внедрения текстовых, табличных и графических объектов из разных программных приложений; | |
Знания: правила ввода, набора и редактирования текстовой информации; инструментарий и особенности современных текстовых редакторов и процессоров; возможности настольных издательских систем; средства совместного редактирования; стандарты форматов представления текстовых и табличных документов; понятия публичных и приватных документов; способы работы с документами в облачных хранилищах; основные стандарты оформления текстовых документов. | |
ПК 1.2. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов
| Навыки: создание новых и использование стандартных шаблонов документов; сохранении документов в различных цифровых форматах; преобразование и перекомпоновка данных. |
Умения: создавать структурированные документы и документы слияния; создавать документы на основе шаблонов; изменять структуру и форму текстовых документов; преобразовывать форматы и осуществлять перекомпоновку данных в текстовых документах; создавать сложные многостраничные документы с применением импортирования и внедрения текстовых, табличных и графических объектов из разных программных приложений. | |
Знания: стандарты форматов представления текстовых и табличных документов; структурные элементы текстовых документов; основные правила и требования к структуре документов. | |
ПК 1.3. Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов. | Навыки: создание списков рисунков, литературных источников и оглавлений; разметка и форматирование документов. |
Умения: использовать сочетания клавиш для редактирования и форматирования документов; применять средства форматирования. | |
Знания: правила форматирования документов; понятие версий и совместимости форматов; структурные элементы текстовых документов. | |
ПК 1.4. Конвертировать аналоговые данные в цифровые. | Навыки: сканирование, распознавание и сохранение изображений и текста. |
Умения: применять средства ввода графической и текстовой информации. | |
Знания: виды и назначения периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации; средства сканирования и распознавания текста. | |
ПК 1.5. Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивирования. | Навыки: сохранения документов в облачных хранилищах; сохранения, копирования и создания резервных копий документов. |
Умения: работать с программами архивирования; использовать встроенные функции резервирования в современных текстовых процессорах. | |
Знания: способы работы с документами в облачных хранилищах; виды и методы осуществления процесса резервирования данных; виды и форматы средств архивирования. | |
ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных | Навыки: формирования запросов к базам данных. |
Умения: формировать отчеты с помощью запросов к базам данных. | |
Знания: принципы организации информационных и архитектуру баз данных; основные положения теории баз знаний. | |
ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных | Навыки: ведения и актуализации информационных баз данных. |
Умения: выполнять обновление информации в базах данных; | |
Знания: виды и правила построения запросов к базам данных. | |
ПК 2.3. Осуществлять резервное копирование информации | Умения: осуществлять резервное копирование информации. |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека
Тема 1.1. Информация и информационные процессы. Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Информация и информационные процессы.
Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. Определение объёмов различных носителей информации. Архив информации.
Тема 1.2. Компьютер и цифровое представление информации. Принципы построения компьютеров, Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера, Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение.
Тема 1.3. Кодирование информации. Системы счисления. Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недисятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из десятичной СС в другую СС, арифметические действия в разных СС.
Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел.
Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объём текстовых данных.
Представление графических данных.
Представление звуковых данных.
Представление видеоданных.
Кодирование данных произвольного вида.
Тема 1.4. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом.
Тема 1.5. Компьютерные сети. Компьютерные сети, их классификация. Работа в локальной сети. Топология локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет.
Тема 1.6. Службы Интернета. Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поисковые системы. Поиск информации профессионального содержания. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете.
Тема 1.7. Сетевое хранение данных и цифрового контента. Организация личного информационного пространства. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных.
Тема 1.8. Информационная безопасность. Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий: риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий: риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач.
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов.
Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах. Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования).
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.
Тема 2.2. Компьютерная графика и мультимедиа. Технологии обработки и представления информации. Компьютерная графика и её виды. Формы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inksape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi).
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео).
Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации.
Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации.
Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы.
Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом
Тема 3.1. Введение в профессиональную деятельность.
Индивидуальный проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося. Цели и задачи индивидуального проекта для профессии Оператор информационных систем и ресурсов.
Тема 3.2. Виды индивидуальных проектов.
Индивидуальный проект. Особенности и структура индивидуального проекта. Типы индивидуальных проектов по сферам деятельности (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный).
