«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока для 8 класса - Взаимопроникновение "лёгкой" и " серьезной" музыки.

Разработкаурока для 8 класса " Взаимопроникновение " легкой "и "серьёзной" музыки".

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Тема четверти: “Взаимопроникновение “легкой” и “серьёзной” музыки”

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Обучающие: дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом “ Notre Dame de Paris”;

  • Развивающие: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;

  • Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).

  • Оборудование: презентация, составленная к уроку в Power Point, компьютер с проектором, экран, карточки.

  • Музыкальный материал: вступление, ария Квазимодо, “Belle”, ария Эсмеральды “Аве Мария”, песня Ю.Визбора “Милая моя”

Основные этапы урока

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Актуализация опорных знаний (7 мин).

  3. Изучение нового материала (20 мин)

  4. Разучивание и исполнение песни Ю.Визбора “Солнышко лесное” (8 мин)

  5. Итог урока (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Задача этапа: создать у учащихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку в классе.

Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная.
Деятельность учителя

Доброжелательное приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Использование презентации.

Деятельность учащихся
Приветствуют учителя.

2. Актуализация опорных знаний.

Задача этапа: стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Развивать навыки самоконтроля. Корректировать слуховое восприятие.

Метод обучения: словесный, частично-поисковый

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

Деятельность учителя

-Я вижу, что рабочее место вы приготовили. У каждого из вас на парте лежит карточка в которая содержит ОТВЕТ (в верхней части карточки) и ВОПРОС,который написан жирным шрифтом в нижней части карточки. Я задам вопрос, а ваша задача прочитать ответ и, если он соответствует ответу на заданный вопрос, его зачитывает вслух. Затем ученик, ответивший правильно, зачитывает свой вопрос для класса и т.д. И так, начинаем.

1. Какая музыка нас окружает? (приложение 1)

После того как был задан последний вопрос “Что такое мюзикл?” учащиеся пытаются сами дать ответ.

3. Изучение нового материала.

Задача этапа: дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом

“ Notre Dame de Paris”

Метод обучения: словесный, частично-поисковый.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

- В последнее время мы часто слышим о постановках мюзиклов на театральных сценах. Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? На этом уроке мы ответим на эти вопросы.

Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств. (слайд 2). Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.

Характерные особенности (слайд 2):

  • Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

  • Ведущая роль музыки эстрадного плана;

  • Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;

  • В основе – литературное произведение;

  • Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.

Разновидности мюзиклов (слайд 3):

/Учащиеся записывают в тетрадь определение жанра, характерные особенности и разновидности./

Мюзикл - дитя XX столетия. Его историю можно разделить на два периода. Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени.

Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Серьёзными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке – “Цветущая девушка” Гарольда Арлена ( 1946 г), вторая мировая война – “Южный Тихий океан” Ричарда Роджерса ( 1948 г.).

Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры как “Целуй меня Кейт” Коула Портера и “Моя пре5красная леди” Фридерика Лоу.

Во второй половине XX столетия мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение завоевавшее всемирное признание – мюзикл “Оливер” Л. Барта.

Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд удачных мюзиклов. 24 декабря 1934 г. – премьера музыкальной комедии режиссера Г.Александрова и композитора И.Дунаевского “Веселые ребята”. За ней последовали новые работы этих же авторов – “Цирк” 1936 г., “Волга-Волга” 1938 г., “Светлый путь” 1940 г., “Весна” 1946 г.

Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы, когда появились такие композиторы как Г.Гладков ( м/ф “Бременские музыканты”), А.Рыбников (“Юнона и Авось”), М.Дунаевский (“Мэри Поппинс, до свидания”) и т.д.

В 1985 г. на лондонской сцене появляется парижская постановка мюзикла “Отверженные”. За этим красочным шоу по мотивам одноименного романа В.Гюго последовала постановка “Мисс Сайгон” (1989), действие которого происходит во время войны во Вьетнаме.

И, наконец, 1998 г. – премьера мюзикла “ Notre Dame de Paris”

Люка Пламмонда и Ришара Кошана.( слайд 4) Л. Пламмонд долго искал героя своего мюзикла. Он причитывал роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”, пересматривал уже снятые фильмы на этот сюжет, пока не понял, что, эта история должна принести успех мюзиклу хотя бы во Франции, где любят свою историю и все французское. И, действительно, билеты были проданы за 6 месяцев до премьеры. Только дисков было выпущено более 7 миллионов.

Собор Парижской Богоматери – символ Парижа (слайд 5). Он расположен в старой, средневековой части столицы, на острове Ситэ. Его строили почти без перерыва 185 лет. Нотр-Дам прославился скульптурными чудовищами, которые украшают водостоки. Парижане не очень любили этот большой ( высота 35 м., длина 130 м., высота колоколен 69 м., вес колокола Эммануэль – 13 тонн, его языка – 500 кг.) и старый собор… до 1831 г., когда появился роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”

Краткий сюжет романа:

Средневековый готический собор простоял в самом центре Парижа почти тысячу лет. Он был свидетелем всех событий французской истории ( слайд 6)

Горбун Квазомодо – звонарь собора. Несмотря на отвратительную внешность, он чуток и добр. Ему нравится работа, нравится серебряный колокольный звон и жить в соборе, где его никто не обижает. На празднике “Дураков” он был избран горожанами королем из-за страшной внешности и подвергался насмешкам и издевательствам (слайд 7). Горбун влюбляется в цыганку Эсмеральду, которая поет и танцует на площади. В романе переплетаются трагические и романтические события, любовь, ревность и ненависть. (слайд 8). Квазимодо сможет доказать свою любовь Эсмеральде, но слишком поздно. (слайд 9). Девушка гибнет и горбун умирает на её могиле.

-Интонации какого композитора похожи на интонацию арии Эсмеральды? (Шуберт “Аве Мария”)

-К какой разновидности мюзиклов относится этот мюзикл? (мюзикл-опера)

- На слайде 10 два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанное произведение? Заштрихуйте у себя в тетрадях.

Вывод. Мюзиклы разные по содержанию, настроению и по художественной форме стали одним из ярких театрально-музыкальных явлений нашего времени.

4. Разучивание и исполнение песни Ю.Визбора “Милая моя” (приложение 2)

5. Итог урока.

Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать легкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Ведь людям нужна самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем ее многообразии.

Учитель благодарит класс за активную работу на уроке и предлагает учащимся оценить прошедший урок. Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

Оценка урока

  • я узнал много нового;

  • я всё это знаю, за исключением …;

  • мне было интересно;

  • мне было скучно;

  • мне было легко;

  • мне было трудно.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее