Статья
«Развитие творческих способностей при проблемном обучении»
Подготовила: Учитель технологии
Матерн Анжелика Александровна
Еленовская средняя школа
Зерендинский район
Акмолинская область
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.
Творческие способности - это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.
Нацеленность на поиск ответов может присутствовать "в фоне", в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру.
Одновременно быстрое и качественное решение - это исключение из правил. Как правило, творческий процесс это цепь решений, которые возникают друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или обсуждения (в случае коллективного творчества).
Другими словами, изобретение или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного мыслительного процесса. И если вдруг какие-либо случайности на самом деле происходят, то что бы увидеть эти "случайности", нередко нужна внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.
Для коллективного творчества существуют методики и способы организации творческого процесса, например, «мозговой штурм».При данной методике творческие способности учащихся значительно повышаются. Учитель создает какую-либо проблемную ситуацию для учащихся, следовательно, все ученики, принимающие участие в этой ситуации должны предложить свои идеи по решению проблемы и совместно обсудить, чтобы прийти к единому мнению .
Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический анализ. Морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию, т. е. разложение целого на составляющие его части, выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. влияния элемента или подпроблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (иногда это называют надсистемой)
Творческая личность предполагает наличие у нее определенных способностей.
Способность - совокупность врожденных анатомо - физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.
Способности обнаруживаются и развиваются в процессе овладения той или иной деятельностью. Развитие способностей связано с усвоением навыков и умений. Особенно важна обобщенность знаний и умений - способность человека использовать их в различных ситуациях. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам ( ЗУН ). Способность - это устойчивые функциональные возможности личности, которые определяют возможности человека к обучению, овладению ЗУН.
В научной литературе выделяются общие и специальные способности. Общие присущи в той или иной мере всем людям. Это способности, необходимые для всех видов деятельности: в труде, познании, общении и т.д. Общие способности подразделяются на сложные (способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития) и элементарные (необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления). Развитие отдельных общих способностей создает базу для формирования специальных способностей. Но каждый человек имеет присущие только ему способности в отдельных видах деятельности и в то же время определенную неспособность к другим видам.
Таким образом, не существует хороших и плохих способностей, а существует способность или неспособность к той или иной деятельности. Задача развития способностей включает выработку необходимых качественных способностей и стимулирование специальных способностей, в результате чего оказываются возможными высокие достижения в определенных областях деятельности. Кроме того, компенсируется развитие одних способностей за счет других.
Младшие школьники обладают предрасположенностью к усвоению способностей, у школьников средних классов наблюдается особая активность и широта склонностей, а у старших школьников - склонность и способность к сознательному саморегулированию. На развитие способностей также могут оказать огромное влияние врожденные дифференциальные особенности личности - задатки, заключенные в строении мозга.
Умственное развитие детей зависит главным образом от способа обучения. В методике трудового обучения еще нет основательно разработанной системы развития интеллектуальных способностей учеников, творческого отношения к труду, психологической готовности к нему.
Чтобы процесс обучения, как и познания, был активным, он должен моделировать некоторые существенные черты процесса продуктивного, творческого мышления, т.е. проблемность в обучении следует рассматривать как одну из важных систем познания.
Проблемность базируется на противоречиях, которые возникают в процессе изучения окружающих предметов, явлений и т.д. Процесс обучения, который модулирует в своих существенных чертах ход продуктивного мышления и направлен на открытие учениками новых знаний и способов действия, называют проблемным. Его сущность заключается в постановке системы проблемных заданий, осмыслении, восприятии и решении их в ходе совместной деятельности учеников и учителя. Обучение при этом должно осуществляться в такой последовательности: постановка проблемного задания, организация проблемной ситуации, формулирование проблемы, разрешение ее, проверка полученных результатов и, наконец, обобщение, систематизация и закрепление знаний.
Методически правильно созданная проблемная ситуация раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения.
Важным этапом проблемного обучения является решение учебной проблемы. В своих основных чертах этот процесс совпадает с научным познанием. Как и в научном познании, при решении проблемных заданий можно выделить ряд этапов:
составление плана решения проблемы;
выдвижение предположений и обсуждение гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка результатов решения проблемы;
обобщение новых знаний и способов действия.
На примере преподавания в школе, я на уроках технологии применяю проблемно-поисковый метод обучения. При проведении урока, ученикам раздавались наглядные пособия, давалось задание подойти к выполнению практической работы с креативностью, с полной выкладкой своих творческих способностей. Мотивировалось это тем, что, чем креативней и сложней будет выполнена работа, тем выше будет оценка. Эксперимент удался. Учащиеся, соревнуясь между собой, старались показать, кто лучше и кто красивее выполнил задание, тем самым, они сами того не зная, развивали свои творческие способности.
В каждом конкретном случае учитель должен творчески подходить к содержанию материала, возможностям учеников и правильно определять, какие знания им необходимо дать объяснительно-иллюстративным методом, какие - постановкой проблемных вопросов, а какие, возможно, и решением проблемной задачи.
В этом и будет заключаться смысл проблемного урока по развитию творческих способностей.