«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие творческих способностей на уроках математики в начальных классах

Для развития творческих способностей учащихся на уроках математики используется занимательный материал. Он развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. В статье приведены примеры дидактических игр, игры - путешествия, логические задачи, задания повышенной трудности, и как разновидность - самостоятельная работа учащихся.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Приемы занимательности на уроках математики


Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. С этой целью учителя начальных классов должны использовать в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Виды работ, способствующие активизации познавательной деятельности детей: дидактическая игра, логические задачи, задачи повышенной трудности и самостоятельная работа.

Дидактическая игра

Дидактические игры – это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности.

Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным. Основные функции дидактических игр:

  • формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

  • формирование психических новообразований;

  • формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

  • формирование навыков самоконтроля и самооценки;

  • формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Требования к игре: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В процессе игры на уроках математики обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?», «Отвечай сразу».

При закреплении с обучающимися знания таблицы умножения часто используется игра «Теремок».

На доске висит таблица, на которой изображен теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решит пример, то окошечко открывается и дети видят, кто в теремке живет.

Для этих же целей используется игра «Не скажу». Обучающиеся по указанию учителя считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел. Которые делятся, например на 6, они произносят «Не скажу». Эти числа записываются на доске. Появляется запись: 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел обучающиеся называют примеры.

Игра «Полет в космос».

Она способствует прочному и сознательному усвоению таблиц сложения и вычитания. Учитель сообщает, что Пин и Биби (Смешарики) изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.

Также привлекают детей игры – путешествия. Например: «В цирке», «Веселые старты», «Плывем к Робинзону Крузо», «В зоопарке». В играх – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

Практика проведения развивающих занятий показала, что дети регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами. Но даже если просто решать каждый день три – четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и применяя метод аналогии решить вторую часть задачи. Обучающемуся понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти, мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету.

Самостоятельная работа способствует активизации мышления. Действия. Поэтому после объяснения нового материала можно предложить детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить ее. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждения при выполнении заданий. Когда идет проверка, обязательно нужно выяснить, кто из ребят допустил ошибки и попросить их дать объяснение.

Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует обучающихся на полную самостоятельность. Работа по карточкам начинается с 1 класса. Их можно использовать при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы.

Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что все получают оценку за урок и каждый обучающийся знает, что все зависит от его старания.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее