Цель: дать понятие о «режиме дня», формировать понимание значения важности режима дня для здоровья человека.
Задачи:
образовательные:
-ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека
-закрепить понятия о том, что жизнь и здоровье-главные ценности, которыми обладает человек
-научить оставлять и соблюдать режим дня, понимать его необходимость для человека;
развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся, умение наблюдать, классифицировать и обобщать.
воспитывающие:
-воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие
-воспитать желание соблюдать режим дня и уметь правильно распределять время на работу и отдых.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы: словесный метод (рассказ, беседа), практический метод, логический метод, метод контроля, информативный метод.
Оборудование: учебник мир природы и человека 4 класс, пенал, картинки с временами года, компьютер, мультимедийная доска, проектор, презентация, раздаточный материал по теме урока, цветные карандаши и др.
1.Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке мир природы и человека. Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник мир природы и человека, пенал, и раздаточный материал.
2.Этап мотивации к учебной деятельности
К уроку все уже готовы?
Готовы слушать, отвечать?
Урок давайте начинать.
Урок мне хотелось бы начать с такого высказывания:
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Вы готовы стараться и усердно работать? (Да) Кто готов?
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? (Хорошее)
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
3.Этап повторение изученного материала и подведение к теме урока
-Скажите пожалуйста, какое сегодня число? А месяц какой?
-Апрель-это месяц какого времени года? (весны)
-Значит, какое время года сейчас? (ВЕСНА)
-Сколько времён года вы знаете? (4)
-Кто сможет назвать времена года по порядку? (зима, весна, лето осень)
-Посмотрите на экран и скажите, что изображено? (утро, вечер, день, ночь)
-Что это: утро, вечер, день и ночь? (части суток)
-Мы с вами знаем, что части суток взаимосвязаны между собой и соотносятся с деятельностью человека. Сейчас вам нужно соотнести деятельность человека с частью суток. В левом столбике у нас названия частей суток, а в правом деятельность людей. (Дети выходят к доске по одному, берут карточку с действием и определяют к какой части суток она относится)
-Посмотрите на доску, правильно ли вы выполнили задание?
-Значит утром мы что делаем? Завтракаем, умываемся и т.д
-Днём мы учимся в школе, обедаем, делаем уроки и т.д
-Вечером мы смотрим телевизор, читаем книги , готовимся ко сну и т.д
-И ночью мы что делаем? (спим)
-Молодцы! Сейчас, я вам прочитаю одну интересную историю, а внимательно слушайте.
-Жил-был мальчик Алеша Иванов. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до 12 часов дня. Просыпался… Зевал, широко разинув рот. И тетя тотчас же вливала ему в рот какао.
А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому – от скуки – он дергал за косы девочек, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.
-О чём/о ком говорится в этой истории? (о Мальчике Алёше)
-Что вы можете сказать об этом мальчике? Какой он был? (ленивый, несамостоятельный, невоспитанный)
-Нравится ли вам поведение мальчика Алёши? (нет)
-Чем не нравится поведение Алёши? (он вёл себя капризно, плохо относился к игрушкам и книжкам, обижал девочек в школе и толкал прохожих на улице)
-Можно так себя вести? (нет)
-Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу? (был неорганизованный)
-Хорошо воспитанному человеку и скучать-то некогда. Ведь он живет по строгому распорядку и делает все самостоятельно.
– А как же называется такой строгий распорядок, которому мы следуем в течение дня? (Режим дня.)
-Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока
-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о режиме дня)
-Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Режим дня»
-Цель нашего сегодняшнего урока-познакомиться с режимом дня школьника и выяснить для чего необходимо его соблюдать.
План урока на слайде.
Физминутка
-Но перед тем, как мы начнём работать по теме нашего сегодняшнего урока, давайте немного отдохнём и выполним физминутку.
Песня «Вставай, с первыми лучами»
4.Сообщение нового материала.
-Правильный режим дня – это правильная организация и распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.
Вы спросите: не лучше ли жить, как хочешь, без режима? Захотел читать – читай 24 часа подряд, захотел гулять – гуляй сколько хочешь. Но к чему такой распорядок дня приводит, вы уже слышали в истории, которую я вам сегодня читала.
У большинства людей в жизни складывается определённый режим дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу.
Режим дня - это расписание, где указано время подъема, зарядки, часы занятий в школе и дома. Режим поможет вам выработать определенный привычный ритм жизни: чередование работы и отдыха, занятий и игр, ведь хочется многое успеть. При несоблюдении режима дня ребята ничего не успевают, все время чувствуют себя в тревоге. Из-за этого портится настроение, появляются вялость, переутомление. И наоборот: удобно организованный, режим дня поможет вам сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность.
-Что такое режим дня? (это расписание дня ,где указано время подъёма, обеда, ужина и др.)
-А как же человеку узнать о том, когда ему вставать? Когда обедать? (С помощью часов)
-Верно, часы-это прибор для измерения времени.
Работа с учебником
-Сейчас мы с вами будем работать с учебниками, откройте учебник на странице 57
-Что изображено вверху страницы? (настенные часы)
-И у нас тоже есть настенные часы, сейчас мы повторим строение часов.
-У часов есть корпус, внутри корпуса циферблат –панель с цифрами, на циферблате 12 цифр, каждая из которых указывает на определённое время и так же у часов есть стрелки: короткая и подлиннее, короткая стрелка –часовая, указывает на количество часов, длинная-минутная на количество минут.
-Продолжаем работать с учебником, на стр 57. Кроме настенных часов есть и другие виды часов, давайте прочитаем о них. (дети читают вслух)
-Давайте повторим какие ещё виды часов есть? (песочные, механические, электронные)
- Давайте подведём итого, значит все свои дела люди распределяют по времени, и какой прибор помогает выполнить их в нужное время? (часы)
-Ребята, а у вас есть режим дня? (да)
-Правильно, у вас ребята, как у учеников тоже есть свой режим дня: вы в определённое время приходите в школу, уроки в школе продолжаются в течение определённого времени, между уроками должен быть небольшой перерыв для отдыха- перемена.
-Послушайте внимательно стихотворение, которое подготовил ваш одноклассник:
Серёжа:
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет,
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
– Хороший был денек! С. Баруздин
-О чём говорится в стихотворении? ( о часах и как важно с ними дружить)
-Верно, чтобы день прошёл хорошо, и вы всё успели сделать, нужно уметь ориентироваться по часам и правильно составлять свой режим дня.
5.Этап первичного закрепления
-Поэтому я предлагаю вам, составить примерный «режим дня школьника», он поможем вам спланировать все свои дела на день и всё успевать.
1 уровень
Интерактивная игра «Режим дня»
Работаем с интерактивной доской, вам нужно соотнести деятельность людей со временем.
7:00-7:30- подъём, зарядка, дорога в школу
8:00-8:30 –первый завтрак
8:30-12:30-уроки в школе
12:30-12:50-обед в школе
13:00-15:30-выполнение домашнего задания
15:30-16:00- полдник
16:00-18:00-занятия в кружках, игры, прогулка
18:00-18:30-ужин
18:30-20:00-чтение, тихие игры
20:00-21:00- подготовка ко сну, сон
2 уровень
Учащиеся, которые не могут читать, работают на карточках, соединяют картинки частей суток с деятельностью человека.
-Молодцы! Как вам режим дня? Нравится?
-Есть время на учебу, отдых, выполнение домашнего задания-таким должен быть режим дня школьника.
6.Этап самостоятельной работы
-Сейчас вы самостоятельно выполните задание
1 уровень
- Ребята, у вас на столах лежат задания. Что записано на листочках? (Режимные моменты.)
- Расположите эти карточки по порядку, что вы делаете с самого утра и чем заканчивается у вас день
2 уровень
-А Вероника, Сафина, Саша, Ислам и Вадим будут выполнять другое задание, им нужно будет раскрасить цветными карандашами режимные моменты человека за весь день.
-Перед тем, как продолжим выполнять это задание, давайте сравним выполненное вами задание с образцом на доске, если у вас есть ошибки, исправляйте. (Дети самостоятельно сверяют с образцом)
- А теперь давайте наклеим их на листочек, и у каждого из вас всегда будет под рукой режим дня, которым вы сможете воспользоваться в любой момент.
-Молодцы! Вы отлично с заданием, эту памятку с режимом дня вы можете забрать с собой или вложить в дневник и пользоваться ей.
7.Подведение итогов
-Давайте подведём итог нашего сегодняшнего урока и вернёмся к нашему плану урока:
-О чём мы говорили сегодня на уроке? (о режиме дня)
-А что такое режим дня? (Строгий порядок действий человека в течение всего дня)
-Скажите пожалуйста, нужно ли человеку соблюдать режим дня? (да)
-Зачем? (Нужно соблюдать режим дня, чтобы человек был здоров, всё успевал, высыпался, чувствовал себя хорошо и у него было хорошее настроение)
- Сегодня на уроке вы все старались. Выставление оценок
8.Рефлексия учебной деятельности.
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке , у вас на столе лежит человечек- представьте , что это вы и перед вами на доске «Пьедестал успеха», сейчас вы по одному будете подходить и крепить вашего человечка Если сегодня на уроке у вас всё получилось, вы старались и были активными на уроке, то прикрепите своего человечка на самую верхнюю ступень пьедестала, если у вас возникали трудности во время урока, вы не все задания смогли выполнить, то прикрепите человечка на среднюю ступень пьедестала, а если у вас сегодня на уроке ничего не получилось, вы не смогли выполнить ни одного задания, то прикрепите человечка на самую низкую ступень нашего пьедестала.
-Молодцы, ребята! Спасибо вам за сегодняшний урок, урок окончен.
III. Составление режима дня школьника.
Учитель. Давайте по нашей схеме составим режим дня для вас.
На доске рисунок циферблата часов. Учителем заготавливаются карточки с надписями: сон, подъем, занятия в школе, завтрак, зарядка, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, свободное время).
Учитель вместе с учащимися расставляет карточки, составляя режим дня. (Рис. 1).
Рис. 1
Затем учащимся предлагается рассказать о своем режиме дня, после чего все вместе обсуждают правильность и рациональность его, устраняют ошибки.
IV. Игры на развитие чувства времени.