«Зимний фестиваль знаний 2025»

Развитие компетенций средствами анимационного творчества

Современные дети хотят идти за красотой, за возможностями, которых нет в современной реальности. Начинают пользоваться популярностью вещи на границе натуральной реальности и анимированной реальности.

Если говорить о привлечении внимания современных детей, то время, на которое подросток может сосредоточится и с любопытством воспринимать информацию (по последним данных психологов) составляет всего 8 секунд.

Если говорить о социальной компетентности, то есть, чем действительно можно зарабатывать, то анимация тоже попадает сюда.

Анимационное образование позволяет затрагивать развитие многих компетенций.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Злобина Наталия Николаевна,

педагог дополнительного образования

Развитие компетенций средствами анимационного творчества.



Современные дети хотят идти за красотой, за возможностями, которых нет в современной реальности. Начинают пользоваться популярностью вещи на границе натуральной реальности и анимированной реальности.

Если говорить о привлечении внимания современных детей, то время, на которое подросток может сосредоточится и с любопытством воспринимать информацию (по последним данных психологов) составляет всего 8 секунд.

Если говорить о социальной компетентности, то есть, чем действительно можно зарабатывать, то анимация тоже попадает сюда.

Анимационное образование позволяет затрагивать развитие многих компетенций.

  1. Творческие компетенции, связанные с нетривиальными подходами к решению задач.

Когда ребенок работает над мультфильмом, он всегда проявляет фантазию и творческие способности проявляются на любом этапе работы. Задача творца создать вещь или реальность, которой не было раньше. Этим ребенок и занимается при создании мультфильма.

Сначала он должен придумать тему для мультфильма. Творческой задачей будет и создание диалогов персонажей мультфильма, сочинить музыку или подобрать, наделить особым характером персонажей через изменение голоса.

Дети постепенно приучаются творить одновременно в разных художественных средах, в разных видах искусства, осваивая их в целостности художественной формы, создаваемой ими самими. Это позволит им и в будущем проявлять собственную креативность, находить инновационные решения для любых поставленных перед ними задач.

Деятельности, развивающие творческие компетенции, в рамках анимационного образования:

  • придумать тему для фильма,

  • создать сценарий,

  • придумать характеры своих мультгероев,

  • написать нужные для фильма тексты и диалоги;

  • отобрать средства и материалы для производства фильма;

  • сочинить или подобрать музыку;

  • наделить мультперсонажей тем или иным характером в процессе озвучания или чтении закадрового текста и т.д.

  1. Общекультурные компетенции. Они дают знание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры. Понимание духовных и нравственных основ жизни человека. Понимание того, что есть род, семья, есть семейные и национальные традиции. Понимание того, что есть наука и что есть религия и как они между собой взаимодействуют.

Ребенок анимируют (одушевляет) своих персонажей при помощи достижений науки и техники – компьютер, фотоаппарат и др. оборудование для съемки. И в это время, он, придумывая свой мир со своими ценностями, характеристиками, ощущает себя творцом мира.

Дети стартуют из рамок, в которых просматривается модель семьи. Ребенок, реализуя модель семьи в мультфильме, может постараться изменить модель семьи от привычной для ребенка к приемлемой для ребенка. Модель отношений в семье грамотный педагог может исправить. У ребенка есть шанс увидеть, что модели семьи могут быть разными. И в мультфильме можно заложить надежду на счастливую семью. И это тоже функция анимации.

Деятельности, развивающие общекультурные компетенции, в рамках анимационного образования

  • Анимируя (то есть, одушевляя) персонаж при помощи достижений науки и техники (компьютера, кинокамеры и другого анимационного оборудования) ребенок чувствует себя Творцом своей Вселенной, (поскольку придумывает и создает целый мир с его собственными героями, их разными характерами, ценностями и правилами их жизни и средой их обитания)

  • В сюжете может содержаться отношение к науке, к религии, элементы магии и волшебства.

  • В основе конфликта могут содержаться привычные или приемлемые модели семейного устройства (или динамика от привычного к приемлемому).



  1. Компетенции личностного самосовершенствования. Это компетенции, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Ребенок овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях:



- непрерывное самопознание (с 4-5 лет можно обращать внимание ребенка на то, как он себя чувствует прямо сейчас: боль, обида, холод, голод. На эмоции и состояние человека. Ребенку в будущем будет легче двигаться, осознавая свои сильные и слабые стороны);



- развитие необходимых современному человеку личностных качеств (положительный герой, отрицательный герой и только в какой-то момент появится слово «ценность», но вначале эти слова могут заменяться «а что ему важно?»)



- формирование «психической культуры» и психологической грамотности (у каждого поведения человека есть свои причины и следствия, если помашешь рукой и улыбнешься, то и в ответ получишь это же. Не все взрослые враги.);



- культуры мышления и поведения.



Деятельности, развивающие компетенции личностного самосовершенствования, в рамках анимационного образования

  • Регуляция собственного эмоционального состояния, выбор коллективного или индивидуального формата работы над фильмом;

  • изучение и обсуждение взаимоотношений персонажей,

  • наделение героя определенными чертами личности, выстраивание характер персонажа.

Таким образом, в нем формируются представления о поведении и поступках человека, навыки эмоциональной саморегуляции в общении и рабочей деятельности, понимание причинно-следственных связей поведения человека.





  1. Коммуникативные компетенции. Эти компетенции включают понимание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Ребенок, выступая в процессе создания фильма в разных ипостасях, (озвучивает, рисует, лепит, сочиняет и т.д.) учится:



- понимать значимость и созависимость каждой роли в едином созидательном процессе (нужно договариваться, нельзя принижать роль друг друга в общем, едином целом. Невозможно в одиночку сделать один продукт. Дети должны научиться понимать друг друга, договариваться и понимать. Задача взрослого создать поле терпимости. Нет чего-то менее важного или более важного. Каждый может попробовать себя в любой роли. И можно пройти по горизонтали путь целиком. В этих технических специальностях нет иерархий. Каждый может попробовать и у каждого получится лучше или хуже. Но получится.);



- налаживать коммуникации друг с другом (все мы рождаемся с разным уровнем ответственности, темпераментом и качествами, качествами лидера или подчиненного. Если степень тревоги будет зашкаливать, то не нужно настаивать на том, чтобы каждый ребенок возглавил процесс, не надо ребенка «передавливать», потому что это ему не по темпераменту. А найти ему роль в общем процессе, которая подходит. Ребенка нельзя дергать, унижать, высмеивать, иронизировать, если он не готов быть лидером, но зато готов быть прекрасным исполнителем.);

- быть толерантным,

-понимать свою ответственность за свой участок работы.



Деятельности, развивающие коммуникативные компетенции, в рамках анимационного образования:

  • формирование группы единомышленников с различными ролями

  • дифференцированы профессионально: художники, авторы сценария, композиторы, технические специалисты, актеры озвучания – можно попробовать себя в каждой деятельности и научиться договариваться из каждой роли

  • степень активности участия в процессе: в группе выделяются лидеры и со-трудники, со-участники





  1. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности в процессе создания мультфильма.

В рамках этих компетенций определяются требования «художественной грамотности»: умение видеть художественную форму, владение самыми разными художественно-профессиональными навыками, использование различного художественного инструментария.

К такого рода компетенциям относят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Это и то, что касается самого художественного и технологического процесса производства мультфильма и то, что входит в содержание мульта. Ребенок в процессе работы начинает понимать, что это деятельность, построенная по своим законам.

Ребенок может добывать научные знания, которые будут в мультфильме. Выяснить, что такое гроза и что в ней опасного для человека, почему боится персонаж.

Понимание перспективы: передний, средний, задний план.

Понимание того, что привлекает внимание.

Если все персонажи смотрят в одну точку, то и тот, кто смотрит на этих персонажей будет смотреть в эту же точку и искать главное действующее лицо.

Зритель устанет смотреть мультфильм, если нет четких форм, где может отдохнуть глаз.

Деятельности, развивающие учебно-познавательные компетенции, в рамках анимационного образования:

  • добывает знания о всех предметах и явлениях, которые входят в сюжет.

  • получает знания и осваивает навыки работы с пространством, композицией.

  • приобретает знания об анимационных технологиях и процессах производства мультфильма. и т.д.

  • формирует собственную культуру мышления и поведения.



  1. Основы конкретно-профессиональных компетенций. Это совокупность знаний, умений и навыков для ориентации в различных областях профессиональной человеческой деятельности.

Детям свойственно мыслить, как древним грекам. Что написано судьбой, то и предназначено. И что сказали боги, то и будет. И те дети, которые начинают работать, как авторы сценария и режиссеры, у них должна быть логика, они понимают, что ничего не должно быть случайным.

Роли, развивающие конкретно-профессиональные компетенции в рамках анимационного образования:

  • Как автор сценария и режиссер, ребенок учится анализировать причинно-следственные связи, действуя в логике сюжета.

  • Как сценарист - овладевает навыком связно выражать мысли, грамотно писать и говорить по-русски, используя все лексическое богатство родного языка.

  • Как художник осваивает основы композиции, перспективы, работы с цветом.

  • Как скульптор – получает представление о размещении тела в пространстве, различных пластичных материалах, размере, форме.

  • Как музыкант – формирует компетенции в области гармонии, музыкальной композиции, овладевает различными музыкальными инструментами.

  • Как звукорежиссер - узнает о природе звука и работе со звуком.

  • Как актер – приобретает навыки актерской речи, передачи голосом характера и психологического состояния персонажа.



  1. Организационно-трудовые компетенции. Это совокупность компетенций, направленных на формирование представлений о производственных процессах, эффективной организации времени, рабочем инструментарии.

С точки зрения эффективной организации времени, ребенок получает представление о том, что любой производительный процесс является временным.

Чем качественнее результат, тем больше усилий, физических и духовных, а также временных затрат, требует процесс.

Формируется представление о грамотной организации рабочего места, технике безопасности, формирует правильные привычки в области гигиены труда.

  • 50-70 часов на полноценный мультфильм;

  • Выработка навыков организации рабочего времени и пространства в рамках этапа занятия, целого занятия, всего времени работы над мультфильмом


  1. Информационные компетенции. Это компетенции, направленные на формирование навыков деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

Создание анимационного фильма – высокотехнологичный информационный процесс, производимый при помощи современной компьютеризированной техники.

Ребенок осваивает компьютерную грамотность на уровне продвинутого пользователя. Он учится получать, преобразовывать и сохранять разные виды информации на современных носителях.

Деятельности, развивающие информационные компетенции в рамках анимационного образования

  • Работа с компьютерной и фото-техникой

  • Работа с компьютерными программами

  • Работа в интернет-пространстве.




Таким образом, анимационное образование позволяет развивать многие компетенции.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее