УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ «МБОУ СОШ №20с УИОП» Г. Старый Оскол,Белгородская область, Зелёнкина Людмила Анатольевна
Цель: утвердить мысль о том, что песенность, маршевость, танцевальность играют большую роль в сказке и в музыке.
Задачи:
Развивающие: познакомить обучающихся с отрывком из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ( «Три чуда»).
Воспитательные: учиться внимательно слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, анализировать.
Образовательные: развивать вокально-хоровые навыки.
Ход урока:
организационный момент: приветствие.
Звучит музыка Н. Римского-Корсакова ( тема белки из отрывка « Три чуда»)
Учитель: ребята сегодня волшебная музыка привела нас на встречу со сказкой. Волшебная она потому что придумал её великий русский композитор Николай Римский-Корсаков. Сказку эту вы наверняка знаете. Послушайте её начало:
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
Кабы я была царица – говорит одна девица
Я б на весь крещенный мир приготовила бы пир . . .»
Ко из вас может сказать о чем эта сказка? И кто её герои?
Ответы детей.
Учитель: А написал эту сказку великий русский поэт А.С. Пушкин. Посмотрите у меня есть книга со сказками Пушкина (показывает книгу). Давайте поставим её на стол (как только учитель положит книгу на стол, тут же достает из нее шмеля, показывает его ребятам.
Учитель: Ребята посмотрите кто прилетел?
Ответы детей: шмель.
Учитель: пусть нам сегодня он будет помощником и покажет дорогу в царство царя Салтана. Итак, мы отправляемся в путь. Дорога наша проходит по лесу. Давайте споем песню лесной марш, чтобы быстрее попасть в сказку.
Учащиеся исполняют один куплет песни «Лесной марш».
Нам птицы просигналили подъем
Привычными тропинками проходим мы
Мы каждую березку сбережем в лесах любимой родины
Пр: мы сами написали в своей зеленой книжке
О том что есть у леса надежные друзья
Такие же девчонки, такие же мальчишки
Такие же счастливые как ты и я.
Учитель: ребята в лесу нам предстоит нам сделать привал, пока наш шмель уточнит дорогу. И в это время мы с вами поиграем. Игра называется «Музыкальный футбол». Класс поделим на 2 команды, выберем судью. Условия игры: я играю музыкальное произведение, в конце будет звучать аккорд. Если будет звучать консонанс все должны хлопать в ладоши, если диссонанс – кулачком по столу. Задача судьи внимательно следить чья команда быстрее справится с задачей.
Игра «Музыкальный футбол».
Учитель: ребята шмель у меня в руках бьется и гудит, он наверняка говорит нам, что мы приближаемся к сказке. (звучит музыка, на проекторе изображение царства царя Салтана).
Учитель: итак, ребята, мы находимся с вами в сказке с названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевны Лебеди». Оперу на сюжет этой сказки написал русский композитор Николай Римский-Корсаков. Одно из самых знаменитых мест в опере занимает отрывок под названием 3 чуда. Учитель на проекторе открывает изображенную книгу и предлагает учащимся прочитать вместе.
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом. . .
На предыдущем занятии мы разучили русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» давайте споем один куплет этой песни. (Дети исполняют песню).
Во саду ли, в огороде девица гуляла,
Белаличка, круглоличка, румяное личико.
Учитель: сейчас вы услышите как музыка изображает нам волшебную белочку. Мелодию исполняет флейта. У нее очень нежный высокий голос. А еще вы услышите знакомую вам русскую народную песню. Вопросы к учащимся:
Какую знакомую мелодию вы услышали в данном музыкальном отрывке?
В каком ладе написана эта музыка?
Хотелось ли вам напеть мелодию?
(На проекторе изображение картины «Богатыри»)
Учитель: сейчас вместе с музыкой к нам на урок придут 33 богатыря. Сначала мы услышим призывной голос трубы, а затем музыка изобразит богатырскую тяжелую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно, постепенно музыка будет усиливаться – это богатыри будут подходить все ближе и ближе. А потом музыка вновь постепенно станет тише, это богатыри вернулись в морские волны.
Задание для учащихся: во время слушания отрывка жестами показать когда богатыри идут издалека, когда они появляются, и когда они возвращаются. (Слушание отрывка).
Учитель: последнее чудо в этой сказке – лебедь, которая превратилась в удивительную царевну (на проекторе изображение царевны - Лебедь). Учащиеся читают вместе с учителем: месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. .
Учитель: звуки оркестра рисуют нам всплески воды, которую встряхивает с себя лебедь. А в тот момент, когда лебедь превратится в прекрасную девушку, будет звучать русская привольная мелодия.
Задание для учащихся: в момент когда лебедь превратится в прекрасную девушку поднять руки вверх и показать движениями рук её характер.
(звучит отрывок из пьесы «Полет шмеля»).
Учитель, держа шмеля в руках, обращается к нему: «Не волнуйся, про тебя мы тоже не забыли». Вот как изобразил Римский-Корсаков с помощью флейты, как может жужжать шмель.
Закончилось наше путешествие. Собрался улететь наш шмель в теплые края, а мы его проводим хорошей мелодией
Игра оркестром пьесы «В гостях у сказки».
Учитель: ребята кто из вас услышал в музыке Н.Римского-Корсакова что-нибудь близкое к песни, маршу или танцу?
Ответы учащихся:
Сегодня мы вновь встретились с песенностью, танцевальностью, маршевостью. Они играют в музыке огромную роль, они всегда с нами и мы их хорошо слышим.
Учитель: унылая пора, очей очарованья,
Приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса. . .
эти строки принадлежат также А.С. Пушкину.
В заключении нашего урока, давайте споем песню «Осень – раскрасавица»
Осенние листья летят и летят ,на землю ложиться никак не хотят.
И ветер упрямо их кружит верхом, и листья спешат улететь далеко,
Припев: Почему же им совсем не нравится, золотая осень-_раскрасавица?
Спешат все зверюшки и разные птицы по норам, по гнездам скорей утеплиться
И шубку зайчишка меняет не зря, готовит берлогу медведь неспроста.
Припев: Почему же им совсем не нравится, золотая осень-_раскрасавица?
И осенью страхов у взрослых не счесть- боятся замерзнуть и в лужу залесть,
Укрылись зонтами - куда-то спешат на ясную радугу не глядят.
Припев: Почему же им совсем не нравится, золотая осень_-раскрасавица?
Учитель: (на проекторе изображение осенних листочков с фамилиями учащихся и их оценками).Сегодня все получают оценку « отлично».
(На проекторе изображено домашнее задание: нарисовать рисунок к понравившемуся музыкальному отрывку из оперы «Сказка о царе Салтане».