(Урок составлен в рамках месячника «Мы за здоровый образ жизни»)
Цели:
Применять ранее открытые способы сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при решении частных задач.
Совершенствовать умение работать в группах, оценивать работу, строить план действий и отражать это графически.
Развивать творческие способности обучающихся при составлении задач.
Способствовать формированию активной позиции к сохранению своего здоровья.
Тип урока: решение частных задач по применению открытого способа.
Ход урока
1. Создание учебной ситуации
Беседа
-Какие учебные задачи мы решали на предыдущих уроках математики? (Научиться читать, складывать, вычитать, умножать, делить десятичные дроби.)
- Мы решили эти задачи? (Открыли способы вычисления, тренировались в выполнении действий с десятичными дробями.)
- Кто выполняет действия с десятичными дробями без ошибок?
- Кто допускает ошибки?
- Какую задачу поставим на урок? (Отработать открытые способы.)
2. Чтение натуральных чисел и дробей
- Прочитайте числа (слайд 2).
- На какие группы можно разделить числа? (На три группы: натуральные числа, десятичные дроби, дроби в разных системах счисления; на две группы: дроби и натуральные числа.)
(Слайды 3-5)
- Запишите в тетрадь любые два числа (десятичные дроби). В парах прочитайте друг другу записанные числа.
- Кто прочитал дроби без ошибок?
3. Действия с десятичными дробями
1) Умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу
- Перейдем к выполнению действий с десятичными дробями. Отгадайте слово. (Слайды 6,7).
- Какое разгадали слово? (Здоровье.)
- О чем сегодня пойдёт речь на уроке? (О здоровье.)
- Будем говорить о здоровье и выполнять математические задания.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым человеком? (Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом, закаляться и т.д.)
2) Нахождение неизвестных величин по предложенным схемам
- Выполнив следующее задание, мы выясним, какие продукты полезны для организма человека.
Задание. Собрать в корзину только полезные для здоровья продукты. (Слайд 8)
- Выполнив верное действие по схеме, на экране появятся продукты питания. Вы должны полезные продукты отправить в продуктовую корзину. Какие продукты отправим в корзину, обсудим после нахождения неизвестных величин по каждой схеме. Итак, первая часть задания: в группах найдите неизвестную величину по каждой схеме.
(Каждая группа получает карточку с заданием.)
Карточка 1
Обсуждение результатов работы (слайд 8).
Порядок работы со слайдом № 8:
обучающиеся называют ответ к схеме;
учитель щелкает по слайду, появляется ответ;
обсуждается способ нахождения неизвестной величины по этой схеме (в случае необходимости);
учитель щелкает по слайду – появляется продукт на той схеме, с которой работали;
обсуждаются полезные качества продукта, делается вывод – брать продукт в корзину или не брать;
учитель щелкает по слайду, продукт перемещается в корзину или удаляется.
- Какие продукты отправим в продуктовую корзину, а от каких откажемся?
- Почему откажемся от пепси-колы и сникерса? (В газированные напитки добавляют подсластители. Они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит. В состав сникерса входит сочетание большого количества сахара и различных химических добавок. Это обеспечивает высочайшую калорийность шоколада. Появляется желание есть его снова и снова. )
3) Решение задачи, работа с моделью
а) Построение схемы к задаче
- Для чего мы уделяем большое внимание работе со схемами? (С помощью схем решаем уравнения и задачи.)
- Предлагаю решить задачу. Работать будете в группах.
Задание. Построить схему к задаче. (Слайд 9)
Обучающиеся выполняют построение схемы на листах А3. Каждая группа получает текст задачи (приложение 2).
Презентация групп своих позиций.
Анализ работы. (Слайд 10)
- Как вы думаете, у Вити всё в порядке со здоровьем?
- Можно ли столько времени тратить на игры за компьютером?
- Сколько ученику начальных классов разрешено работать за компьютером?
(10 – 20 минут в день.)
- Какое влияние на организм может оказать такая нагрузка? (Такая нагрузка влияет на снижение зрения, ученик сильно переутомляется, появляются головные боли и т.д.)
б) Физминутка
- Наши глаза много работали. Немного отдохнем. Выполним гимнастику для глаз.
Комплекс упражнений для глаз
Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте их на 3-5 секунд. Повторить 6 раз.
Быстрое моргание в течение 30 сек – 1 минуты.
Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз. Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд.
Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями.
в) Работа с моделью
- Я изменила схему. (Слайд 11) Как называется такая схема? (Модель.)
- Как будем работать с моделью? (К модели составим задачи.)
Задание. Составить задачи к модели на тему «Спорт» или «Здоровый образ жизни».
Групповая работа.
Презентация групп своих позиций.
Анализ работы.
- Один ученик к модели составил задачу. Согласны ли вы с учеником? Оцените его задачу.
В а городах по с спортивных площадок, а в b городах по к спортивных площадок. В каких городах спортивных площадок больше?
- Исправьте ошибки в задаче.
- Вы составили много задач. Как можно назвать эти задачи? (Однотипные.)
- Какие задачи называют однотипными? (Задачи, составленные по одной модели.)
- Какое будет решение у задач? (а × c + b × k)
- Почему решение у всех задач одинаковое? (Потому что все задачи составлены по одной модели.)
г) Задание. Самостоятельно записать решение и ответ к задаче № 1.
4. Итоговая рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Какой вывод сделали для себя?
- Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье?
- Кто будет стараться вести здоровый образ жизни?
- Какие математические действия повторили?
- Кому было работать легко?
- Кому было работать трудно?
- Какую задачу поставим на следующий урок?
5. Домашнее задание
№ 120 с. 63;
№ 123 (2) с. 64
Приложение 1
12.04.2014