РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Основные акценты при обследовании у ребенка уровня развития связной речи должны быть расставлены на умении будущего первоклассника:
- отвечать на вопросы,
- пересказывать,
- составлять рассказы по сюжетной картинке,
- по серии сюжетных картинок.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.
Приёмы работы по формированию связной речи
Беседа с ребенком
Чтение рассказов или сказок
Беседа (диалог)
Составление описательного рассказа
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Составление рассказа по сюжетной картине
Пересказ
Самостоятельное составление рассказа
Рассказ по серии сюжетных картинок
Придумать рассказ по серии картинок.
Дать имена героям.
Внимание на детали КТО? ГДЕ? КОГДА?
По каждой картинке несколько предложений, не простое перечисление объектов и действий.
Предыдущие и последующие события.
Придумать название.