Самостоятельная работа: Классы индивидуальных проектов (монопроекты, мульти проекты, мега проекты). Составление таблицы «Классификация индивидуальных проектов». Виды индивидуальных проектов: реферативный, практический или опытно-экспериментальный.
Консультация: Особенности работы над индивидуальным проектом.
Тема 3.3. Этапы подготовки к написанию индивидуального проекта.
Этапы работы над индивидуальным проектом. Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей и задач будущего индивидуального проекта. Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации. Основной: обсуждение методических аспектов и организация работы, структурирование индивидуального проекта, работа над проектом. Составление анкеты, подготовка вопросов к интервью, составление тестов. Заключительный: подведение итогов, оформление результатов, презентация проекта.
Самостоятельная работа: Выбор темы индивидуального проекта. Виды опроса. Анкетный опрос. Интервьюирование. Тестирование. Беседа. Типичные способы определения цели. Эффективность целеполагания. Написание введения к исследовательской работе.
Консультация: Определение степени значимости темы индивидуального проекта. Требования к выбору и формулировке темы. Актуальность и практическая значимость исследования. Определение цели и задач. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Критерии оценки.
Тема 3.4. Виды источников информации
Виды литературных источников информации: учебная литература (учебник, учебное пособие), справочно-информационная литература (энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь), научная литература (монография, сборник научных трудов, тезисы докладов, научные журналы, диссертации). Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Выписки из текста. Цитирование текста, пометки в тексте.
Самостоятельная работа: Виды источников информации. Актуальность и практическая значимость исследования. Определение цели и задач. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Информационные ресурсы (Интернет-технологии). Использование каталогов и поисковых программ.
Правила и особенности информационного поиска в Интернете.
Консультация: Формулирование пунктов плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 3.5. Правила оформления индивидуального проекта
Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ: выбор формата бумаги, оформление полей, знаков препинания, нумерации страниц, рубрикации способы выделения отдельных частей текста). Презентация проекта. Создание компьютерной презентации.
Самостоятельная работа: Оформление основных разделов исследовательской работы с помощью компьютерных программ.
Консультация: Правила оформления исследовательской работы (проекта). Правила оформления титульного листа, содержания проекта. Оформление библиографического списка. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем.
Тема 3.6. Индивидуальный проект.
Определение цели, формулировка задач. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы.
Самостоятельная работа: Поэтапное выполнение исследовательских задач индивидуального проекта по профессии Оператор информационных систем и ресурсов.
Консультация: Этапы выполнения исследовательской работы. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации.
Тема 3.7. Защита индивидуального проекта
Главные предпосылки успешного выступления. Предзащита индивидуального проекта. Публичная защита индивидуального проекта.
Самостоятельная работа: Правила публичного выступления, рекомендации. Доработка индивидуального проекта с учётом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите индивидуального проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Оформление слайдов в программе Power Point. Составление выступления по проекту.
Консультация: Правила оформления демонстрационных материалов (плакатов).
Раздел 4. Информационное моделирование.
Тема 4.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования. Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования.
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений.
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия).
Тема 4.2. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры. Понятие алгоритма, Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, C++, C#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц.
Тема 4.3. Анализ алгоритмов в профессиональной области. Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.
Тема 4.4. Базы данных как модель предметной области. Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных.
Тема 4.5. Технологии обработки информации в электронных таблицах. Табличный процессор. Приёмы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование.
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах.
Визуализация данных в электронных таблицах.
Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области).
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль 3. Основы искусственного интеллекта.
Тема 1. Искусственный интеллект: понятие, сферы применения. Сущность понятия «искусственный интеллект», история развития искусственного интеллекта, «слабый» искусственный интеллект, «сильный» искусственный интеллект, сферы применения и перспективы развития искусственного интеллекта.
Тема 2. Машинное обучение: понятие, виды. Понятие и виды машинного обучения: обучение с учителем, обучение без учителя, задача регрессии, задача классификации, задача кластеризации, отбор данных для модели машинного обучения.
Тема 3. Этапы разработки модели машинного обучения. Библиотеки машинного обучения. Этапы разработки модели машинного обучения: определение цели и задач (цель как модель результата, отличия цели от задач, метрики для оценки результата), сбор и подготовка данных, разработка модели, тестирование модели (валидация модели). Проблемы переобучения. Библиотеки машинного обучения.
Тема 4. Линейная регрессия. Понятие линейной регрессии, целевая функция, линейное уравнение, гомоскедастичность данных: подбор коэффициентов линейного уравнения. Создание. Обучение и оценка модели линейной регрессии: нелинейные функции.
Тема 5. Классификация, Логистическая регрессия. Цели и задачи классификации. Примеры решения задач классификации с помощью искусственного интеллекта. Линейный классификатор, гиперплоскость, бинарная классификация, мультиклассовая классификация: создание. Обучение и оценка модели логистической регрессии. Матрица ошибок, метрики качества логистической регрессии.
Тема 6. Деревья решений. Случайный лес. Дерево решений, атрибуты, эффективность разбиения, глубина дерева, идея алгоритма случайного леса, принцип мудрости толпы, случайный лес для решения задачи классификации и регрессии.
Тема 7. Кластеризация. Кластеризация, алгоритм k-средних, центроид, расстояние между точками. Решение задачи кластеризации.
Тема 8. Обобщение и систематизация основных понятий по машинному обучению. Выполнение проектной работы «Создание синквейнов и визуальной карты знаний по машинному обучению».
Тема 9. Разработка модели машинного обучения для решения задачи классификации. Выполнение проектной работы «Разработка модели машинного обучения для решения задачи классификации»: изучение, анализ и преобразование данных; выбор модели, её обучение; оценка качества работы модели; разработка презентации; выступление.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль 8. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP.
Тема 1. Растровая и векторная графика. Форматы изображений, конвертация и оптимизация. Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения объёма изображения.
Тема 2. GIMP как проект GNU. Установка GIMP. GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта в качестве представителя класса свободного программного обеспечения. Установка на различные платформы.
Тема 3. Интерфейс GIMP. Многооконный режим, стыкуемые диалоги, однооконный режим. Слои. Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Управление диалогами. Окно слоёв изображения.
Тема 4. Разрешение изображения. Навигация, масштабирование, кадрирование, аффинные преобразования. Размеры изображения в пикселах и понятие разрешения изображения. Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон, перспектива, 3D-преобразование, трансформация, преобразование по точкам, зеркало, преобразование по рамке, искажения.
Тема 5. Заливка, фильтры и инструменты рисования. Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция.
Тема 6. Выделение. Контуры. Комбинирование изображений. Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе изображения. Выделение контуров. Создание коллажей путём соединения нескольких изображений.
Тема 7. Быстрая маска и преобразование цвета. Графические отображения области выделения. Преобразование цвета в изображении с помощью применения маски.
Тема 8. Создание градиентов. Понятие градиента. Плавные переходы от одних цветов к другим.
Тема 9. Создание анимированного изображения в GIF. Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF с помощью GIMP.
Тема 10. Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта». Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта».
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематический план
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Технологический |
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека | 27 |
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов | 22 |
Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом | 66 |
Раздел 4. Информационное моделирование | 23 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) – Прикладной модуль 3 Основы искусственного интеллекта | 34 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) – Прикладной модуль 8 Введение в создание графических изображений с помощью Введение в создание графических изображений с помощью GIMP | 34 |
Экзамен | 4 |
Итого: | 210 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |
ВСЕГО: | 210 |
ИЗ НИХ: |
|
теоретических занятий | 42 |
практических занятий | 98 |
Работа над индивидуальным проектом | 18 |
самостоятельной работы над индивидуальными проектами | 32 |
консультаций по индивидуальным проектам | 16 |
Экзамен | 4 |
4.2 Тематический план и содержание учебного предмета ИНФОРМАТИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Формируемые компетенции | |
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека | 27 |
| ||
Тема 1.1. Информация и информационные процессы. | Содержание учебного материала | 5 | ОК 02, ПК 2.3 | |
1 | Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. | 1 | ||
2 | Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. | 1 | ||
Практические занятия: | 3 | |||
1 | Определение информационного объёма сообщения | 1 | ||
2 | Измерение информации. Вычисление количества информации с помощью Калькулятора. | 1 | ||
3 | Работа с файлами и каталогами. Работа с архиваторами | 1 | ||
Тема 1.2. Компьютер и цифровое представление информации. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 | |
1 | Принципы построения компьютеров, принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. | 1 | ||
2 | Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение. | 1 | ||
Тема 1.3. Кодирование информации. Системы счисления. | Содержание учебного материала | 5 | ОК 02 | |
1 | Представление о различных системах счисления. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объём текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. | 1 | ||
Практические занятия: | 4 | |||
1 | Представление информации в различных системах счисления. Представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недисятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из десятичной СС в другую СС | 2 | ||
2 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические действия в разных СС. | 2 | ||
Тема 1.4. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. | Содержание учебного материала | 3 | ОК 02 | |
1 | Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. | 1 | ||
Практические занятия: | 2 | |||
1 | Построение таблицы истинности для логических выражений | 1 | ||
2 | Решение логических задач графическим способом | 1 | ||
Тема 1.5. Компьютерные сети. | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01, ОК 02 | |
1 | Компьютерные сети, их классификация. Топология локальных сетей. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет. | 1 | ||
Практические занятия: | 2 | |||
1 | Работа в локальной сети, обмен данными. | 2 | ||
Тема 1.6. Службы Интернета.
| Содержание учебного материала | 5 | ОК 02 | |
1 | Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поисковые системы. Электронная коммерция. Достоверность информации в Интернете. | 1 | ||
Практические занятия: | 4 | |||
1 | Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет. Цифровые сервисы государственных услуг. | 2 | ||
2 | Поиск информации профессионального содержания | 2 | ||
Тема 1.7. Сетевое хранение данных и цифрового контента.
| Содержание учебного материала | 3 | ОК 01, ОК 02, ПК 2.3 | |
1 | Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных. | 1 | ||
Практические занятия: | 2 | |||
1 | Создание собственного информационного пространства | 2 | ||
Тема 1.8. Информационная безопасность.
| Содержание учебного материала | 1 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.8 | |
1 | Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий: риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий: риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач. | 1 | ||
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов | 22 |
| ||
Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах. | Содержание учебного материала | 5 | ОК 02 ПК 1.1-1.3 | |
1 | Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. | 1 | ||
Практические занятия: | 4 | |||
1 | Интерфейс программы Word. Панели инструментов, настройка окна программы. Создание и работа с документами. | 2 | ||
2 | Создание многостраничного документа с гипертекстом | 2 | ||
Тема 2.2. Компьютерная графика и мультимедиа. Технологии обработки и преобразования информации. | Содержание учебного материала | 17 | ОК 02 ПК 1.4-1.5 | |
1 | Компьютерная графика и её виды. Формы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inksape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi). | 1 | ||
Практические занятия: | 16 | |||
1 | Растровые графические редакторы | 2 | ||
2 | Векторные графические редакторы | 2 | ||
3 | Обработка звуковой информации | 2 | ||
4 | Основы видеомонтажа | 2 | ||
5 | Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Знакомство с интерфейсом Power Point | 2 | ||
6 | Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций. | 2 | ||
7 | Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации. Структура HTML-документа. Работа с объектами Web-страниц. | 2 | ||
8 | Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-библиотекой и пр. Бронирование билетов и гостиниц. | 2 | ||
Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом | 66 |
| ||
Тема 3.1. Введение в проектную деятельность | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01-ОК 07 ПК 1.1-1.7, ПК 2.3 | |
Индивидуальный проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося. Цели и задачи индивидуального проекта для профессии Оператор информационных систем и ресурсов. | 1 | |||
Тема 3.2. Виды индивидуальных проектов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-ОК 07 ПК 1.1-1.7, ПК 2.3 | |
Индивидуальный проект. Особенности и структура индивидуального проекта. Типы индивидуальных проектов по сферам деятельности (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный). | 2 | |||
Самостоятельная работа: Классы индивидуальных проектов (монопроекты, мульти проекты, мега проекты). Составление таблицы «Классификация индивидуальных проектов». Виды индивидуальных проектов: реферативный, практический или опытно-экспериментальный. | 3 | |||
Консультация: Особенности работы над индивидуальным проектом. | 1 | |||
Тема 3.3. Этапы подготовки к написанию индивидуального проекта | Содержание учебного материала: | 14 | ОК 01-ОК 07 ПК 1.1-1.7, ПК 2.3 | |
Этапы работы над индивидуальным проектом. Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей и задач будущего индивидуального проекта. Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации. Основной: обсуждение методических аспектов и организация работы, структурирование индивидуального проекта, работа над проектом. Составление анкеты, подготовка вопросов к интервью, составление тестов. Заключительный: подведение итогов, оформление результатов, презентация проекта. | 3 | |||
Самостоятельная работа: Выбор темы индивидуального проекта. Виды опроса. Анкетный опрос. Интервьюирование. Тестирование. Беседа. Типичные способы определения цели. Эффективность целеполагания. Написание введения к исследовательской работе. | 6 | |||
Консультация: Определение степени значимости темы индивидуального проекта. Требования к выбору и формулировке темы. Актуальность и практическая значимость исследования. Определение цели и задач индивидуального проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Критерии оценки. | 5 | |||
Тема 3.4. Виды источников информации | Содержание учебного материала: | 12 | ОК 01-ОК 07 ПК 1.1-1.7, ПК 2.3 | |
Виды литературных источников информации: учебная литература (учебник, учебное пособие), справочно-информационная литература (энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь), научная литература (монография, сборник научных трудов, тезисы докладов, научные журналы, диссертации). Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Выписки из текста. Цитирование текста, пометки в тексте. | 3 | |||
Самостоятельная работа: Виды источников информации. Актуальность и практическая значимость исследования. Определение цели и задач. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Информационные ресурсы (Интернет-технологии). Использование каталогов и поисковых программ. Правила и особенности информационного поиска в Интернете. | 7 | |||
Консультация: Формулирование пунктов плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. | 2 | |||
Тема 3.5. Правила оформления индивидуального проекта | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 01-ОК 07 ПК 1.1-1.7, ПК 2.3 | |
Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ: выбор формата бумаги, оформление полей, знаков препинания, нумерации страниц, рубрикации способы выделения отдельных частей текста). Презентация проекта. Создание компьютерной презентации. | 2 | |||
Самостоятельная работа: Оформление основных разделов исследовательской работы с помощью компьютерных программ. | 2 | |||
Консультация: Правила оформления исследовательской работы (проекта). Правила оформления титульного листа, содержания проекта. Оформление библиографического списка. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем. | 2 | |||
Тема 3.6. Индивидуальный проект
| Содержание учебного материала: | 16 | ОК 01-ОК 07 ПК 1.1-1.7, ПК 2.3 | |
Определение цели, формулировка задач. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы. | 4 | |||
Самостоятельная работа: Поэтапное выполнение исследовательских задач индивидуального проекта по профессии Оператор информационных систем и ресурсов. | 8 | |||
Консультация: Этапы выполнения индивидуального проекта. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. | 4 | |||
Тема 3.7. Защита индивидуального проекта | Содержание учебного материала: | 11 | ОК 01-ОК 07 ПК 1.1-1.7, ПК 2.3 | |
Главные предпосылки успешного выступления. Предзащита индивидуального проекта. Публичная защита индивидуального проекта. | 3 | |||
Самостоятельная работа: Правила публичного выступления, рекомендации. Доработка индивидуального проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите индивидуального проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Оформление слайдов в программе Power Point. Составление выступления по проекту. | 6 | |||
Консультация: Правила оформления демонстрационных материалов (плакатов). | 2 | |||
Раздел 4. Информационное моделирование | 23 | ОК 02 | ||
Тема 4.1. Модели и моделирование. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования. | 1 | ||
2 | Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений. | 1 | ||
Практические занятия: | 4 | |||
1 | Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Нахождение оптимального маршрута с помощью графов | 2 | ||
2 | Элементы теории игр. Составление алгоритмов выигрышных стратегий | 2 | ||
Тема 4.2. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры.
| Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02 | |
1 | Понятие алгоритма, Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, C++, C#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц. | 1 | ||
Практические занятия: | 3 | |||
1 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | ||
2 | Разработка программы с использованием ветвлений | 1 | ||
3 | Программная реализация несложного алгоритма | 1 | ||
Тема 4.3. Анализ алгоритмов в профессиональной области. | Содержание учебного материала | 1 | ОК 02 | |
1 | Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов. | 1 | ||
Тема 4.4. Базы данных как модель предметной области. | Содержание учебного материала | 3 | ОК 02 ПК 1.6-1.7 | |
1 | Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных. | 1 | ||
Практические занятия: | 2 | |||
1 | Создание однотабличной базы данных. | 2 | ||
Тема 4.5. Технологии обработки информации в электронных таблицах. | Содержание учебного материала | 9 | ОК 02 | |
1 | Табличный процессор. Приёмы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование. | 1 | ||
Практические занятия: | 8 | |||
1 | Технология обработки числовой информации. Использование стандартных функций. Адресация. Построение диаграмм. | 2 | ||
2 | Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Организация расчётов в табличном процессоре MS Excel. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. | 2 | ||
3 | Визуализация данных в электронных таблицах. | 2 | ||
4 | Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области). | 2 | ||
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Прикладной модуль 3. Основы искусственного интеллекта | 34 |
| ||
Тема 1. Искусственный интеллект: понятие, сферы применения | Содержание учебного материала | 2 |
| |
Сущность понятия «искусственный интеллект», история развития искусственного интеллекта, «слабый» искусственный интеллект, «сильный» искусственный интеллект, сферы применения и перспективы развития искусственного интеллекта | 1 | ОК 02 | ||
Практическое занятие: | 1 | |||
1 | Типы искусственного интеллекта | 1 | ||
Тема 2. Машинное обучение: понятие, виды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 | |
Понятие и виды машинного обучения: обучение с учителем, обучение без учителя, задача регрессии, задача классификации, задача кластеризации, отбор данных для модели машинного обучения | 1 | |||
Практическое занятие: | 1 | |||
1 | Понятие и виды машинного обучения | 1 | ||
Тема 3. Этапы разработки модели машинного обучения. Библиотеки машинного обучения. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Этапы разработки модели машинного обучения: определение цели и задач (цель как модель результата, отличия цели от задач, метрики для оценки результата), сбор и подготовка данных, разработка модели, тестирование модели (валидация модели). Проблемы переобучения. Библиотеки машинного обучения | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Библиотеки машинного обучения | 2 | ||
Тема 4. Линейная регрессия | Содержание учебного материала | 4 |
| |
Понятие линейной регрессии, целевая функция, линейное уравнение, гомоскедастичность данных: подбор коэффициентов линейного уравнения. Создание. Обучение и оценка модели линейной регрессии: нелинейные функции | 2 | ОК 02 | ||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Линейная регрессия | 2 | ||
Тема 5. Классификация, Логистическая регрессия. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Цели и задачи классификации. Примеры решения задач классификации с помощью искусственного интеллекта. Линейный классификатор, гиперплоскость, бинарная классификация, мультиклассовая классификация: создание. Обучение и оценка модели логистической регрессии. Матрица ошибок, метрики качества логистической регрессии. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Решение задач классификации с помощью искусственного интеллекта | 2 | ||
Тема 6. Деревья решений. Случайный лес. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Дерево решений, атрибуты, эффективность разбиения, глубина дерева, идея алгоритма случайного леса, принцип мудрости толпы, случайный лес для решения задачи классификации и регрессии. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Случайный лес для решения задачи классификации и регрессии | 2 | ||
Тема 7. Кластеризация | Содержание учебного материала | 4 |
| |
Кластеризация, алгоритм k-средних, центроид, расстояние между точками. Решение задачи кластеризации | 2 | ОК 02 | ||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Решение задачи кластеризации | 2 | ||
Тема 8. Обобщение и систематизация основных понятий по машинному обучению. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Практические занятия: | 4 | |||
1 | Выполнение проектной работы «Создание синквейнов и визуальной карты знаний по машинному обучению» | 4 | ||
Тема 9. Разработка модели машинного обучения для решения задачи классификации. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 02 | |
Практические занятия: | 6 | |||
1 | Выполнение проектной работы «Разработка модели машинного обучения для решения задачи классификации»: изучение, анализ и преобразование данных; выбор модели, её обучение; оценка качества работы модели; разработка презентации; выступление. | 6 | ||
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Прикладной модуль 8. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP. | 34 |
| ||
Тема 1. Растровая и векторная графика. Форматы изображений, конвертация и оптимизация | Содержание учебного материала | 1 | ОК 02 | |
Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения объёма изображения. | 1 | |||
Тема 2. GIMP как проект GNU. Установка GIMP. | Содержание учебного материала | 1 | ОК 02 | |
GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта в качестве представителя класса свободного программного обеспечения. Установка на различные платформы. | 1 | |||
Тема 3. Интерфейс GIMP. Многооконный режим, стыкуемые диалоги, однооконный режим. Слои. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Управление диалогами. Окно слоёв изображения. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Знакомство с графическим редактором GIMP. | 2 | ||
Тема 4. Разрешение изображения. Навигация, масштабирование, кадрирование, аффинные преобразования. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Размеры изображения в пикселах и понятие разрешения изображения. Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон, перспектива, 3D-преобразование, трансформация, преобразование по точкам, зеркало, преобразование по рамке, искажения. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Создание и редактирование изображений. Инструменты преобразования. | 2 | ||
Тема 5. Заливка, фильтры и инструменты рисования. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Практическое занятие: | 4 | |||
1 | Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция. | 4 | ||
Тема 6. Выделение. Контуры. Комбинирование изображений. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 02 | |
Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе изображения. Выделение контуров. Создание коллажей путём соединения нескольких изображений. | 2 | |||
Практическое занятие: | 4 | |||
1 | Освоение инструментов выделения GIMP. | 4 | ||
Тема 7. Быстрая маска и преобразование цвета. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 | |
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Графические отображения области выделения. Преобразование цвета в изображении с помощью применения маски. | 2 | ||
Тема 8. Создание градиентов. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Понятие градиента. Плавные переходы от одних цветов к другим. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Использование слоёв для создания простейшего монтажа в GIMP. | 1 | ||
Тема 9. Создание анимированного изображения в GIF. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 | |
Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF с помощью GIMP. | 2 | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Создание анимированного изображения | 2 | ||
Тема 10. Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта». | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 | |
Практическое занятие: | 2 | |||
1 | Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта». | 2 | ||
Промежуточная аттестация (экзамен) | 4 |
| ||
Всего | 210 |
|
5. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
№ п/п | Тема индивидуального проекта |
1 | Роль банковских карт в жизни современного человека. |
2 | Внедрение информационных технологий в систему «Умный дом» |
3 | Применение графических редакторов в профессиональной деятельности |
4 | Информационные технологии в деятельности современного специалиста |
5 | Применение современной оргтехники в профессии |
6 | Современные мобильные приложения (в определённой сфере) |
7 | Защита интеллектуальной собственности в Интернете |
8 | Роль профессиональных Интернет-сообществ в становлении профессионала |
9 | Возможности графических редакторов на примере обработки фотографий |
10 | Применение компьютерных технологий в профессиональной деятельности |
11 | Кодирование информации с помощью штрихкодов |
12 | Программы для считывания информации с QR-кодов |
13 | Обработка фотографий в Adobe Photoshop |
14 | Преобразование графиков на персональном компьютере. |
15 | Кибербуллинг как угроза безопасности обществу |
16 | Применение 3D принтера в профессиональной деятельности |
17 | Современные способы кодирования информации в вычислительной технике |
18 | Искусственный интеллект: его возможности и потенциал |
19 | Современные носители информации, их роль в профессиональной деятельности |
20 | Исследования различных функций с помощью программы Advanced Grapher. |
21 | Обработка старой фотографии в графическом редакторе GIMP. |
22 | Неизвестные возможности графического редактора Gimp. |
23 | Компьютерные технологии: создание анимационного фильма. |
24 | Компьютерные технологии: создание видеоролика в выбранной программной среде по выбранной учебной теме Microsoft PowerPoint,Windows Movie Maker |
25 | Компьютерные технологии: создание интерактивного теста. Разработка теста по интересующей тематике в выбранной программной среде. |
26 | Компьютерные технологии: создание интерактивной викторины. Разработка викторины по интересующей тематике в выбранной программной среде. |
27 | Компьютерные технологии: создание газетной полосы по интересующей тематике в выбранной программной среде Microsoft Publisher, MicrosoftWord. |
28 | Компьютерные технологии: создание брошюры по интересующей тематике в выбранной программной среде Microsoft Publisher, MicrоsoftWord. |
29 | Создание 3D-модели объекта. (Например: дом моей мечты, игровая площадка, парк) Blender, FreeCad, Wings 3D,SolidWorks. |
30 | Использование компьютерных технологий для решения систем линейных уравнений Microsoft Excel. |
31 | Использование облачных технологий в студенческой среде. |
32 | Анализ форматов аудиофайлов и методы их сжатия |
33 | Студенческий киберспорт в России: рост популярности и перспективы развития |
34 | Россия и Интернет |
35 | Проблема киберпреступности в России: актуальное состояние и перспективы решения |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА
Освоение программы учебного предмета Информатика в лицее осуществляется в учебном кабинете Информатика, в котором имеется свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета Информатика входят:
- компьютеры обучающихся (рабочие станции);
- рабочее место педагога с модемом;
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- технические средства обучения (средства ИКТ): одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет; периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, экран);
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Гимнастика для глаз», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)»;
- магнитно-маркерная доска;
- программное обеспечение для компьютеров на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебного предмета Информатика;
- печатные средства обучения;
- расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- вспомогательное оборудование;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета Информатика, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОППКРС СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен электронными образовательными ресурсами: электронными энциклопедиями, словарями, справочниками по информатике, электронными книгами научной и научно-популярной тематики и др. В процессе освоения программы учебного предмета Информатика обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
7. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Для обучающихся
Трофимов, В.В. Информатика в 2 т. Том 1: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Трофимов; под редакцией В. В. Трофимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 553 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02518-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437127
Трофимов, В.В. Информатика в 2 т. Том 2: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Трофимов; ответственный редактор В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02519-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437129
Босова Л.Л. Информатика 10 кл. Базовый уровень/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2024. – 288 с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика 11 кл. Базовый уровень/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2024. – 288 с.: ил.
Афанасьев, В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Афанасьев, О.В. Грибкова, Л.И. Уколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 163 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17639-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542078
Дрещинский, В.А. Основы научных исследований: учебник для среднего профессионального образования / В.А. Дрещинский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 349 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16975-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542087
Дополнительные источники:
Новожилов, О.П. Информатика в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / О.П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 320 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06372-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441938.
Новожилов, О.П. Информатика в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / О.П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06374-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441939
Демин, А.Ю. Информатика. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В.А. Дорофеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07984-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442310
Мойзес, О.Е. Информатика. Углубленный курс: учебное пособие для среднего профессионального образования / О.Е.Мойзес, Е.А.Кузьменко. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07980-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442311
Проектирование информационных систем: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А.В. Золотарюк, Н.Б. Ничепорук; под общей редакцией Д. В. Чистова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 258 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03173-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437463
Зимин, В.П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 110 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08362-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438753
Зерчанинова, Т.Е. Социология: методы прикладных исследований: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.Е. Зерчанинова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 216 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17122-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532416
Зерчанинова, Т.Е. Социология: учебник для среднего профессионального образования / Т.Е. Зерчанинова, Е.С. Баразгова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 196 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17812-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533772
Социология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.В. Глебов [и др.]; под общей редакцией В.В. Глебова, А.В. Гришина, Г.В. Мартьяновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 307 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6292-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537180
Для преподавателя
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в действующей редакции).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 11.11.2022 г. № 974 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов», зарегистрировано в Минюсте России 19 декабря 2022 г. N 71639.
4. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
5. Приказ № 171 от 19 марта 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
6. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций. Базовый уровень (вариант 2). Рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО. Протокол № 13 от 29 сентября 2022 года. Утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.
Дополнительная
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, учрежденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
2. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/26-з).
4. Уточнение рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
5. Приказ Минобрнауки РФ от 29.06.2017 г. №613 «О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413.
6. Инструктивно-методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования от 20.07.2020г. №05-772 Минпросвещения России Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения.
7. Информатика. Е.В.Михеева, О.И.Титова, Москва ИЦ «Академия», 2024 – 350 с.: ил.
8. Практикум по информатике. Е.В.Михеева, Москва ИЦ «Академия», 2024 – 190 с.: ил.
Интернет-ресурсы
Сайт Metod-kopilka.ru[Электронный ресурс]/Методическая копилка учителя информатики/Усольцева Э.М-А. /.- Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/ Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе [Электронный ресурс]/Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ/.- Режим доступа: http://www.klyaksa.net/
ИП «Уроки.нет»; [Электронный ресурс]/ Copyright © 2024 /.- Режим доступа: http://www.uroki.net/
Самоучитель Microsoft Office XP [Электронный ресурс]. - ООО «Мультисофт»;, Россия, 2024 г. - Сист. треб.: Windows98/ME/2000/XP, разрешение экрана: 1024х768 пикселей, оперативная память: 64 Мб, видео: 2Мб, CD-ROM: 4x.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; [Электронный ресурс]/ Издательский дом 1 сентября/.- Режим доступа: http://festival.1september.ru//
Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]/ Система федеральных образовательных порталов/.- Режим доступа: http://www.ict.edu.ru
Сайт VideoUroki.Net [Электронный ресурс]/Методическая копилка учителя информатики /Усольцева Э.М-А. /.- Режим доступа: http://videouroki.net/
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
6