Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы как способ формирования интереса к предмету
Подготовила: Пивень С.С. (учитель русского языка и литературы)
В современном обществе за последнее время произошли перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанным, прежде всего со сменой ценностных ориентиров.
Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.
В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности». Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.
Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.
Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
В основе познавательной деятельности – положительное отношение ученика к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт воспитанника. Показатели познавательной активности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д.
Основная задача учителя - привить любовь к языку, развить творческие, интеллектуальные способности ученика, воспитать поликультурную личность. Каждый раз, идя на урок, думаешь о том, как заинтересовать учащихся своим предметом, как развить их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы, как добиться высоких результатов. Конечно, интерес к предмету появляется тогда, когда учитель в самом начале урока доводит до сведения учеников, с какой целью будет изучаться предмет, какими знаниями и умениями они должны овладеть, какие требования будут им предъявлены.
Бесспорно, добиться повышения качества на уроках помогают новые педагогические технологии, но применение этих новшеств невозможно без заинтересованности самих учащихся.
Эффективным вспомогательным средством активизации познавательной деятельности учащихся считаю использование информационных компьютерных технологий. Имея в кабинете компьютер, локальную сеть и доступ к Интернету, я, в первую очередь, обучаю ориентировке в информационном пространстве. Как показывает практика, некоторые учащиеся уже с начальной школы владеют многими навыками работы на компьютере. Поэтому они с удовольствием составляют презентации в программе Power Point. Тематика может быть различная: биография и творчество поэтов и писателей, экскурсии по литературным музеям и другие. Еще один метод повышения интереса- проведение дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету в 5-7 классах.
Отгадывание кроссвордов, ребусов, проведение уроков в форме конкурсов, соревнований, КВН вызывает у детей познавательную активность, развивает интерес к предмету. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Рациональное использование школьниками учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания положительное и ответственное отношение к учению. Все это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей.
Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и конечно свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении школьников. Игра не потеряла своей значимости и постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Использование игровых технологий на уроках русского языка (на материале урока-игры "Путешествие по стране Русский язык" в 6 классе)
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечивала бы развитие индивидуальных способностей каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Игровая технология является одной из уникальных форм обучения. Они позволяют сделать интересной и увлекательной работу школьников, делают эмоционально окрашенными процессы запоминания, усвоения, повторения и закрепления информации.
Современные методисты предъявляют к дидактической игре такие требования, как соответствие ее учебно-воспитательным целям урока, доступность для учащихся данного возраста, умеренность в использовании на уроке.
Формы уроков с использованием игровых технологий могут быть разнообразны :
игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий ( урок- соревнование, урок- конкурс, урок- путешествие, урок- КВН);
ролевые игры на уроке (инсценирование)
игровая организация учебного процесса с использование заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найти орфограмму, произвести один из видов разбора и т.д.);
различные виды внеклассной работы по русскому языку (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.).
Покажем на примере фрагментов урока - игры "Путешествие по стране Русский Язык", как реализуются игровые технологии при повторении темы "Лексика" в 6 классе.
В мобилизирующей части урока для создания психологического настроя ученикам предлагается задание, связанное с разными вариантами чтения скороговорок (тихо и умеренно; громко и уверенно). Такое задание развивает экспрессивную речь, позволяет отработать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Дале учитель рассказывает о стране Русский язык со множеством населенных пунктов, одним из которых является город Лексика. Предлагается осуществить увлекательное путешествие по данному городу. На уроке потребуется следующее оборудование: красочно оформленная карта города, кроссворд, лото антонимов.
Для актуализации знаний по соответствующему разделу требуется ответить на вопросы о том, что такое лексика, чем отличается слово от других единиц языка.
При повторении темы "Однозначные и многозначные слова" учащимся необходимо вспомнить содержание самих понятий и записать предложения с различными значениями полисемичных слов. Составление предложений - игра, развивающая способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, создавать новые целостные образы из отдельных равноценных элементов.
Другой формой игры на рассматриваемом уроке служат загадки, которые помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки различных объектов, тренируют быстроту и гибкость ума, способность находить оригинальные решения. Приведем примеры таких загадок: "Я приправа хорошая к столу и в цель могу пустить певучую стрелу" (лук); "Я шуба длинная, до пят, и в фигурном катанье меня всякий увидеть рад" (тулуп).
На следующем этапе урока, когда дети оказываются на "улице Синонимов", проводится беседа, направленная на развитие речи, формирование логического построения ответа на поставленный вопрос. В ходе такой беседы ученики приходят к выводу о функциях синонимов в речи ( синонимы позволяют максимально точно выразить мысль, избегать повторов, делают высказывание выразительным). Далее предлагается игра "в слова", которая обогащает лексический запас ребенка, помогает быстро находить нужные синонимы. Требуется подобрать синонимы к указанным словам. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание ( например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
Оказавшись на "проспекте Антонимов", ученики играют в лото. Для лото вырезаются карточки по количеству играющих. каждая карточка содержит 6 клеток. В каждую клетку записывается слово, у которого есть антоним. Затем по количеству клеток готовятся карточки ( размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Все нумеруются. На уроке карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. учитель поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с анонимами, которые оказались еще не включенными в игру. Лото как форма игры выбрана здесь для того, чтобы мотивировать детей к получению большего количества очков, развития лидерских качеств. Повторяя усвоение темы "Антонимы", они учат тоже одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
На заключительном этапе урока проводится фронтальный опрос в форме игры "Третий лишний". Он направлен на проверку усвоения понятий "синонимы" и "антонимы", выявление умения находить слова данных парадигматических групп в контексте, а также на развитие мышления. В ходе игры при ответе на поставленный вопрос необходимо выявить нужное слово. Приведем некоторые примеры.
- Когда зрячий человек бывает слепым? (Неграмотный, всезнающий, неуч.)
-Какой год продолжается всего один день? ( Новый, старый, наступающий.)
-Из какого крана нельзя напиться? (Подъемного, грузоподъемного, кухонного.)
Результаты урока показывают, что игра стимулирует умственную деятельность учеников, развивает внимание и познавательный интерес к предмету, тренирует память, формирует речевые умения и навыки.