Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории
Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на
одаренность, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба, какую он выберет профессию.
Может он станет гениальным поэтом? Или талантливой актрисой? Кем быть?
Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы.
Добрый день, меня зовут Игнатьева Анастасия Олеговна. Я учитель истории и обществознания Стемасской основной общеобразовательной школы.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация знаний на уровне каждого ученика. Специфика современного образования требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.
Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Профессия учителя истории привлекает меня своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объём знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Современный педагогический процесс невозможно представить, лишенным нововведений. Для сегодняшней школы требуется творчески работающий учитель, способный свободно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. И важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога.
Выход мы нашли в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане мы считаем метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.
На уроках и во внеурочное время мы уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность. Возникает вопрос, - с какого возраста школьники готовы к проектной деятельности?
Многие учащиеся, уже перейдя в среднее звено готовы спрашивать и выяснять точку зрения собеседника, выражать свое мнение, договариваться, сравнивать, обобщать. Поэтому, считаем целесообразным, использовать проектно-учебную деятельность на уроках истории с 5 класса.
Предлагаем несколько видов проектов, используемых нами в практической деятельности. «Моя родословная»; «Герб моей семьи»; «Семейная реликвия»; «Биография моего предка», «Школьная перепись», «Живая история», «Экология школы», «Голоса пожелтевших страниц».
Проект «Биография моего предка»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).
Цели проекта:
- установление связи между историей семьи и историей Отечества;
- включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
- исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.
Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.
Проект «Мое генеалогическое древо»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).
Цели проекта:
- формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках;
- знакомство с новыми фактами из истории семьи;
- выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);
- обучение составлению родословного древа или таблицы.
Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).
Проект «Выставка семейных реликвий»
Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели) .
Цели проекта:
- знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;
- формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.
Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к классному часу «Я и моя семья».
Учащиеся вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.).
Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и родителями – участниками проекта.
Проект «Интервью с прадедушкой»
Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).
Цели проекта:
- знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему прошлому;
- формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории.
Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности.
Работа над проектом: на исследовательском этапе проводится опрос («Чем замечателен этот человек? В какую историческую эпоху он жил? В каких исторических событиях он участвовал? Кто он был по профессии? С какими людьми общался? Его привычки и увлечения»).
Как показывает опыт успешно зарекомендовал себя проект «История моей семьи». Итогом его стали альбомы, подготовленные каждым учеником и раскрывающие эпизоды истории его семьи («Моя родословная», «История моей семьи на ленте времени», «Самая старая фотография в нашем семейном альбоме», «Самая старая вещь в нашем доме», «Моя семья в 20-30-е годы», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Моя семья в 60-80-е годы»).
Проект «Край, в котором мы живём»
Тип проекта: исследовательский, интегрированный, средней продолжительности (1 месяц), групповой и индивидуальный.
Цели проекта:
- собрать информацию об условиях проживания людей на территории родного края в различные (или какой-то один) периоды истории;
- узнать больше о флоре и фауне своего родного края;
- познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой, местным фольклором.
Практический результат проекта: альбом «Мой край» (фотокомпозиция по истории края или конкретного населенного пункта, улицы), коллективная газета «История нашего посёлка», фотоальбом «Природа нашего края».
Работа над проектом: на первом занятии учитель и учащиеся определяют цели проекта, составляют план работы; следующие четыре занятия, а также внеклассная работа в этот период посвящены определению метода исследования, обмену полученной информацией в группах, определению формы отчётности, составлению сценария защиты проекта. Презентация проекта может проходить в форме групповой защиты проектов. Экспертный совет – учителя-предметники, родители, администрация школы, ученики из других групп могут выступать в роли оппонентов.
Таким образом, уже в первый год ознакомления учеников с новым учебным предметом приоритетным в подготовке и проведении урока определяю задание создания условий для развития ребенка, привлечения учеников к активной работы как на уроке истории, так и во внеурочное время, которое способствует формированию познавательного интереса к истории как науке.
В шестом и седьмом классах работа осуществляется в том же направлении, но проблемные ситуации, проектные задания усложняются. Кроме игровых, ученики выполняют информационные проекты, расширяется количество участников проекту, увеличивается длительность его выполнения. Для учеников седьмого класса посильной является подготовка и проведение на протяжении учебного года одного-двух уроков по методу проектов. Это может быть, в частности,
проект на тему «Первобытные люди»
Тип проекта: творческий, средней продолжительности (1 месяц), коллективный, внутришкольный.
Цели проекта:
- знакомство с внешним обликом, обычаями, средой обитания, занятиями, верованиями первобытных людей;
- развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать изучаемый материал, хранить информацию.
Практический результат проекта: спектакль по рассказам Р. Киплинга, картотека рисунков, газета «Пещерные новости», создание скульптур доисторических животных, макет пещеры, игрушки и украшения первобытных людей, спортивный конкурс «Пещерная олимпиада». Работа над проектом подразумевает участие каждого ребенка в той проектной группе, в которой он будет чувствовать себя комфортнее, сможет проявить свои способности.
Проект «Семь чудес света»
Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика).
Цели проекта:
- сбор информации о семи чудесах света;
- развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет.
Практический результат проекта: оформление интерактивной карты в программе PowerPoint на основе собранного в литературе и системе Интернет материала по теме.
Проект «История реальная и виртуальная: политика монголо-татар на Руси»
(7-й класс)
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, долгосрочный (4 месяца), интегрированный (история, информатика).
Цели проекта:
- изучить один из вариантов виртуальной истории – статью «Русь монгольская» в книге Лещенко В. «Ветвящееся время: история, которой не было»;
- проанализировать и оценить сформулированные автором статьи возможные последствия расселения монголо-татар на территории русских княжеств.
Результат проекта: презентация работы в программе PowerPoint, постерный доклад. Подготовленный материал используется на уроках истории при изучении темы «Мир Запада и мир Востока в эпоху Нового времени».
Работа над проектом: изучение первоисточников и исследовательской литературы по теме, сравнительный анализ реальной и виртуальной истории по теме.
В 8 классе мы предлагаем учащимся работу над проэктами связанными с культурой:
всемирная историй «Культура и наука Западной, Центральной и Восточной Европы XVII ст. (Эпоха Возрождения)», «Многогранность русского барокко».
Ученический проект является более посильным для учеников 9 классов, ведь именно у них уже сформировалось умения работать с современными носителями информации, развитое критическое творческое мышление, способность к осмыслению прошлого, роли лица в истории, имеются навыки самообразования. Урок по методу проекта можно планировать как обобщающий в конце изучения любой темы.
Проект «XX век: год за годом
Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (6 месяцев), групповой.
Цели проекта:
- создать у учащихся целостный образ XX столетия;
- сформировать умения систематизировать, анализировать историческую информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;
- повысить мотивацию к обучению;
- содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков.
Практический результат проекта: создание брошюры «Путеводитель по XX веку» с информационными страничками о каждом годе столетия.
Работа над проектом: группы по 3-5 человек собирают материал для следующих рубрик: «Рождение года», «Смерть года», «Научное открытие года», «Техническое изобретение года», «Литературное произведение года», «Фильм года», «Песня (музыкальное произведение) года», «Спортивный рекорд года», «Преступление года», «Военный конфликт года», «Вещь года». Редакторская группа готовит собранный материал к изданию, консультируется с учеными-историками.
Проект «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР»
Тип проекта: исследовательский, групповой, долгосрочный.
Цели проекта:
- помочь осмыслить трагические страницы новейшей отечественной истории через изучение конкретных человеческих судеб, форм сопротивления сталинской несвободе;
- помочь учащимся отыскать людей, которые стали жертвами политических репрессий.
Практический результат проекта: видео- и фоторяд с фрагментами интервью участников и свидетелей событий, реферат «Полвека боли и любви», мультимедийная презентация «Живая история рядом».
Работа над проектом подразумевает изучение литературы, посещение музеев, прослушивание лекции по теме «Тоталитарное прошлое», интервью с участниками и свидетелями событий прошлого.
Школьники, особо увлеченные историей, интересующиеся родным краем, занимаются краеведческим исследованием.
Считаем, что именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников. Особенно в условиях сельской школы, где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Наши учебные краеведческие занятия связаны с общественно-полезной деятельностью учащихся. Эти ученические изыскания представляют научный интерес (поиск, сбор, изучение и публикации материалов по краеведению).
Предметом поисков учащихся являются материалы о своих земляках, по истории родословной своей семьи.
Исследовательская работа увлекает меня и моих учеников, несмотря на все трудности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной практике.
Наш опыт организации и самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода. Результаты нашей проектной деятельности:
Школьная научно - практическая конференция
1.Проект «Голоса пожелтевших страниц» - Аблизина Дарья
2. Проект «Школьная перепись» - Валдаева Елена, Душева Надежда
3. Проект «Защита от СПАМа» - Боронихин Дмитрий
Научно-практическая конференция «Первый шаг в науку-2013»
Проект «ЭКОЛОГИЯ РОДНОЙ ШКОЛЫ» - Завязочникова Вероника, ученица 4 класса.
Республиканская научно-практическая конференция « Истоки». Секция - Земляки
Проект «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» - Валдаева Елена. Награждена дипломом III степени.
Заключение
Современная школа должна помогать обучающимся в развитии интересов и склонностей, выработке нравственных убеждений; создавать условия для развития независимого творческого мышления; научить приемам деятельности в коллективе, поощрять самовыражение и уверенность обучающихся в себе. Создание для каждого обучающегося более разносторонней школьной среды дает ему возможность проявить себя, удовлетворить свою потребность в самореализации.
Подводя итог сказанному, хочется еще раз отметить, что нетрадиционный урок, собственный интерес к своему предмету, положительный эмоциональный настрой на общение – это путь к тому, что мы будем поняты учеником, наш предмет заинтересует его, ему будет психологически комфортно, учеба станет в радость и положительный результат не заставит себя ждать.
Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом нашей проектной деятельности.
И результат не заставит себя ждать. Ведь проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.