«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока "Гармония звуков музыки"3 класс

Закрепление темы танцевальность,маршевость, песенность в музыке в форме урока- сказки, с элементами игры.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ «МБОУ СОШ №20с УИОП» Г. Старый Оскол,Белгородская область, Зелёнкина Людмила Анатольевна

Цель: утвердить мысль о том, что песенность, маршевость, танцевальность играют большую роль в сказке и в музыке.

Задачи:

  1. Развивающие: познакомить обучающихся с отрывком из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ( «Три чуда»).

  2. Воспитательные: учиться внимательно слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, анализировать.

  3. Образовательные: развивать вокально-хоровые навыки.

Ход урока:

организационный момент: приветствие.

Звучит музыка Н. Римского-Корсакова ( тема белки из отрывка « Три чуда»)


Учитель: ребята сегодня волшебная музыка привела нас на встречу со сказкой. Волшебная она потому что придумал её великий русский композитор Николай Римский-Корсаков. Сказку эту вы наверняка знаете. Послушайте её начало:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком

Кабы я была царица – говорит одна девица

Я б на весь крещенный мир приготовила бы пир . . .»

Ко из вас может сказать о чем эта сказка? И кто её герои?

Ответы детей.


Учитель: А написал эту сказку великий русский поэт А.С. Пушкин. Посмотрите у меня есть книга со сказками Пушкина (показывает книгу). Давайте поставим её на стол (как только учитель положит книгу на стол, тут же достает из нее шмеля, показывает его ребятам.

Учитель: Ребята посмотрите кто прилетел?

Ответы детей: шмель.


Учитель: пусть нам сегодня он будет помощником и покажет дорогу в царство царя Салтана. Итак, мы отправляемся в путь. Дорога наша проходит по лесу. Давайте споем песню лесной марш, чтобы быстрее попасть в сказку.

Учащиеся исполняют один куплет песни «Лесной марш».

Нам птицы просигналили подъем

Привычными тропинками проходим мы

Мы каждую березку сбережем в лесах любимой родины

Пр: мы сами написали в своей зеленой книжке

О том что есть у леса надежные друзья

Такие же девчонки, такие же мальчишки

Такие же счастливые как ты и я.


Учитель: ребята в лесу нам предстоит нам сделать привал, пока наш шмель уточнит дорогу. И в это время мы с вами поиграем. Игра называется «Музыкальный футбол». Класс поделим на 2 команды, выберем судью. Условия игры: я играю музыкальное произведение, в конце будет звучать аккорд. Если будет звучать консонанс все должны хлопать в ладоши, если диссонанс – кулачком по столу. Задача судьи внимательно следить чья команда быстрее справится с задачей.

Игра «Музыкальный футбол».


Учитель: ребята шмель у меня в руках бьется и гудит, он наверняка говорит нам, что мы приближаемся к сказке. (звучит музыка, на проекторе изображение царства царя Салтана).

Учитель: итак, ребята, мы находимся с вами в сказке с названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевны Лебеди». Оперу на сюжет этой сказки написал русский композитор Николай Римский-Корсаков. Одно из самых знаменитых мест в опере занимает отрывок под названием 3 чуда. Учитель на проекторе открывает изображенную книгу и предлагает учащимся прочитать вместе.

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом. . .

На предыдущем занятии мы разучили русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» давайте споем один куплет этой песни. (Дети исполняют песню).

Во саду ли, в огороде девица гуляла,

Белаличка, круглоличка, румяное личико.


Учитель: сейчас вы услышите как музыка изображает нам волшебную белочку. Мелодию исполняет флейта. У нее очень нежный высокий голос. А еще вы услышите знакомую вам русскую народную песню. Вопросы к учащимся:

Какую знакомую мелодию вы услышали в данном музыкальном отрывке?

В каком ладе написана эта музыка?

Хотелось ли вам напеть мелодию?

(На проекторе изображение картины «Богатыри»)


Учитель: сейчас вместе с музыкой к нам на урок придут 33 богатыря. Сначала мы услышим призывной голос трубы, а затем музыка изобразит богатырскую тяжелую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно, постепенно музыка будет усиливаться – это богатыри будут подходить все ближе и ближе. А потом музыка вновь постепенно станет тише, это богатыри вернулись в морские волны.

Задание для учащихся: во время слушания отрывка жестами показать когда богатыри идут издалека, когда они появляются, и когда они возвращаются. (Слушание отрывка).


Учитель: последнее чудо в этой сказке – лебедь, которая превратилась в удивительную царевну (на проекторе изображение царевны - Лебедь). Учащиеся читают вместе с учителем: месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. .


Учитель: звуки оркестра рисуют нам всплески воды, которую встряхивает с себя лебедь. А в тот момент, когда лебедь превратится в прекрасную девушку, будет звучать русская привольная мелодия.

Задание для учащихся: в момент когда лебедь превратится в прекрасную девушку поднять руки вверх и показать движениями рук её характер.

(звучит отрывок из пьесы «Полет шмеля»).


Учитель, держа шмеля в руках, обращается к нему: «Не волнуйся, про тебя мы тоже не забыли». Вот как изобразил Римский-Корсаков с помощью флейты, как может жужжать шмель.

Закончилось наше путешествие. Собрался улететь наш шмель в теплые края, а мы его проводим хорошей мелодией

Игра оркестром пьесы «В гостях у сказки».


Учитель: ребята кто из вас услышал в музыке Н.Римского-Корсакова что-нибудь близкое к песни, маршу или танцу?

Ответы учащихся:

Сегодня мы вновь встретились с песенностью, танцевальностью, маршевостью. Они играют в музыке огромную роль, они всегда с нами и мы их хорошо слышим.


Учитель: унылая пора, очей очарованья,

Приятна мне твоя прощальная краса,

люблю я пышное природы увяданье,

в багрец и золото одетые леса. . .

эти строки принадлежат также А.С. Пушкину.


В заключении нашего урока, давайте споем песню «Осень – раскрасавица»

Осенние листья летят и летят ,на землю ложиться никак не хотят.

И ветер упрямо их кружит верхом, и листья спешат улететь далеко,

Припев: Почему же им совсем не нравится, золотая осень-_раскрасавица?

Спешат все зверюшки и разные птицы по норам, по гнездам скорей утеплиться

И шубку зайчишка меняет не зря, готовит берлогу медведь неспроста.

Припев: Почему же им совсем не нравится, золотая осень-_раскрасавица?


И осенью страхов у взрослых не счесть- боятся замерзнуть и в лужу залесть,

Укрылись зонтами - куда-то спешат на ясную радугу не глядят.

Припев: Почему же им совсем не нравится, золотая осень_-раскрасавица?



Учитель: (на проекторе изображение осенних листочков с фамилиями учащихся и их оценками).Сегодня все получают оценку « отлично».


(На проекторе изображено домашнее задание: нарисовать рисунок к понравившемуся музыкальному отрывку из оперы «Сказка о царе Салтане».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее