МКОУ «Хурикская
средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»
МР «Табасаранский район»
Разработка урока по предмету «Окружающий мир»
в 4 «а» классе на тему:
«Природная зона степей»
к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Подготовила: Гасанова Айнура Джелиловна
Хурик, 2019 год
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Формируемые УУД:
познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
личностные — способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, листочки с верными и неверными утверждениями для каждого ученика, кроссворд и карточки с текстом (географические ошибки) для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
Игра «Будь внимателен!»
— Послушайте, о чем я случайно услышала.
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора».
- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)
2. Тест
1. Природная зона лесов состоит из:
а) пяти частей
б) двух частей
в) трех частей +
2. Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) хвойные леса +
в) широколиственные леса
3. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы +
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы
4. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка +
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой +
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами
6. На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) Приокско-террасный +
7. Охрана лесов — это:
а) обязанность государства
б) обязанность государства и долг каждого гражданина +
в) забота самих обитателей леса
3. Работа в группах
— Исправьте географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (правильно — к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно — болееe мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно — богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно — хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно — редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно - является) домом для растений, животных, грибов.
4. Работа в парах
- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 50 рабочей тетради.
(Взаимопроверка.)
5. Сообщения учащихся
- О каких растениях и животных Красной книги вы подготовили сообщение?
(Ученики выступают со своими сообщениями, опираясь на записи на с. 52 рабочей тетради.)
- Кто совершил воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров»? О чем узнали?
«Лосиный остров» - один из первых национальных парков в России, расположен на территории Москвы и Московской области. Наибольшая протяженность с запада на восток 22 км, с севера на юг 10 км.
III. Самоопределение к деятельности
Кроссворд
Куда приведет нас дорога —
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
(Ученики работают в группах.)
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника.) 2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.) 3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) 4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.) 5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: степи.)
А зовет дорога к югу, в бескрайние степи, или в зону степей. Тема путешествия: «Зона степей».
(На доске учитель записывает тему урока.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1.Индивидуальное задание
Игра «Верно — неверно»
— У вас на столах лежат листочки с верными и неверными утверждениями. Внимательно прочитайте и поставьте в графу «До чтения» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.
(После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук учитель выясняет мнения учеников и фиксирует на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.)
№ п/п | Утверждение | До чтения | После чтения |
1 | В степной зоне дуют горячие сухие ветры — суховеи |
|
|
2 | Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ |
|
|
3 | В степи мало насекомых |
|
|
4 | Самая мелкая птица — степной орел |
|
|
5 | Самые плодородные почвы — степные черноземы |
|
|
— Давайте проверим ваши предположения.
2. Работа в парах
(Ученики в парах читают текст на с. 110-115 учебника. Возвращение к верным и неверным утверждениям. Верные утверждения № 1,2, 5.)
— Работа в парах помогала или мешала?
— Что необходимо сделать, чтобы работалось легко?
— Какие умения вам понадобились для работы в парах?
3. Работа с картой
— Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской.)
4. Работа в группах
— Познакомимся подробнее с зоной степей. В работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.
(Ученики делятся на группы.)
— Ботаники, используя гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник (с. 111, 114), расскажите о растениях степной зоны по плану.
План рассказа о растениях
1. Общая особенность растений.
2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
- Зоологи, используя картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 112—115), расскажите о животных степной зоны по плану.
План рассказа о животных
1. Отличительная черта степных животных.
2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
- Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.
План рассказа о природоохранной деятельности
1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
Рассказ ботаников
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, слайдов). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Рассказ зоологов
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек или слайдов). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков или слайдов). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков или слайдов), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков или слайдов), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
Рассказ экологов
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (показ рисунков или слайдов). Есть еще одна проблема — это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на земле, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
VI. Физкультминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 2 на с. 53.
— Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)
— В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)
— А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое.)
— Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)
— Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)
— Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)
— Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)
- Что вы знаете о дрофе? (Дрофа — одна из самых крупных птиц нашей страны.)
- Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Растения насекомые — куропатка — степной орел.)
- Выполним задание 6 на с. 55. Рассмотрите рисунки. Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота - браконьерство.)
- Выполним задание 7 на с. 55. Найдите в тетради плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных степей. Подпишите их названия. (Пион тонколистный, степной орел, журавль-красавка, кузнечик степная дыбка.)
2. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
— Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, которые задали учащиеся в начале урока.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики говорят по цепочке или по выбору учителя.)
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 110—117 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 3, 4, 8, 9 на с. 54, 56 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Степи — обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Травянистые равнины (степи) занимают огромные пространства в Америке, Азии, Австралии и России.
Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура июля +22-23,5 °C (жара местами достигает +40 °C). Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Поэтому потоки воды, стекающие в низины, не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до — 20—30 °C. Снеговой покров очень маленький.
Степи — это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания! стеблей сохраняются. Поэтому у одних растений стебли и листья сильно опушены или имеют восковой налет, у других жесткие стебли покрыты узкими листьями, свертывающимися в сухое время года, третьи имеют мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы.
Весна в степи начинается рано, в феврале — марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения, типчак, ковыль, полынь.
Богат и своеобразен животный мир степей, причем разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи и термиты. Насекомые служат пищей более крупным животным, таким, как муравьеды и броненосцы австралийской степи.
Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь таким образом от преследования волков, преодолевая большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве. Многочисленные мышевидные грызуны (мыши-полевки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы, болотные совы).
Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы). Большинство птиц улетает на зиму в более теплые края. Постоянно живут в степи мыши-полевки, лисицы, волки, зайцы, серые куропатки.
Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.
Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая мясными и молочными продуктами многие другие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства.