Урок «Синтаксические связи слов в словосочетании»
Ход урока | Деятельность учителя |
Организационный момент | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Запись в тетради: Седьмое октября. Классная работа. Сегодня мы будем с вами работать в листах самоконтроля (Приложение 1). Подпишите их. |
Проверка домашнего задания | Проверим выполнение домашнего задания. На прошлом уроке мы с вами записали 15 словосочетаний, вам нужно было определить их вид. Пожалуйста, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На слайде вы видите правильное выполненное домашнее задание. Возьмите в руки зеленую ручку и отметьте галочкой все правильные ответы. Подсчитайте результат. Обменяйтесь тетрадями обратно. В листе самоконтроля отметьте, сколько баллов вы получили. |
Актуализация опорных знаний | Вопросы к классу: что такое словосочетание? Какие виды словосочетаний вы знаете? Работа с индивидуальными карточками (Приложение 2). Подпишите их. Задание на слайде: определите главное слово в словосочетании, рядом в скобках в виде схемы напишите, какой частью речи выражено главное и зависимое слово в словосочетании, определить вид словосочетания (глагольное, именное, наречное). Вспомогательный вопрос ученикам: все ли сочетания слов являются словосочетанием? Вычеркните лишнее. Объясните почему вычеркнули данное сочетание слов? Слайд с правильными ответами. Контроль в форме сличения. |
Объяснение нового материала | Слайд с названием новой темы: «Синтаксические связи слов в словосочетании». Запишите тему в тетради. Вопрос к классу: Что изучает синтаксис? Какую бы цель вы поставили к нашему сегодняшнему уроку. На слайде появляется цель урока. Цель урока: выявить такие синтаксические связи, которые устанавливаются между словами при построении словосочетаний. Вопрос классу: все ли согласны с целью урока? Слайд с предыдущим, правильно выполненным заданием. Организационный момент: сейчас мы будем продолжать работать в наших индивидуальных карточках, но вы объединитесь в группы по рядам. Первому ряду достается первый столбик словосочетаний, второму – второй, третьему – третий. После того, как я объясню задание, можете объединиться в группы для обсуждения. На столе для записи результатов групповой работы лежит лист А4. Словосочетания в карточках разделены на три столбика не случайно. Они разделены по виду синтаксической связи – их три. Давайте проведем небольшое исследование и выявим признаки характерные для каждого вида синтаксической связи, а затем попробуем дать им название. Задание на слайде. Поставьте вопросы от главного к зависимому слову. Что общего между словосочетаниями в столбиках? Что будет, если попробовать изменить главное слово? Что будет, если изменить зависимое слово? Как бы вы назвали вид синтаксической связи? Учитель контролирует работу групп. Организационный момент: выберите одного представителя, который будет представлять результаты вашего исследования. Представление результатов каждой группы. Дополнение и коррекция результатов. После выступления каждой группы в индивидуальные карточки учениками вносятся название вида связи и краткий вывод. Первая группа работала с видом связи «Согласование» - зависимое слово имеет те же формы рода, числа, падежа, что и главное. При изменении главного слова меняется зависимое. Вторая группа работала с видом связи «Управление» - зависимое слово ставится в таком падеже, которого требует главное слово. При изменении главного слова, зависимое слово не изменяется. Третья группа работала с видом связи «Примыкание». Зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному по смыслу. Оценка работы учащегося в группе в листах самоконтроля |
Первичное закрепление | Давайте закрепим пройденный материал и выполним упражнение 64 из учебника. Ученики по очереди будут работать со словосочетаниями. Контроль выполнения задания происходит одновременно. Оценка работы учащегося в листах самоконтроля. |
Подведение итогов | Вопросы к классу: достигли ли мы цели урока? Что мы сегодня узнали нового? Оцените сегодняшний урок в листе самоконтроля. |
Рефлексия | На слайде незаконченные предложения: На уроке мне было важно … На уроке мне было сложно … Теперь я умею … На уроке у меня получилось … Нескольким ученикам предлагается продолжить предложение. |
Домашнее задание | Необходимый уровень: повторить новый материал стр.39 учебника. Базовый уровень: выполнить упражнение 70 письменно. Максимальный уровень: какое задание вы бы выполнили для закрепления нового материала? |
Формы контроля и оценки результатов урока
Работа с листами самоконтроля. Текущий контроль. Оценка устных ответов учащихся.
Информация о домашнем задании.
Необходимый уровень: повторить новый материал стр.39 учебника
Базовый уровень: выполнить упражнение 70 письменно
Максимальный уровень: какое задание вы бы выполнили для закрепления нового материала?
Синтаксические связи слов в словосочетании
Индивидуальная карточка______________________________________
|
|
|
солнечным утром белых лебедей столовая закрылась у рокочущего моря зеленеющим лугом перед цветущим деревом на седьмое небо до третьих петухов первая скрипка у моего дома каждый человек | расположились на ночлег любуюсь городом вернемся на рассвете интересный ученикам понятный детям продолжение жизни поле пшеницы ложечка из серебра миска с молоком три капли учебник истории | решил остаться желание прилечь рад встретить читать медленно бегали наперегонки говорили быстро высоко прыгали произнес громко уедем завтра вернулись поздно стояли рядом |
Вывод:
| Вывод: | Вывод: |
Лист самоконтроля _______________________________
Отметь любым знаком наиболее подходящий для тебя ответ
№ п/п | Этап урока | Оценка | ||||||
1. | Проверка домашнего задания | Менее 8 баллов | 8 – 10 баллов | 11 – 13 баллов | 14 – 15 баллов | |||
неуд. | удовлетворит. | хорошо | отлично | |||||
2. | Повторение материала по теме «Словосочетание и его виды». Работа в индивидуальных карточках | Все получилось | Не совсем получилось | Не получилось (почему?) | ||||
| | | ||||||
3. | Работа в группе над новой темой | Все получилось | Не совсем получилось | Не получилось (почему?) | ||||
| | | ||||||
Оцени свой вклад в работу группы | Я сделал(а) очень много, без меня бы ничего не получилось | Я принимал(а) участие в обсуждении | Почти все сделали без моего участия | |||||
| | | ||||||
4. | Закрепление нового материала (упражнение 64) | Все получилось | Не совсем получилось | Не получилось (почему?) | ||||
| | | ||||||
5. | Какую оценку поставил(а) бы себе за работу на уроке? | |