Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством игр-головоломок
Проблема развития интеллектуальных способностей дошкольников остается актуальной в современном мире. Работы отечественных исследователей Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Й. Киш, А.Лурия, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской и др. посвящены изучению психологических закономерностей интеллектуального развития детей. В трудах Н.Г. Белоус, Н.В. Виноградова, Е.Э. Кучерова, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Б.П. Никитин, Л.С. Славина, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др. определены педагогические условия воспитания и развития, влияющие на развитие интеллектуальных способностей детей. Интеллектуальное развитие включает процесс усвоения и улучшения когнитивных навыков, таких как логическое мышление, анализ, обобщение, решение проблем, усвоение знаний и развитие умений.
Старший дошкольный возраст (от 5 – 7 лет) - это период интенсивного развития ребёнка. Именно этот возраст считается одним из переходных периодов в развитии ребёнка. Это так называемый предшкольный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В.Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним.
Понятие «интеллект» в настоящее время стало настолько разноаспектным, что без предварительного уточнения значения, которое ему придается в том или ином исследовании, нельзя понять результаты этого исследования.
По мнению В. Толочек, интеллект - это способность человека, которая определяет его адаптацию к новым случаям через решение задач во внешней плоскости действия, где сознание доминирует над бессознательным.
А по мнению В. Штерна интеллект - это общая способность соответствовать новым жизненным условиям. Поэтому, говоря об интеллекте, учёные опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных.
Интеллектуальное развитие ребёнка, характеризуется комплексом познавательных процессов. Это процессы внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Интеллектуальное развитие играет важную роль в общем развитии индивида и может быть стимулировано с помощью разнообразных образовательных методов, игр и активностей. В нашем исследовании мы рассматриваем игры-головоломки как эффективное средство развития интеллектуальных способностей по следующим направлениям:
1) Укрепление концентрации и внимания. Головоломки требуют сосредоточенности на задаче, что способствует развитию этих навыков у детей. Они также помогают улучшить способность замечать детали и распределять свое внимание между несколькими задачами.
2) Развитие логического и пространственного мышления. Головоломки часто содержат логические задачи и требуют использования пространственного мышления. Это способствует развитию абстрактного и логического мышления у детей.
3) Развивание навыков решения проблем. Головоломки включают сложные задачи, требующие использования стратегий и поиска решений. Это помогает развивать у детей навык решения проблем и критического мышления.
4) Повышение самоуверенности. Успех в головоломке может усилить уверенность и самооценку ребенка, что благотворно сказывается на его эмоциональном состоянии и вере в свои способности.
5) Креативное мышление. Игры-головоломки требуют креативного подхода к решению задач. Они развивают способность логического мышления и нахождения нестандартных решений.
6) Внимательность и точность. Решение головоломок требует точности и внимания к деталям. Они помогают развивать эти навыки, требуют внимания к каждому шагу решения и избегания ошибок.
7) Важно быть самостоятельным и организованным. Разгадывание головоломок способствует развитию навыков самостоятельной работы и управления временем. Эти навыки необходимы для упорядоченной жизни.
8) Головоломки могут использоваться как для индивидуальной, так и для групповой практики, способствуя социальному взаимодействию.
Игры-головоломки являются отличным способом стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников. Об играх-головоломках С.И. Сырова отмечает, что «все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме». Игры-головоломки - это не только весело, но и эффективно для развития интеллектуальных способностей детей старшей группы. Они помогают развивать внимание, логическое мышление, решение проблем и самостоятельность, а также способствуют социальному взаимодействию. Важно подобрать подходящие головоломки, предоставить детям время и возможность наслаждаться процессом игры и достигнуть максимальной пользы от этого опыта.
Игры-головоломки могут быть классифицированы по различным критериям, таким как тип задачи (логические, математические, пространственные и т.д.), уровень сложности, возрастные ограничения и предполагаемые навыки, которые требуются для их решения. Вот несколько примеров категорий головоломок и игр, которые могут способствовать развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников
Важно учитывать возрастные особенности детей при выборе головоломок. Для детей старшей группы в детском саду можно предложить головоломки более сложные и абстрактные, которые требуют анализа, рассуждений и применения различных стратегий.
Предлагать детям игры-головоломки в детском саду можно как в рамках индивидуальных занятий, так и в групповой форме. Групповые занятия способствуют развитию социальных навыков и умениям работы в команде. Важно создать атмосферу поддержки и взаимопомощи в процессе решения задач.
Головоломки требуют концентрации внимания, творческого мышления и находчивости, что позволяет детям не только решать конкретные задачи, но и развивать общие интеллектуальные навыки. Кроме того, игры головоломки помогают развить стратегическое и планирующее мышление у детей.
Игры головоломки также способствуют развитию творческого мышления и способности мыслить нетрадиционно. Решение ребусов и задач, требующих поиска логических закономерностей или нестандартных подходов, помогает детям развивать свою креативность и инновационное мышление.
Таким образом, игры головоломки представляют собой эффективный и интересный способ развивать интеллектуальные способности детей. Они стимулируют развитие логического мышления, внимания, памяти и других важных умственных навыков, которые будут полезны им в будущем, как в образовательной сфере, так и в жизни.
Список использованной литературы
1. Захарова, Е.В. Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-resheniya-golovolomok (дата обращения: 21.11.2023).
2. Сырова С. И. Игры-головоломки как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников // . – 2021. – С. 19.


