Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».
Тип урока: комбинирование.
Методы: словесные.
Цели и задачи:
Образовательные:
Раскрыть взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном соединении проводников
Продолжить формирование умений применять закон Ома для расчета сопротивления проводников, собирать электрическую цепь, измерять силу тока и напряжения на различных участках цепи, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи.
Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов.
Продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Познакомить учащихся с практическим применением законов последовательного соединения проводников
Воспитательные:
продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;
Развивающие:
Развитие познавательного интереса.
Развитие мышления (научить выделять главное, сравнивать, выделять общее и отличное).
Развитие самостоятельности, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
Оргмомнет – 1 мин.
Проверка д/з – 5 мин.
Объяснение нового материала – 10 мин.
Проверка закономерностей последовательного и параллельного соединений, сборка электрических цепей – 21 мин.
Итог урока – 2 мин.
Д/з – 1 мин.
Ход урока | |
1. Оргмомент. | Сегодня на уроке нам необходимо углубить и дополнить знания об электрических величинах, но каким методом? Обратите внимание на слова древнегреческого философа Сократа. «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать мне, и я пойму» Сократ
Какую строку вы выберите? Я так и думала. « Дай сделать мне, и я пойму». И мы выберем этот путь исследования. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о двух видах соединения проводников. Задача у нас с вами на данном уроке разобраться в этих двух видах соединения проводников и выделить характерные различия этих двух соединений. И так открываем все тетради и записываем тему урока: Последовательное и параллельное соединение проводников.
|
2. Проверка д/з. | Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, мы сейчас с вами вспомним основные величины, характеризующие проводники и цепи, а так, же формулы, через которые выражаются эти величины. Сборка таблицы на интерактивной доске. А с помощью, каких приборов можно измерить напряжение и силу тока, а сопротивление? Какие меры предосторожности нужны при работе с приборами? А теперь используем эти знания для сборки цепей на интерактивной доске. |
3. Объяснение нового материала | Рассказ с элементами беседы с показом на интерактивной доске (собираем эл. цепь на интерактивной доске вместе с учащимися, и показать различие между соединением в эл. цепи). Зарисуйте схемы в тетрадь. Проверьте правильность схемы. Поднимите руки у кого не так.
|
Физминутка: | 1.Поднимите руки, опустите. Возьмитесь за руки - вот и последовательная цепь. Поднимите руки, когда вы вместе вот так-то ваши возможности увеличиваются. Отпустите. Теперь соедините руки так, чтобы получилось параллельное соединение. Молодцы. Спасибо.
|
4. работа в группах
| Мы с вами сравнили соединения с помощью схемы, а сейчас мы проверим закономерность физических величин. Соберем цепи и измерим физические величины, работая в парах. Схемы в тетради зарисовывать не надо. Записываем только измерения. Задания для каждой группы на индивидуальном листе. Задание для I группы. Проверьте правила для сил токов при параллельном соединении проводников
Результат напишите на листе Задание для II группы. Проверьте правила для напряжений при параллельном соединении проводников
Результат напишите на листе Задание для III группы проверьте правила напряжений при последовательном соединении проводников
Результат напишите на листе Задание для IV группы проверьте правила для сил токов, при последовательном соединении проводников
Результат напишите на листе Один человек от группы показывает на листе результаты. |
5. Проверка результатов вычислений
| Выяснение закономерностей физических величин и открывать формулы на интерактивной доске. Записать в тетрадь формулы. Cсоединение проводников
Параллельное Последовательное
I
U
R |
6. работа в группах
| Какой физической величины не хватает в таблице? А как мы можем ее найти? С помощью расчета. Собираемся в группы по соединениям и делаем расчет Задание №1
Результат напишите на листе Задание №2 используя полученные вычисления, рассчитайте с помощью формулы закона Ома сопротивление на 1 и 2 лампочке отдельно и найдите общее сопротивление
Результат напишите на листе Сделать общий вывод и дописать в тетрадь. |
7. Закрепление | А как, вы считаете, где в повседневной жизни нам пригодятся эти знания? |
| В пакете с заданиями находятся три одинаковых картонных квадрата размером 3x3см. На учительском столе выставляются трое рычажных весов. На весах – таблички: «Я», «Мы», «Дело». Левая чаша весов означает «плохо», правая – «хорошо». В конце урока учащиеся самостоятельно кладут свои квадраты на ту или иную чашу каждых весов. Таким образом, становится, наглядно виден результат работы учащихся на уроке и их самооценка.
|
10. Д/з. | §48 и §49. все открыли дневники и записали Д/з. |
Задание для I группы. Проверьте правила для сил токов при параллельном соединении проводников
соберите последовательную цепь, содержащую провода, источники, ключ и 2 лампочки, соединенные параллельно
включите в цепь амперметр (вспомните правила включения), измерьте силу тока в каждой лампе и во всей цепи запишите в тетрадь
оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод
Результат напишите на листе
Задание для II группы. Проверьте правила для напряжений при параллельном соединении проводников
соберите последовательную цепь, содержащую провода, источники, ключ и 2 лампочки, соединенные параллельно
включите в цепь вольтметр (вспомните правила включения), измерьте напряжение на каждой лампе и на двух лампах вместе запишите в тетрадь
оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод
Результат напишите на листе
Задание для III группы проверьте правила напряжений при последовательном соединении проводников
соберите последовательную цепь, содержащую провода, источники, ключ и 2 лампочки, соединенные последовательно
включите в цепь вольтметр (вспомните правила включения), измерьте напряжение на каждой лампе и на двух лампах вместе
оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод
Результат напишите на листе
Задание для IV группы проверьте правила для сил токов, при последовательном соединении проводников
соберите последовательную цепь, содержащую провода, источники, ключ и 2 лампочки, соединенные последовательно
включите в цепь амперметр (вспомните правила включения), измерьте силу тока в цепи
оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод
Результат напишите на листе
Один человек от группы показывает на листе результаты.
Задание №1
используя полученные вычисления, рассчитайте с помощью формулы закона Ома сопротивление на 1 и 2 лампочке отдельно и найдите общее сопротивление
оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод
Результат напишите на листе
Задание №2 используя полученные вычисления, рассчитайте с помощью формулы закона Ома сопротивление на 1 и 2 лампочке отдельно и найдите общее сопротивление
оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод.
Результат напишите на листе
Сделать общий вывод и дописать в тетрадь.