«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока истории по теме "Появление земледелия и животноводства"

Данная разработка подходит для урока истории в 5 классе, форма-изучение нового материала.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

План-канспект урока истории средних веков в 5 классе СШ №3 г. Борисова


Тема: Появление земледелия и животноводства


Цели урока:

  • Дать общую характеристику появлению земледелия и животноводства

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями:


  • Ремесло


  • Племя


  • Совет старейшин


  • Предложить ребятам подумать, с чем было связано зарождение земледелия.

  • Заинтересовать ребят, побудить к дальнейшему самостоятельному изучению истории древнего мира.

  • Формировать творческое воображение и интерес к изучению истории древнего мира.


Тип уока: комбинированный


Оборудование: История древнего мира. Учебное пособие для 5 класса . Под редакцией В.С. Кошелева. Мн., 2009.; карта; доска; мел.

Ход урока

Работа учителя

Работа ученика

1. Организационный момент(1-3 мин.)

  1. Проверка учащихся в классе.

  2. Организация рабочего места.

  3. Подготовка оборудования.

  4. Психологическое настроение учащихся на работу.

1. Называют отсутствующих.

2. Отвечают, все ли готовы к уроку.

3. Закрывают учебники.

2. Проверка домашнего задания (10-15 мин.)

Даю письменную работу.

1.Сколько лет самым древним творениям

.изобразительного искусства?

2..С чем связано зарождение религиозных верований?


3.Почему ученые долгое время не верили, что рисунки на скалах и стенах пещер принадлежат первобытным художникам?

4.

Вопросы

Первобытное изобразительное искусство

Кого изображали?


Где изображали?


Чем изображали?


Основные цвета





Письменно отвечают на вопросы.

3.Подготовка к восприятию нового материала(3-4 мин.)

Задаю вопросы:

1.Что способствовало развитию мышления и речи у древних людей?

2.Каким образом древнейшие люди добывали себе пищу.

Отвечают на вопросы.

4. Изложение нового материала (15-20 мин.)

Т ема нашего сегодняшнего урока : Появление земледелия и животноводства

План:

    1. Потепление. Новые изобретения людей.

    2. Первые земледельцы и животноводы.

    3. Возникновение ремесла.

    4. Род и племя.


Излагаю новый материал.

1. Потепление. Новые изобретения людей

Около 12 тысяч лет назад – начал ледник отступать на север.

Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

2. Первые земледельцы и животноводы.Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

3. Возникновение ремесла В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

4..Род и племя.. Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины. Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.

Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и 'удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.



Внимательно слушают. Основные аспекты записывают в тетрадь.

5. Осмысление изученного материала(3-4 мин.)

Задаю вопросы:

  • Как изменился климат около 12 тысяч лет назад?

  • Когда и где зародилось земледелие и животноводство?

Отвечают на вопросы.

6. Овладение умениями и навыками (7-10 мин.)

На протяжении всего урока учащиеся используют ранее известные и новые дефиниции.

Должны знать такие термины как:

  • Ремесло


  • Племя


  • Совет старейшин






7. Применение новых и ранее усвоенных знаний


Задаю проблемный вопрос.

1. Что было самым важным на пути к появлению земледелия и животноводства?






Пытаются ответить на вопрос с помощью дополнительного материала в учебнике.

8. Закрепление нового материала (4-6 мин.)

На доске рисую таблицу.

Первобытные художники были основателями таких видов изобразительного искусства как:

1.

2.

3.

4.

Учащиеся должны заполнить пробелы.


Несколько учеников выходят к доске и заполняют пробелы.

9. Домашнее задание

( 1-3 мин)

Записываю на доске: параграф 7 «Появление земледелия и животноводства».

Стр 21-24. Вопросы в конце параграфа : 1-5

Записывают в дневники.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее