«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока "Синтаксические связи слов в словосочетании"

Урок по теме "Синтаксические связи слов в словосочетании" разработн для обучающихся 8 класса. Направлен на самостоятельную поисково-исследовательскую работу на уроке с опорой на ранее полученные знания и умения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок «Синтаксические связи слов в словосочетании»

Ход урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

Запись в тетради: Седьмое октября. Классная работа.

Сегодня мы будем с вами работать в листах самоконтроля (Приложение 1). Подпишите их.

Проверка домашнего задания

Проверим выполнение домашнего задания. На прошлом уроке мы с вами записали 15 словосочетаний, вам нужно было определить их вид. Пожалуйста, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На слайде вы видите правильное выполненное домашнее задание. Возьмите в руки зеленую ручку и отметьте галочкой все правильные ответы. Подсчитайте результат. Обменяйтесь тетрадями обратно. В листе самоконтроля отметьте, сколько баллов вы получили.

Актуализация опорных знаний


Вопросы к классу: что такое словосочетание?

Какие виды словосочетаний вы знаете?

Работа с индивидуальными карточками (Приложение 2). Подпишите их. Задание на слайде: определите главное слово в словосочетании, рядом в скобках в виде схемы напишите, какой частью речи выражено главное и зависимое слово в словосочетании, определить вид словосочетания (глагольное, именное, наречное).

Вспомогательный вопрос ученикам: все ли сочетания слов являются словосочетанием? Вычеркните лишнее. Объясните почему вычеркнули данное сочетание слов?

Слайд с правильными ответами. Контроль в форме сличения.

Объяснение нового материала

Слайд с названием новой темы: «Синтаксические связи слов в словосочетании». Запишите тему в тетради.

Вопрос к классу: Что изучает синтаксис? Какую бы цель вы поставили к нашему сегодняшнему уроку.

На слайде появляется цель урока.

Цель урока: выявить такие синтаксические связи, которые устанавливаются между словами при построении словосочетаний.

Вопрос классу: все ли согласны с целью урока?

Слайд с предыдущим, правильно выполненным заданием.

Организационный момент: сейчас мы будем продолжать работать в наших индивидуальных карточках, но вы объединитесь в группы по рядам. Первому ряду достается первый столбик словосочетаний, второму – второй, третьему – третий. После того, как я объясню задание, можете объединиться в группы для обсуждения. На столе для записи результатов групповой работы лежит лист А4.

Словосочетания в карточках разделены на три столбика не случайно. Они разделены по виду синтаксической связи – их три. Давайте проведем небольшое исследование и выявим признаки характерные для каждого вида синтаксической связи, а затем попробуем дать им название. Задание на слайде. Поставьте вопросы от главного к зависимому слову. Что общего между словосочетаниями в столбиках? Что будет, если попробовать изменить главное слово? Что будет, если изменить зависимое слово? Как бы вы назвали вид синтаксической связи?

Учитель контролирует работу групп.

Организационный момент: выберите одного представителя, который будет представлять результаты вашего исследования.

Представление результатов каждой группы. Дополнение и коррекция результатов. После выступления каждой группы в индивидуальные карточки учениками вносятся название вида связи и краткий вывод.

Первая группа работала с видом связи «Согласование» - зависимое слово имеет те же формы рода, числа, падежа, что и главное. При изменении главного слова меняется зависимое.

Вторая группа работала с видом связи «Управление» - зависимое слово ставится в таком падеже, которого требует главное слово. При изменении главного слова, зависимое слово не изменяется.

Третья группа работала с видом связи «Примыкание».

Зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному по смыслу.

Оценка работы учащегося в группе в листах самоконтроля

Первичное закрепление

Давайте закрепим пройденный материал и выполним упражнение 64 из учебника. Ученики по очереди будут работать со словосочетаниями. Контроль выполнения задания происходит одновременно.

Оценка работы учащегося в листах самоконтроля.

Подведение итогов

Вопросы к классу: достигли ли мы цели урока?

Что мы сегодня узнали нового?

Оцените сегодняшний урок в листе самоконтроля.

Рефлексия

На слайде незаконченные предложения:

На уроке мне было важно …

На уроке мне было сложно …

Теперь я умею …

На уроке у меня получилось …

Нескольким ученикам предлагается продолжить предложение.

Домашнее задание

Необходимый уровень: повторить новый материал стр.39 учебника.

Базовый уровень: выполнить упражнение 70 письменно.

Максимальный уровень: какое задание вы бы выполнили для закрепления нового материала?


Формы контроля и оценки результатов урока

Работа с листами самоконтроля. Текущий контроль. Оценка устных ответов учащихся.


Информация о домашнем задании.

  • Необходимый уровень: повторить новый материал стр.39 учебника

  • Базовый уровень: выполнить упражнение 70 письменно

  • Максимальный уровень: какое задание вы бы выполнили для закрепления нового материала?

Синтаксические связи слов в словосочетании


Индивидуальная карточка______________________________________





солнечным утром


белых лебедей


столовая закрылась


у рокочущего моря


зеленеющим лугом


перед цветущим деревом


на седьмое небо


до третьих петухов


первая скрипка


у моего дома


каждый человек


расположились на ночлег


любуюсь городом


вернемся на рассвете


интересный ученикам


понятный детям


продолжение жизни


поле пшеницы


ложечка из серебра


миска с молоком


три капли


учебник истории


решил остаться


желание прилечь


рад встретить


читать медленно


бегали наперегонки


говорили быстро


высоко прыгали


произнес громко


уедем завтра


вернулись поздно


стояли рядом

Вывод:


Вывод:

Вывод:

Лист самоконтроля _______________________________

Отметь любым знаком наиболее подходящий для тебя ответ

№ п/п

Этап урока

Оценка

1.

Проверка домашнего задания

Менее 8 баллов

8 – 10 баллов

11 – 13 баллов

14 – 15 баллов

неуд.

удовлетворит.

хорошо

отлично

2.

Повторение материала по теме «Словосочетание и его виды». Работа в индивидуальных карточках

Все получилось

Не совсем получилось

Не получилось (почему?)




3.

Работа в группе над новой темой

Все получилось

Не совсем получилось

Не получилось (почему?)




Оцени свой вклад в работу группы

Я сделал(а) очень много, без меня бы ничего не получилось

Я принимал(а) участие в обсуждении

Почти все сделали без моего участия




4.

Закрепление нового материала

(упражнение 64)

Все получилось

Не совсем получилось

Не получилось (почему?)




5.

Какую оценку поставил(а) бы себе за работу на уроке?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее