3 класс.Урок. Русский язык. Развитие речи. «Весна пришла!» повторение и закрепление знаний о предложении, глаголе
Задачи:
Обобщать словарь детей изобразительной лексикой. Учить учащихся умениям использовать языковые средства в соответствии со стилем.
Обучать учащихся умениям подбирать эпиграф к тексту сочинения.
Пробудить интерес к данному виду работы, используя различные виды творческой деятельности.
Оборудование:
П.И. Чайковский «Времена года»;
Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;
Приложения:
тексты стихов для каждого ученика;
тексты для дифференцированной работы;
весенний словарь;
конверты с карточками плана зарисовок;
эпиграфы.
Ход урока.
Организационный момент: Отгадайте загадку
Если все вокруг проснулось,
И друг другу улыбнулось,
Ручейки звенят вокруг:
«Пробудись скорее, друг!»
Светит солнышко в глаза,
Значит, к нам пришла:
Д: Весна! (на доске появляется слово «весна»).
У: Весна — прекрасное время года. Новые звуки,
краски, запахи дарит нам она. Приход весны
вдохновлял художников, поэтов, композиторов.
Сколько замечательных произведений посвятили
они этому удивительному времени года!
II. Сообщение темы и цели урока.
Послушайте произведение. (П.И. Чайковского – пьеса об апреле «Подснежник»).
- Какие звуки весны вы сейчас услышали? (В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы……
Этот урок я хочу назвать «Дыхание весны»». «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…». А.С.Пушкин. найти далее
Что называет поэт утром года? (весну).
Почему? (ответы детей).
Обобщение ответов детей:
Весна- это пробуждение природы после долгого зимнего сна. Весной природа просыпается, всё оживает.
Весна. У каждого человека с этим словом связаны свои ощущения.
Что вы представили себе, услышав слово «весна»?
Весна
Весна”. ( Время года, утро года, свежесть, солнышко, оттепель , ручеёк, вдохновение, воодушевление, радость, зелень)
Учитель: Давайте расскажем: какая весна бывает? Обратимся к весеннему словарю. Подберите прилагательные. Дети: (ранняя, солнечная, долгожданная, теплая, приветливая, красная, яркая, дождливая).
Учитель: назовите её действия?
Дети: (наступает, грядет, собирается, улыбается, воодушевляет, завораживает, расцветает, освежает, шагает, приближается, повеяла
Учитель: с чем же весна придет?
Дети: (с песнями птиц, с дождями, с солнышком ярким, с весенними говорливыми ручейками и т.д.).
А вы слышали выражение "Весною пахнет”? Как это понять? Чем пахнет? (Свежестью, веет теплым ветерком, зеленью, почками, черемуха цветёт).
Работа с текстами художественных произведений
Молодцы, ребята! А теперь понаблюдаем, как поэты описывали весну в своих произведениях. У вас на столе лежит лист с отрывками из художественных произведений.
Зимние дни миновали,
Ночи короткими стали.
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает. Сергей Есенин.
Читаем.
О каких признаках весны говорит поэт? Назовите. Подчеркните глаголы. Укажите время, род, число,
А рядом у проталинки,
В траве, среди корней,
Бежит, струится маленький
серебряный ручей.
Сергей Есенин.
А здесь, какие слова передают приход весны? Подчеркните глаголы. Укажите время, род, число,
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
А. Жуковский.
Какие фразы указывают на приход весны в этом отрывке?
Что значит зардел? Зардел – стал ярко- красным
Физминутка. Физминутка
- Весенняя физминутка поможет отдохнуть.
Дождик песенку поет – кап – кап (ходьба).
Только кто её поймет – кап – кап (хлопки в ладоши).
Не пойму ни я, ни ты – кап – кап (хлопки за спиной).
Но зато поймут ручьи – кап – кап (хлопки над головой).
А художники как создавали образ весны ? (с помощью кисти и красок)
Перед вами репродукции знакомой картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина написана в Костромской области, в поселки Сусанино. Представьте, что мы стоим у этой березы. Какие звуки мы здесь слышим? (Перекличку грачей, звон капели, шелест ветра на мокрых ветках, поскрипывание кривых стволов …)
Грабарь ГОЛУБАЯ ВЕСНА
Учитель читает стихотворение И.Бунина Апрельский день.
Весело в поле весною бродить!
Веcело в небе весеннем следить.
Как серебристою, нежной чредою
Тихо плывут облака над землёю!
Степь ли увижу – там радует взор
Синих полей безграничный простор;
В небо взгляну ли – там солнце сияет,
Нежным теплом мне лицо согревает,
Глубь небосвода светла и ясна…
Как хороша ты, родная весна!
В каком предложении заключена главная мысль?
Как хороша ты, родная весна!
- Прочитайте стихотворение Л. Соловьева « Подснежник». (Приложение
В саду, где березки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда,
Что это весна?».
(Л. Соловьев «Подснежник»)
- Какой прием использовал автор при описании цветка? (Олицетворение) докажите.
Попробуем и мы, используя стихотворение, составить предложение про подснежник. Запишем.
Подснежник почувствовал тепло и выставил зелёную ножку.
По цели высказывания (повествовательное)
По интонации (невосклицательное), распространённое.
Главные члены
Второстепенные члены
Обозначим части речи. В какой форме. Число . род. падеж
Молодцы ребята! Кто помог нам представить ярче образ весны? (поэты, художники, композиторы)
Творческая работа.
Давайте составим синквейн со словом «ВЕСНА».
Имя существительное, выраженное, одним словом.
Два прилагательных.
Три глагола.
Фраза из четырех слов, которая выражает ваше отношение к этому слову.
Синоним к существительному.
Прочитайте, что у вас получилось.
Весна
Долгожданная, яркая.
Наступает, воодушевляет, улыбается.
Просим милости к нам. (Как хороша ты!)
Утро года. Красавица.
Рефлексия.
Если вам понравилось работать на уроке, вы почувствовали дыхание весны, закрасьте цветок желтым цветом. Кому было не совсем интересно и в его душе еще таится зимний холодок – закрасьте цветок синим цветом.
Учитель: Ребята, спасибо за работу. Я желаю вам творческих успехов.
Весенний словарь
Весна (какая?) ранняя солнечная теплая румяная долгожданная чудесная прекрасная приветливая дождливая красавица утро года Ручьи говорливые бегут, поют журчат веселые быстрые шумные Воздух свежий чистый наполнен запахом весны Первые цветы появляются распускаются голубой глазок подснежника почувствовал тепло | Весна ( что делает?) наступает грядет собирается улыбается воодушевляет завораживает расцветает освежает шагает приближается веет светит пригревает будит бодрит посылает Небо голубое прозрачное лазурное чистое весеннее бездонное |
Подснежник
В саду, где березки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда,
Что это весна?».
Л. Соловьев
Зимние дни миновали,
Ночи короткими стали.
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает. Сергей Есенин
А рядом у проталинки,
В траве, среди корней,
Бежит, струится маленький
серебряный ручей.
Сергей Есенин
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
А. Жуковский.
____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________