МКОУ «Хурикская
средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»
МР «Табасаранский район»
Разработка урока по предмету
«Окружающий мир»
в 1 «а» классе на тему:
«Кто такие насекомые?»
к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Подготовила: Гасанова Айнура Джелиловна
Хурик, 2017 год
Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их разнообразие и красоту.
Задачи: учить отличать насекомых от других животных, используя основной признак.
Планируемые результаты:
*Предметные: знать главные признаки насекомых; отличать насекомых от других животных.
*Метапредметыне: формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог; осуществлять самопроверку с помощью учебника.
*Личностные: иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.
Технологии: Проблемно-диалоговое обучение, учебно-исследовательская деятельность
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, ч.1., стр.32-33; рабочая тетрадь, ч. 1, стр. 22-23; презентация с фотографиями и изображениями насекомых и других животных (пака, гусеницы, рака), Большая энциклопедия животного мира.
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся |
Орг. момент | Проговаривание стихотворения с движениями Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: «доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера. |
Актуализация знаний | -Какое время года за окном? (осень) -Как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад) -У нас тоже опали листочки. Давайте определим, с каких деревьев они опали? Использование тестовых заданий из раздела «что такое листья? Что такое хвоинки?» Кого мы можем изредка встретить на этих листочках. Хвоинках или на цветочках? (насекомых) |
Постановка цели и учебной задачи | -Откройте учебник на стр.32. Рассмотрите картинку.
-Назовите среди данный представителей живой природы насекомого. (мнения учеников расходятся) - Поднимите руку, кто считает, что насекомое – это паук. Почему? А кто считает по другому? Почему? -Мудрая Черепаха утверждает, что на рисунке изображено лишь одно насекомое. Кто же из нас тогда прав, ведь мы назвали много представителей? Вам не кажется, что мы запутались? (кажется) -В чем мы должны сегодня разобраться? (Кто такие насекомые? Как их выделить среди других животных?)
|
Открытие детьми нового знания | -Мудрая Черепаха все знает. Она прочитала в энциклопедии, что бабочка – это насекомое. Давайте рассмотрим, какие части тела у нее есть.
-Как у любого животного, у нее есть что? (голова) -Что располагается на голове у насекомого? (глаза и усики) -Сколько глаз у бабочки? (2 глаза) -Зачем нужны глаза насекомым? -Глаза у насекомого состоят из множества секторов, поэтому они способны видеть во все стороны, не поворачивая головы. Дети рассматривают увеличенные под микроскопом глаза насекомого.
-Вы правильно назвали, что сверху на голове у насекомого располагаются усики. Сколько их? (два) -Для чего они нужны? (чувствовать все вокруг, улавливать звуки) -Усики – самый главный орган чувств у насекомого.
- Они бывают разными. Например, у комара усики мохнатые, он ими улавливает колебание воздуха. Усики мухи короткие и со вздутиями.
Дети рассматривают увеличенные под микроскопом усики мухи.
Как ниточки усики у кузнечика.
Они в 2 раза длиннее его тела. Они помогают ему ощупывать предметы вокруг себя. А усики дровосека словно пилочки.
|
Физминутка | -Давайте вспомним физминутку про бабочку Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась… |
Открытие детьми нового знания | -Тело бабочки делится на две части. Как они называются? (грудь и брюшко)
- Покажем эти части тела у стрекозы и божьей коровки. Двое детей работают у доски.
- -Что необычного заметили в этих частях тела? (у стрекозы брюшко длиннее, чем грудь) -Что расположено на груди у бабочки? (ноги) -Сколько их, посчитайте? (шесть) -Сколько ног у остальных насекомых? (тоже шесть) -Какой вывод можем сделать? (У всех насекомых по 6 ног) -Что еще располагается на груди у бабочки? (крылья) -Сколько их? (четыре) -Покажите крылья у стрекозы и божьей коровки. - Всегда ли бывает у насекомого по 4 крыла? (нет, иногда бывает по 2) -Зачем нужны крылья насекомым? передвигаться) -Зачем им необходимо передвигаться? (чтобы находить пищу или прятаться) -Крылья у всех насекомых разные. Большие крылья плавно порхают, а маленькими приходится часто двигать, поэтому появляется шум: писк у комара или жужжание у жука.
|
Первичное применение полученных знаний | -Какие части тела мы выделили у всех насекомых? (голова, усики, глаза, 6 ног, брюшко, грудь, крылья) -Муравьишка-Вопросик сомневается, насекомое ли он или нет. Давайте ему поможем разобраться. У детей на столах карточки с Муравьишкой для подписания частей тела. -Найдите Муравьишку у себя на столах. Подпишите, какие части тела у него есть. Самостоятельная работа детей по нахождению частей тела Муравьишки и соотнесению их с частями тела насекомого. -Какие части тела нашли? Кто покажет их у доски? -Что не хватает Муравьишке как любому насекомому? (крыльев) -Так мы можем сказать, что Муравьишка-Вопросик насекомое, раз у него есть все части тела как у насекомого, но нет крыльев? (У детей вновь возникает затруднение)
-Где можем найти ответ? (в энциклопедии) -Заглянем туда. -Что мы обнаружили? (Что муравьи бывают летающими и ползающими. У летающих муравьев есть крылья, а у ползающих нет. Но муравьи – это одно семейство. Значит Муравьишка – это насекомое)
|
Закрепление | -Вернемся к началу урока. О ком из представителей живой природы говорила Мудрая Черепаха, кто из них является насекомым? (богомол) -Почему богомол – это насекомое? Какие части тела у него есть? -А паук – это насекомое? (нет) -Докажите. -Назовите других насекомых, о которых не шла речь на уроке? (клоп, шмель, оса, пчела и др.) Работа в тетради. -Давайте раскрасим в тетради шмеля и кузнечика. -Почему насекомые такие разнообразные по цвету? (живут в разных местах) -Для чего им нужна такая окраска? (прятаться, маскироваться, защищаться)
-Насекомые очень интересно умеют маскироваться. Например бабочки, обитающие в деревьях имеют какой цвет? (зеленый) -а найдите эту бабочку. Она спряталась на коре деревьев.
-А здесь кого вы разглядели среди веток дерева? (палочник) -Для чего они прячутся? (чтобы их не съели)
-Насекомые очень хорошо умеют защищаться, ведь они такие маленькие.
|
Рефлексия | -О ком говорили на уроке? -Как их отличить от остальных животных? -Что необычного для вас было на уроке? -Что показалось трудным?
|
Итог урока | -Кто из вас достиг цели и теперь сможет объяснить маме и папе, кто такие насекомые и чем они отличаются? -Насекомых на планете миллионы видов. Но, к сожалению, не все люди их ценят. Посмотрите, что делают Мудрая Черепаха и Муравьишка-Вопросик с бабочкой? (зашивают крыло) -Как такое могло произойти? -что нужно делать, чтобы такого не допускать? -А можно ли убивать жука или муху, если они по случайности залетели к вам в дом? (нет, его надо отпустить) -Кто отныне будет поступать аккуратно с насекомыми? -Спасибо вам, ребята, за вашу активную работу на уроке. |
Контрольно-оценочная деятельность | -Я бы хотела отметить ребят, которые активно работали, отвечали на уроке, тянули руки, и оценить их работу смайликом. -Хотела бы поблагодарить тех учащихся, которые слушали на уроке и их глазки горели.
|