«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие метроритмических способностей у дошкольников в различных видах деятельности

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование метроритмического чувства во всем многообразии: чувство темпа, метра, ритмического рисунка, формы. Важное значение, при этом, имеют все его компоненты, но среди них главный – чувство равномерной метрической пульсации, ощущение внутреннего времени музыки.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Развитие метроритмических способностей  у дошкольников  в различных видах музыкальной деятельности   Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ №27 Ю.В. Боровкова

Развитие метроритмических способностей у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности

Подготовила

музыкальный руководитель

МБДОУ ДСКВ №27

Ю.В. Боровкова

Документы

Документы

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Закон Тульской области от 30.09.2013 № 1989-ЗТО «Об Образовании»;
  • Основная образовательная программа дошкольного образования, программа «Детский сад 2100» под ред. А.А. Леонтьева
Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы. Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы.

Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы. Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы.

О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, нравственном воспитании писали многие педагоги-исследователи, подчёркивая необходимость воспитания общей музыкальности с раннего детства.   Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.

О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, нравственном воспитании писали многие педагоги-исследователи, подчёркивая необходимость воспитания общей музыкальности с раннего детства. 

Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование метроритмического чувства во всем многообразии: чувство темпа, метра, ритмического рисунка, формы. Важное значение,  при этом, имеют все его компоненты, но среди них главный – чувство равномерной метрической пульсации, ощущение внутреннего времени музыки. Нередко восприятие ритмической основы вызывает затруднение.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование метроритмического чувства во всем многообразии: чувство темпа, метра, ритмического рисунка, формы. Важное значение,  при этом, имеют все его компоненты, но среди них главный – чувство равномерной метрической пульсации, ощущение внутреннего времени музыки. Нередко восприятие ритмической основы вызывает затруднение.

Именно поэтому на музыкальных занятиях в работе с детьми педагог ставит следующие цели и задачи: - образовательные: развивать чувство ритма; третировать внутренний слух; способствовать развитию познавательного интереса; учить выделять сильную долю такта; упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать слуховое внимание; развивать быстроту реакции; - воспитательные: развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.

Именно поэтому на музыкальных занятиях в работе с детьми педагог ставит следующие цели и задачи:

- образовательные: развивать чувство ритма; третировать внутренний слух; способствовать развитию познавательного интереса; учить выделять сильную долю такта; упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать слуховое внимание; развивать быстроту реакции;

- воспитательные: развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.

Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.
  • Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.

Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным. То есть не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма.  Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей.

Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на   основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент), опирающегося на моторику.
  • Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на   основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент), опирающегося на моторику.

Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным (Б.Теплов – психолог). Также чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки .

Направления работы:

Направления работы:

  • Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
  • Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Поэтому, первоначальное восприятие музыки у детей связано с неосознанным движением, с бессознательным использованием в игре основных ритмических единиц: четвертей и восьмых. Изучение соотношения длительностей связывается с движением: четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка. В названии длительностей используются ритмослоги: четверть – «та», восьмая – «ти», половинная – «ту». Вводятся условные движения (так называемые «умные ладошки») для обозначения длительностей: восьмые – легкое постукивание кончиками пальцев о другую ладошку, четверть – хлопки в ладоши, половинные – ручки на пояс.

Поэтому, первоначальное восприятие музыки у детей связано с неосознанным движением, с бессознательным использованием в игре основных ритмических единиц: четвертей и восьмых. Изучение соотношения длительностей связывается с движением: четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка. В названии длительностей используются ритмослоги: четверть – «та», восьмая – «ти», половинная – «ту». Вводятся условные движения (так называемые «умные ладошки») для обозначения длительностей: восьмые – легкое постукивание кончиками пальцев о другую ладошку, четверть – хлопки в ладоши, половинные – ручки на пояс.

Ритмослоги       восьмая четверть половинная  ТИ ТА ТУ

Ритмослоги восьмая четверть половинная ТИ ТА ТУ

Для закрепления полученных на музыкальных занятиях навыков, уже знакомый материал может быть применён как в свободной деятельности детей (на прогулке, в группе), так и в домашних условиях.

Для закрепления полученных на музыкальных занятиях навыков, уже знакомый материал может быть применён как в свободной деятельности детей (на прогулке, в группе), так и в домашних условиях.

Упражнение 1 (прочитайте стихотворение) Шел я с папой по дорожке,  Так что лишь мелькали ножки,  Только как я ни старался,  Сзади папочки остался.

Упражнение 1

(прочитайте стихотворение)

Шел я с папой по дорожке, Так что лишь мелькали ножки, Только как я ни старался, Сзади папочки остался.

Вариант 1. Дети повторяют текст, отмечая на коленях ударами ладошек папины шаги (четверти), попеременно правой и левой руками. Затем воспитанники читают тот же текст, но делают по два легких удара каждой ручкой (восьмые); они начинают понимать, что у папы широкий шаг и, чтобы от него не отстать, малышу нужно делать два маленьких шажка. Вариант 2. Шаги папы и малыша фиксируются кубиками. Красные кубики – папины шаги, синие кубики – шаги малыша. Дети вновь начинают читать стихотворение, но при этом делают удары не ладошкой, а палочкой о кубик. Вариант 3. Стихотворный текст заменяется ритмослогами.

Вариант 1. Дети повторяют текст, отмечая на коленях ударами ладошек папины шаги (четверти), попеременно правой и левой руками. Затем воспитанники читают тот же текст, но делают по два легких удара каждой ручкой (восьмые); они начинают понимать, что у папы широкий шаг и, чтобы от него не отстать, малышу нужно делать два маленьких шажка.

Вариант 2. Шаги папы и малыша фиксируются кубиками. Красные кубики – папины шаги, синие кубики – шаги малыша. Дети вновь начинают читать стихотворение, но при этом делают удары не ладошкой, а палочкой о кубик.

Вариант 3. Стихотворный текст заменяется ритмослогами.

Упражнение 2  С помощью кубиков можно составлять разные ритмические двухтакты, проговаривая их. Воспитанники продолжают учиться говорить ритмично, идет постепенное усвоение различных  ритмических формул. - ТА    - ТИ

Упражнение 2

С помощью кубиков можно составлять разные ритмические двухтакты, проговаривая их. Воспитанники продолжают учиться говорить ритмично, идет постепенное усвоение различных  ритмических формул.

- ТА - ТИ

  • - ТА - ТИ
  • - ТА - ТИ
  • - ТА - ТИ
  • - ТА - ТИ
Например:     ТА ТА ТИ ТИ ТА

Например: ТА ТА ТИ ТИ ТА

Упражнение 3 «Звучащие жесты»  Простучите простейший ритмический рисунок, а дети должны его «прошагать». Затем наоборот – вы шагаете, они повторяют.

Упражнение 3

«Звучащие жесты»

Простучите простейший ритмический рисунок, а дети должны его «прошагать». Затем наоборот – вы шагаете, они повторяют.

Упражнение 4 «Вместе с музыкой» (слуховое восприятие)

Упражнение 4

«Вместе с музыкой»

(слуховое восприятие)

При звучании музыкального произведения:

При звучании музыкального произведения:

  • выделяйте сильную долю хлопками, различными шумовыми инструменты для передачи метроритма музыки;
  • двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбирайте музыкальные произведения с различным темпом и шагайте вместе с ним;
спойте или прослушайте знакомую мелодию. Попросите прохлопать ритмический рисунок. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется;  узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом).
  • спойте или прослушайте знакомую мелодию. Попросите прохлопать ритмический рисунок. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется;
  • узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом).
Упражнение 5 «Вместе с музыкой» (зрительное восприятие)

Упражнение 5

«Вместе с музыкой»

(зрительное восприятие)

Использование видеоупражнений, автором которых является Ирина Баринова (все ролики находятся в открытом доступе на видеохостинге «Ютуб»). При выборе видео необходимо учитывать, что если ритмическое движение состоит из одних только четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей. Перед началом просмотра необходимо объяснить ребенку, что все маленькие изображения мы будем называть «ти», а большие «та». https://www.youtube.com/channel/UCckUxeBRixOCm35uIoymGhw

Использование видеоупражнений, автором которых является Ирина Баринова (все ролики находятся в открытом доступе на видеохостинге «Ютуб»). При выборе видео необходимо учитывать, что если ритмическое движение состоит из одних только четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей. Перед началом просмотра необходимо объяснить ребенку, что все маленькие изображения мы будем называть «ти», а большие «та».

https://www.youtube.com/channel/UCckUxeBRixOCm35uIoymGhw

Вывод:  Чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию метро-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторике, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей.

Вывод:

Чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию метро-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторике, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее