Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка»
Барабинского района Новосибирской области
«Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».
Подготовили воспитатель
I квалификационной категории:
Шилова Н. А.
Барабинск, 2020г.
Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Но, ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.
Поэтому большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.
В связи с этим мною была определена цель: развитие коммуникативных способностей и взаимоотношений у детей в процессе игровой деятельности.
Для достижения цели поставлены задачи:
учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства;
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации;
развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично;
развивать навыки игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;
воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
Особое место для развития коммуникативных способностей отвела игровой деятельности. Я решила использовать в своей работе систему игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, специфика которых заключается в следующем:
cведение на минимум речевого взаимодействия детей (в качестве средства общения используются условные сигналы, выразительные движения, мимика и пр.);
исключение какого либо принуждения, дабы не вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости;
безоценочность (любая оценка способствует фиксированности на достоинствах и недостатках);
отказ от реальных предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством взаимодействия ради игрушки;
отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на проявление демонстративности, конкурентности и ориентацию на оценку окружающих.
Система чрезвычайно проста в использовании и не требует специальных условий; она состоит из 7 этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.
I этап работы с детьми носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для этого этапа – запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т.д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. Кроме того, в игре не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т.д.). На этом этапе, можно проводить следующие игры: «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Хлопок» и др..
II этап работы с детьми называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Задача данного этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и др. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним. На этом этапе, следующие игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Кто сказал?», («Ты мой голос не узнаешь, кто сказал, не угадаешь»), «Из семечка в дерево», «Разговор сквозь стекло», «Тень» и др..
III этап работы с детьми – «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей. Правила игр III этапа таковы, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. Проводим игры: «Горошинки», «Работаем вместе», «Лепим скульптуры», «Живые картины», «Слепой и поводырь», «Мостик», «Змейка», «Ручеек», «Продолжи движение» и др..
IV этап носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. В играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Совместное переживание эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Кто смешнее засмеется», «Заблудившиеся дети» и др.
V этап работы с детьми – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу. Игры V этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «День помощника», «Заблудившийся ребенок», «Гномики» и др..
VI этап «Добрые слова и пожелания». Его основная цель – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Игры: «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Комплименты», «Конкурс хвастунов», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым) как ты», «Царевна Несмеяна» и др..
VII заключительный этап работы с детьми – «Помощь в совместной деятельности». Главная цель – учить детей оказывать друг другу реальную помощь в совместной деятельности. Развивается взаимопомощь, способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Игры: «Закончи рисунок», « Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина » и др..
И в заключение хотелось бы отметить что, играть с детьми необходимо как можно больше и чаще. Обычную детскую игру, общение со сверстниками и с взрослыми не может заменить ни мультфильм, ни компьютерная программа. Игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми, позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.