«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока по физике по теме: "Параллельное и последовательное соединение проводников".

Урок усвоения нового материала по физике для 8 класса. Проводился открытый урок на районном МО учителей физики с использованием эксперемента и исследования соединений.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки



Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».


Тип урока: комбинирование.

Методы: словесные.


Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном соединении проводников

  2. Продолжить формирование умений применять закон Ома для расчета сопротивления проводников, собирать электрическую цепь, измерять силу тока и напряжения на различных участках цепи, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи.

  3. Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов.

  4. Продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

  5. Познакомить учащихся с практическим применением законов последовательного соединения проводников


Воспитательные:

  • продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса.

  2. Развитие мышления (научить выделять главное, сравнивать, выделять общее и отличное).

  3. Развитие самостоятельности, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.


ПЛАН УРОКА
  1. Оргмомнет – 1 мин.

  2. Проверка д/з – 5 мин.

  3. Объяснение нового материала – 10 мин.

  4. Проверка закономерностей последовательного и параллельного соединений, сборка электрических цепей – 21 мин.

  5. Итог урока – 2 мин.

  6. Д/з – 1 мин.



Ход урока

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке нам необходимо углубить и дополнить знания об электрических величинах, но каким методом? Обратите внимание на слова древнегреческого философа Сократа.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай сделать мне, и я пойму» Сократ


Какую строку вы выберите?

Я так и думала. « Дай сделать мне, и я пойму». И мы выберем этот путь исследования. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о двух видах соединения проводников. Задача у нас с вами на данном уроке разобраться в этих двух видах соединения проводников и выделить характерные различия этих двух соединений.

И так открываем все тетради и записываем тему урока: Последовательное и параллельное соединение проводников.


2. Проверка д/з.

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, мы сейчас с вами вспомним основные величины, характеризующие проводники и цепи, а так, же формулы, через которые выражаются эти величины. Сборка таблицы на интерактивной доске. А с помощью, каких приборов можно измерить напряжение и силу тока, а сопротивление? Какие меры предосторожности нужны при работе с приборами? А теперь используем эти знания для сборки цепей на интерактивной доске.

3. Объяснение нового материала

Рассказ с элементами беседы с показом на интерактивной доске (собираем эл. цепь на интерактивной доске вместе с учащимися, и показать различие между соединением в эл. цепи).

Зарисуйте схемы в тетрадь. Проверьте правильность схемы. Поднимите руки у кого не так.

Физминутка:

1.Поднимите руки, опустите.

Возьмитесь за руки - вот и последовательная

цепь. Поднимите руки, когда вы вместе вот

так-то ваши возможности увеличиваются. Отпустите. Теперь соедините руки так, чтобы получилось параллельное соединение. Молодцы. Спасибо.

4. работа в группах




Мы с вами сравнили соединения с помощью схемы, а сейчас мы проверим закономерность физических величин. Соберем цепи и измерим физические величины, работая в парах. Схемы в тетради зарисовывать не надо. Записываем только измерения. Задания для каждой группы на индивидуальном листе.

Задание для I группы. Проверьте правила для сил токов при параллельном соединении проводников


  • соберите последовательную цепь,   содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные параллельно

  • включите в цепь амперметр (вспомните правила включения), измерьте силу тока  в каждой лампе и во всей цепи запишите в тетрадь

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе

Задание для II группы. Проверьте правила для напряжений при параллельном соединении проводников


  • соберите последовательную цепь,   содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные параллельно



  • включите в цепь  вольтметр (вспомните правила включения), измерьте напряжение  на каждой лампе и на двух лампах вместе запишите в тетрадь

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе

Задание для III группы проверьте правила напряжений при последовательном  соединении проводников 

  • соберите последовательную цепь,  содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные последовательно

  • включите в цепь  вольтметр (вспомните правила включения), измерьте напряжение  на каждой лампе и на двух лампах вместе

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе

Задание для IV группы проверьте правила для сил токов, при последовательном  соединении проводников 

  • соберите последовательную цепь,  содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные последовательно

  • включите в цепь амперметр (вспомните правила включения), измерьте силу тока  в цепи

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе

Один человек от группы показывает на листе результаты.

5. Проверка результатов вычислений


Выяснение закономерностей физических величин и открывать формулы на интерактивной доске. Записать в тетрадь формулы.

Cсоединение проводников


Параллельное

Последовательное




I


U

R

6. работа в группах


Какой физической величины не хватает в таблице? А как мы можем ее найти? С помощью расчета. Собираемся в группы по соединениям и делаем расчет

Задание №1

  • используя полученные вычисления, рассчитайте с помощью формулы закона Ома сопротивление на 1 и 2 лампочке отдельно и найдите общее сопротивление

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе

Задание №2 используя полученные вычисления, рассчитайте с помощью формулы закона Ома сопротивление на 1 и 2 лампочке отдельно и найдите общее сопротивление

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод.

Результат напишите на листе

Сделать общий вывод и дописать в тетрадь.

7. Закрепление

А как, вы считаете, где в повседневной жизни нам пригодятся эти знания?

  1. Рефлексия:

  2. Итог урока.

В пакете с заданиями находятся три одинаковых картонных квадрата размером 3x3см. На учительском столе выставляются трое рычажных весов. На весах – таблички: «Я», «Мы», «Дело». Левая чаша весов означает «плохо»правая – «хорошо». В конце урока учащиеся самостоятельно кладут свои квадраты на ту или иную чашу каждых весов. Таким образом, становится, наглядно виден результат работы учащихся на уроке и их самооценка.


10. Д/з.

§48 и §49. все открыли дневники и записали Д/з.



Задание для I группы. Проверьте правила для сил токов при параллельном соединении проводников


  • соберите последовательную цепь,   содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные параллельно

  • включите в цепь амперметр (вспомните правила включения), измерьте силу тока  в каждой лампе и во всей цепи запишите в тетрадь

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе



Задание для II группы. Проверьте правила для напряжений при параллельном соединении проводников


  • соберите последовательную цепь,   содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные параллельно



  • включите в цепь  вольтметр (вспомните правила включения), измерьте напряжение  на каждой лампе и на двух лампах вместе запишите в тетрадь

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе


Задание для III группы проверьте правила напряжений при последовательном  соединении проводников 

  • соберите последовательную цепь,  содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные последовательно

  • включите в цепь  вольтметр (вспомните правила включения), измерьте напряжение  на каждой лампе и на двух лампах вместе

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе





Задание для IV группы проверьте правила для сил токов, при последовательном  соединении проводников 

  • соберите последовательную цепь,  содержащую провода, источники, ключ и 2  лампочки, соединенные последовательно

  • включите в цепь амперметр (вспомните правила включения), измерьте силу тока  в цепи

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе

Один человек от группы показывает на листе результаты.



Задание №1

  • используя полученные вычисления, рассчитайте с помощью формулы закона Ома сопротивление на 1 и 2 лампочке отдельно и найдите общее сопротивление

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод

Результат напишите на листе



Задание №2 используя полученные вычисления, рассчитайте с помощью формулы закона Ома сопротивление на 1 и 2 лампочке отдельно и найдите общее сопротивление

  • оформите результаты эксперимента в рабочей тетради и сделайте вывод.

Результат напишите на листе

Сделать общий вывод и дописать в тетрадь.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее