Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 5 класса. Срок реализации программы 1 год
Учитель: Козаченко Татьяна Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса составлена на основании:
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2020 –2021 учебном году;
Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228).
Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
Учебный план МБОУ СШ 16 на 2020-2021 учебный год
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов-М.: Просвещение,2011 г.
С каждым годом все возрастает значение математики как науки, которая необходима в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры. Это, естественно, повышает интерес к математике. Однако мы понимаем, что к олимпиадам и конкурсам учащихся надо готовить, так как ученику недостаточно знаний, полученных на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде. Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности для того или иного уровня обучения определяется объёмом математического материала и уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по математике и применению полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования ФГОС – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели и задачи курса.
Основными целями проведения занятий являются:
привитие интереса обучающимся к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий учащихся 5 классов. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в объёме 35 часов. Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 5 класса. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. Цели реализации программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие задания, проектная деятельность
Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Основные виды деятельности учащихся:
Устный счёт.
Проверка наблюдательности.
Игровая деятельность.
Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и перекраивание.
Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин.
Проектная деятельность.
Составление математических ребусов, кроссвордов.
Показ математических фокусов.
Участие в мероприятии по занимательной математике.
Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
учащиеся получат возможность научиться
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Из истории математики. Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Метрическая система мер. Старые русские меры.
Обучающийся получит возможность:
познакомиться со счётом у первобытных людей;
иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;
владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике;
иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов, о происхождении дробей в Древней Греции, в Древнем Египте, о нумерации и дроби на Руси;
владеть информацией о старых русских мерах.
Числа и вычисления. Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Игра «Лесенка». Игра «Попробуй, сосчитай». Игра «Отгадай задуманное число ». Числа в квадрате. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел». Задачи на отгадывание чисел.
Обучающийся получит возможность:
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
уметь доказывать четность и нечётность числовых выражений;
уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;
понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур. Нахождение объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади.
Обучающийся получит возможность:
распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);
знать старинные меры измерения длин, площадей;
уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур;
отгадывать геометрические головоломки;
Задачи. Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации.
Обучающийся получит возможность:
уметь решать сложные задачи на движение;
уметь решать логические задачи;
знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
решать занимательные задачи.
Проекты. Проект индивидуальный "Меры длины, веса, площади". Смотр выполнения проекта.
Обучающийся получит возможность:
выполнять творческий проект по плану;
пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Форма организации занятия | ||
всего | из них | |||||
теория | практика | |||||
| Из истории математики | Счет у первобытных людей | 1 | 1 |
| Занятие-беседа |
| Первые счетные приборы | 1 |
| 1 | Индивидуальная работа | |
| Русские счеты | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Вычислительные машины | 1 |
| 1 | Практическая работа | |
| О происхождении арифметики | 1 | 1 |
| Решение практических задач | |
| Происхождение и развитие письменной нумерации | 1 | 1 |
| Лекция | |
| Цифры у разных народов | 1 |
| 1 | Практическая работа | |
| Буквы и знаки | 1 | 1 |
| Индивидуальная работа | |
| Метрическая система мер | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Старые русские меры | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Числа и вычисления | Четные и нечетные числа | 1 |
| 1 | Лабораторная работа |
| Сумма и произведение четных чисел, нечетных чисел, четных и нечетных чисел | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Игра "Лесенка" | 1 |
| 1 | Занятие-игра | |
| Игра "Попробуй сосчитай" | 1 |
| 1 | Занятие | |
| Игра "Отгадай задуманное число" | 1 |
| 1 | Занятие | |
| Числа в квадрате | 1 |
| 1 | Индивидуальная работа | |
| Фокус "Быстрое сложение шестизначных чисел" | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Задачи на отгадывание чисел | 1 |
| 1 | Практическая работа | |
| Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. | Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур | 1 | 1 |
| Лекция |
| Разделение геометрических фигур на части | 1 |
| 1 | Практическая работа | |
| Нахождение площади фигур | 1 | 1 |
| Решение практических задач | |
| Нахождение объема фигур | 1 | 1 |
| Решение практических задач | |
| Геометрические головоломки | 1 |
| 1 | Индивидуальная работа | |
| Старинные меры измерения длины, площади | 1 | 1 |
| Индивидуальная работа | |
| Задачи | Задачи на движение | 1 |
| 1 | Решение практических задач |
| Логические задачи | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Задачи со спичками | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Задачи на переливание | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Задачи на перекладывание предметов | 1 |
| 1 | Решение практических задач | |
| Задачи на взвешивание | 1 |
| 1 | Индивидуальные выступления учащихся | |
| Проверка наблюдательности | 1 | 1 |
| Практическая работа | |
| Задачи на комбинации | 1 | 1 |
| Решение практических задач | |
| Проекты | Проект индивидуальный "Меры длины, веса, площади" | 1 |
| 1 | Индивидуальные выступления учащихся |
| Проект групповой "Геометрические фигуры" | 1 |
| 1 | Групповое выступления учащихся |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мобильный компьютерный класс, проектор, компьютер), видеоматериалы, компьютерные программы.
Литература
1. Агафонова, И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений / И.И.Агафонова-СПб: МиМ-Экспресс, 2011.-189 с
2. Винокурова, Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. / Н.Н.Винокурова – М.: АСТ-ПРЕСС,2010.-175 с.
3. Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе./ О.В.Зайцева, Е.В.Карпова – Ярославль: Академия развития, 2010
4. Козловская, Н.А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. / Н.А.Козловская – М.: ЭНАС, 2007.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников./ З.А.Михайлова – М.: Просвещение, 2007.
6. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей./ А.Э.Симановский – Я.: Академия развития, 2007.
7. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль.: Академия развития, 1997.
8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей./ Л.Ф.Тихомирова – Ярославль, Академия развития, 2009.
9. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
10. Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку/ И.В.Феоктистов // Первое сентября. Математика.- 1994. - №19,20
11. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей./ Л.В. Черемошкина – Ярославль: Академия развития, 2010.
12. Чилингирова, Л.Н. Играя учимся математике/ Л.Н.Чилингирова и др. – М.: Просвещение, 1999
13. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя./ – М.: Издательство «первое сентября»,2009.
14. Я иду на урок математики. 6класс: Книга для учителя./ – М.: Издательство «первое сентября», 2011
Литература для обучающихся
1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки./ М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.
2. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. / М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011
3. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку./ Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы./ И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2009.
5. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей/.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
6. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009
Интернет-ресурсы
1.http://schoolcollection.edu.ru
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве.Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.
Программа "Графические диктанты и Танграм" Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.
Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.
Программа «Орнаменты» Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.
3.http://www.chat.ru/~msharko/pentamino.htm.
Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко, 1998.