Методическая разработка
«Развитие музыкальных способностей у дошкольников и младших школьников»
Автор: Князева Татьяна Викторовна.
Преподаватель
МБУДО «ДШИ «Рапсодия» г. Кирова
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно.
Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность—это значит «завести» механизм формирования способностей.
Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы - задатки развиваются, нет радости - способностей не будет.
Ю. А. Цагарелли выделяет шесть компонентов музыкальности:
● музыкальный слух
● музыкально-ритмическая способность
● эмоциональная отзывчивость на музыку
● музыкальная память
● музыкальное мышление
● музыкальное воображение.
В процессе обучения в музыкальной школе необходимо уделять внимание каждому из компонентов музыкальности, при этом никогда не забывая о том, что музыкальность в целом представляет собой не простую сумму этих качеств, а их неразделимое единство.
Развитие музыкального слуха.
Существуют три основных разновидности музыкального слуха:
1. звуковысотный слух – способность к восприятию высоты звука;
2. мелодический слух – способность к восприятию одноголосной ладоокрашенной мелодии;
3. гармонический слух – способность к восприятию созвучий и гармонических последовательностей.
Для развития звуковысотного и мелодического слуха в процессе обучения на фортепиано полезно использовать следующие упражнения:
● на начальном этапе – пропевание отдельных звуков, сыгранных педагогом; пение и подбор на инструменте несложных мелодий;
● пение мелодии во время музицирования за инструментом;
● пропевание голосом одного из голосов полифонического произведения с одновременным исполнением остальных голосов на фортепиано.
Развитие гармонического слуха учащихся также должно быть предметом постоянного внимания педагога-пианиста, поскольку пианист всегда имеет дело с многоголосной фактурой.
Для развития гармонического слуха полезно небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух интервалов и аккордов, образующихся на различных участках клавиатуры. В процессе разучивания музыкальных произведений необходимо прослушивать как каждое созвучие в отдельности, так и соотношение аккордов, всегда обращать внимание на модуляции, функциональные соотношения аккордов в рамках гармонической системы.
Развитие музыкально-ритмической способности.
Музыкальный ритм – это закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп). Соответственно, музыкально-ритмическая способность состоит из трех основных компонентов:
● способности к восприятию ритмических рисунков,
● способности к восприятию метра,
В работе над ритмическими рисунками первостепенное значение имеет формирование у ученика ритмических ощущений, чему способствует прохлопывание ритмических рисунков, проговаривание их с помощью ритмослогов. По этой же причине сочетание различных способов деления длительности (полиритмию) нежелательно просчитывать, при исполнении таких ритмов лучше опираться на слуховые и двигательные ощущения.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
Эмоциональность – необходимое для музыкантов качество, поскольку именно оно обеспечивает восприятие и воспроизведение всех оттенков музыкальных эмоций, тончайших динамических, агогических, тембровых и иных нюансов.
В то же время более эмоциональный музыкант оказывается менее надежным в концертном выступлении, поскольку, согласно данным психологических исследований, наиболее благоприятной нейродинамической основой общей эмоциональности и эмоциональной отзывчивости на музыку является лабильность и слабость нервной системы. Это обстоятельство необходимо учитывать в процессе обучения, для того чтобы предотвратить возможные потери в концертном выступлении с помощью целенаправленной работы по повышению сценической надежности.
Развитие музыкальной памяти
Музыкальная память – способность к запоминанию, сохранению, узнаванию и воспроизведению музыкального материала. Музыкальная память включает в себя следующие виды:
● эмоциональную
● образную в различных проявлениях
● логическую
Эмоциональная память. Важное значение эмоциональной памяти для музыканта обусловлено тем, что музыкальные произведения, как правило, отличаются богатым эмоциональным содержанием. При этом важно запоминать не только эмоциональные настроения, но и детерминанты эмоционального содержания музыкального произведения, то есть объективные и субъективные причины, которые породили, обусловили те или иные эмоции. Важное значение имеет также память на эмоциональный мир музыкально-художественных образов, так как она способствует формированию такого важного для музыканта качества, как эмоциональная эмпатия (сопереживание).
Образная память. В структуре музыкальной памяти, безусловно, преобладают такие разновидности образной памяти, как слуховая и зрительная.
Доминирующую роль в слуховой памяти играют слуховые представления – слуховые образы музыки, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее. Такие представления обычно называются внутренним слухом.
Логическая память. Прочному запоминанию музыкального текста чрезвычайно способствует его детальный анализ. Особенно важное значение при этом имеет понимание структуры музыкального произведения. В частности, необходимо сравнивать сходные музыкальные построения, выявляя имеющиеся различия. Наилучший эффект достигается в том случае, если ученик может самостоятельно произвести такого рода анализ.
Развитие музыкального мышления
Ю. А. Цагарелли подчеркивает, что высокий уровень профессионализма музыканта любой специальности возможен только при условии высокоразвитого музыкального мышления. Поэтому целенаправленному развитию музыкального мышления необходимо уделять постоянное внимание, в том числе и в процессе обучения в специальном классе.
Синтаксис. Одним из важнейших свойств классической музыки является то, что структура музыкального произведения на уровне небольших построений (мотивов, фраз, предложений) имеет несомненное сходство со строением вербальной речи. Именно поэтому так эффективны для развития осмысленности исполнения различного рода подтекстовки.
В то же время надо иметь в виду, что этот метод работает не всегда, так как далеко не всегда за пределами классического стиля имеется значительное сходство вербального и музыкального синтаксиса. В частности, так называемые «баховские цепочки» требуют специальной работы, направленной на то, чтобы отчетливость каждого звена сочеталась бы с цельностью мелодической линии.
Анализ элементов музыкальной ткани.
Звуковая ткань музыкального произведения формируется взаимодействием ряда компонентов, которые принято называть средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, ладовая организация, гармония, фактура, тембр, динамика). В процессе работы над музыкальным произведением необходимо внимательное вслушивание в звуковую ткань произведения и осмысление выразительного значения каждого ее компонента в контексте целого.
Музыкальный процесс.
Чрезвычайно важно сформировать у ученика умение воспринимать музыкальный процесс как осмысленную, разворачивающуюся во времени последовательность музыкальных событий. Большинство классических произведений, даже непрограммных, вполне допускает сюжетно-драматургическое истолкование, что обусловлено принципами классического музыкального мышления. Достаточно сказать, что сонатная форма во многом основана на принципах театральной драматургии. Поэтому метод сюжетно-драматургического истолкования может оказать существенную помощь в педагогической работе, в особенности при изучении непрограммных произведений крупной формы (сонатных, рондо и т. д.)
Развитие музыкального воображения
Музыкальное воображение можно определить как процесс создания музыкальных образов путем активной переработки имеющихся в сознании музыканта слуховых представлений. Как и музыкальное мышление, музыкальное воображение предполагает способность произвольно оперировать внутренними слуховыми представлениями. Поэтому все методы работы, направленные на развитие музыкального мышления, способствуют также и развитию музыкального воображения.
Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.
Музыкальная способность | Методы обучения |
Эмоциональная отзывчивость на музыку | Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений. |
Ладовысотный слух | Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности. |
Музыкально ритмическое чувство | Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые) |
Музыкально - творческие способности | Упражнения, по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества. |
Так как игра основной вид деятельности дошкольника, то и для развития музыкальных способностей используются музыкально – дидактические игры.
Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.
Цель игры | Задачи, решаемые в процессе игры | Виды игр |
Развитие ладового чувства | Узнавание знакомых мелодий; определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения; различение жанра; оценка правильности звучания мелодии. | Настольные, Подвижные, Хороводные. |
Развитие музыкально-слуховых представлений | Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте | Настольные, Хороводные. |
Развитие чувства ритма | Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений. | Настольные, Подвижные, Хороводные, Творческие. |
Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.
Заключение.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность". Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.
Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.
Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.
Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.
Заключение
«Основной признак музыкальности, по мнению Б.М. Теплова, переживание музыки, как выражение некоторого содержания.
Музыкальное переживание, по самому существу своему, эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, чтобы эмоционально пережить музыку нужно, прежде всего, воспринять саму звуковую ткань. Музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки.
Восприятие образов музыкальных произведений является ведущим видом деятельности, для его развития в репертуар включаются музыкальные произведения, основанные на приеме звукоподражания звукам природы и другим явлениям окружающей действительности, звучанию различных музыкальных инструментов, пьесы с образными названиями, пьесы - музыкальные сопоставления, одноименные пьесы, пьесы с противоположными образами. Составляющие восприятия: эмоциональная отзывчивость, сенсорная чувственность, музыкально- слуховая грамотность. Исполнительство и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Успех обучения игре на фортепиано учащихся определяется не только своевременным распознаванием врожденных задатков, но и развитием музыкальных способностей: музыкальности в доступной художественно увлекательной для этого возраста форме.
Литература
1 .Актуальные проблемы истории, теории и методики музыкально-исполнительского искусства. Сборник статей. Выпуск 1. редакторы-составители Рензин В.И., Уманский М.А. Екатеринбург, 1993.
2.Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1975.
3. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. / Сост. и ред. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 90–128.
4.Баренбойм, JI.A. Путь к музицированию. М-Л.: Сов. композитор, 1973.
5.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. 224 с.
6.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: «Классика-XXI», 2008.
7.https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2020/04/13/metodicheskiy-doklad-razvitie-muzykalnosti-kak
8.https://infourok.ru/doklad-na-temu-razvitie-muzikalnih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-855196.html