Тема урока: Размножение мхов
Вид урока: изучение нового материала
Место урока в учебном плане: данный урок является вторым при изучении отдела Мхи.
Учащимся предстоит познакомиться с новым научными биологическими понятиями в ходе изучения размножения мхов.
Тема изучается после знакомства со строением мхов.
Метод : поисково-репродуктивной: комментированное чтение, работа с терминами,
составление схем.
Цель урока: формирование умений учащихся работать с научным текстом и научными терминами в ходе изучения темы «Размножение мхов»
Задачи урока:
Образовательная: - раскрыть особенности размножения моховидных на примере представителей зеленых мхов, через работу с научными терминами данной темы
Развивающая: . развитие способностей быстро читать и понимать текст;
развитие произвольного внимания при работе с текстом,;
развитие навыков работы с различными видами информации (научными терминами) через использование работы с текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями, слайдами, карточками
формирование критического мышления через представление и выражение учениками собственных мыслей и мнений, а также мнений своих одноклассников;
развитие логического и образного мышления при работе с опорной схемой, используя ранее полученные знания, с помощью текста;
Воспитательная: формирование и развитие самостоятельности в выполнении определенной работы, стремления к самообразованию .
Повторение пройденного материала.
Какой отдел растений мы изучаем?
К какой группе растений по строению они относятся?
Докажите это?
Какие группы мхов вам известны?
Среди листостебельных мхов, какие мхи вам известны?
Мхи – это живые растения? Как любой живой организм, какими свойствами или признаками они обладают.
Питание – докажите как?
Дыхание – как?
Размножение – как?
А где образуются споры, а как ?
Вот этим мы займемся с вами на уроке сегодня.
Запись в тетради – Размножение мхов. слайд 1
Сегодня, при изучении данной темы, вы попробуете сами открыть для себя новые знания через вашу самостоятельную работу с текстом учебника, дополнительным научным текстом,карточками, который есть у каждого из вас на парте.
Итак, приступаем к работе.
Работаем с карточкой №1.
Карточка №1
Гаметы, половое размножение, бесполое размножение, бесполое поколение, половое поколение, гаметофит, спорофит, сперматозоид, яйцеклетка, половые органы, антеридии, архегонии, протонема, оплодотворение, зигота.
Прежде всего, прочитаем, что написано в данной карточке. Как бы одним словом вы назвали все слова этой карточки?
Это научные термины. А зачем они нам сегодня будут нужны на уроке?
Подчеркните знакомые вам термины. Какие? Что они означают?
Обратите внимание, много непонятных и наверно пока даже для произношения трудных слов, но ведь мы с вами изучаем науку биология, это значит, что мы должны пользоваться научными биологическими терминами.
Большая часть биологических понятий вам не известна. Значит, что нам предстоит сегодня - их разобрать, рассматривая размножение мхов на примере зеленого мха кукушкиного льна.
Начинаем работу. Откроем учебник на стр 66. ст Листостебельные мхи Найдите ответ на вопрос –какие растения есть у кукушкиного льна? последний абзац 1 предложение
У кукушкина льна есть мужские и женские растения слайд 2
Запись в тетрадь – женское растение –Знак
мужское растение – знак
Как вы думаете, почему они так называются?
Продолжаем работу но уже с дополнительным текстом на карточке «Развитие мхов»
На верхушках мужских и женских растений располагаются органы полового размножения — мужские - антеридии и женские - архегонии.
Возьмите в руки «Толковый словарик» найдите от каких слов , какого языка они образовались?
Антеридий (от греч.(греческий) antherós — цветущий), слайд 3
Архегоний (от греч.(греческий) arche — начало и gone — рождение, материнская утроба) слайд 4
Запись в тетради. попробуем составить схему
половые органы: антеридии – мужские, архегонии женские.
Работаем с учебником стр 66-67.
Найдите ответ на вопрос – Что развивается в антеридиях? Что развивается в архегониях? зачитайте по учебнику.
Что напишем в тетради под антеридиями, под архегониями.? слайд 5,6,7
Итак, сперматозойды и яйцеклетки являются для данного растения чем? половыми клетками или гаметами.
Вернемся к карточке №1 , какие понятия мы сейчас разобрали?
Что подчеркнем, объясните данные понятия.
Продолжаем работу с дополнительным текстом
Растения, на которых образуются половые органы с гаметами принято называть гаметофитами, или половым поколением. Зеленое фотосинтезирующее растение у мхов женское или мужское - это половое поколение или гаметофитное поколение. слайд 8
Есть в этом отрывке новый научный термин?
Вновь обращаемся к Толковому словарику
Гаметофит - (от гаметы и греч. phyton - растение)
Запись в тетради – гаметофит – половое поколение, растение , на котором образуются половые органы с гаметами.
Что происходит с гаметами, после того как они образовались на гаметофите в половых органах?
Слияние.
Продолжаем работу с дополнительным текстом
Во время дождя или по капле росы сперматозоиды, имеющие жгутик для передвижения, подплывают к неподвижной яйцеклетке, осуществляется оплодотворение. Оплодотворение невозможно без воды. При слиянии гамет образуется зигота. слайд 9
Какое определение вы бы дали процессу оплодотворения? Посмотрите в Толковый словарик.
В каких условиях это должно произойти?
Запись в тетради Оплодотворение
Оплодотворение – слияние половых клеток женской и мужской. (от греч. syngamos—соединенный браком),
Что такое зигота? Словарик
Оплодотваренная яйцеклетка. Зигота (от греч.(греческий) zygotós — соединённый вместе)
Запись в тетради - зигота.
А теперь вспомним, где находится яйцеклетка? Где будет находиться зигота? Почему?
Продолжаем работу с карточкой №2
Из зиготы на женском гаметофите развивается коробочка со спорами на длинной ножке, покрытая заостренным колпачком. Эта коробочка и будет бесполым поколением мха или спорофитом.
Обращаемя к словарику
Слово Спорофит произошло от греческого «выращивающий споры»
Запись в тетради
Спорофит – бесполое поколение, не имеет половых клеток.
Спорофит у мхов развивается на женском гаметофите .слайд 10
Возвращаемся к карточке №1
С какими научными понятиями, мы сейчас еще познакомились?
Продолжаем работу с карточкой №2
В коробочке споры созревают, а затем рассеиваются с помощью ветра. Когда спора попадает во влажное место, она развивается сначала в ветвистую многоклеточную нить - протонему, или проросток. Оставшиеся на поверхности веточки протонемы становятся зелеными и фотосинтезирующими, а проникшие в грунт - бесцветными ризоидами. На зеленых частях протонемы формируются боковые почки, из которых развиваются листостебельные побеги – гаметофиты.
Итак, что прорастает из споры? слайд 11
Работаем со словариком
Запись в тетради – протонема
Протонема (от прото первый... и греч.(греческий) nema — нить)
О чем может нам с вами сказать зеленая нитчатая стадия в процессе размножения водорослей?
Что образуется из боковых почек протонемы? А что такое гаметофиты?
А теперь вновь к катрточку №1. Все ли понятия мы разобрали? Еще раз пользуясь тетрадью их повторим.
Попробуем теперь составить схему жизненного цикла мха
спора – протонема – гаметофит мужской- антеридии - спетозоидырма– оплодотворение – зиго слайд 12.13
Рефлексия
С чем мы сегодня познакомились на уроке. было ли вам интересно? Что интересно?. Кому было трудно? Что? Кто считает, что разобрался со всеми научными терминами7 Главное, что знание этих терминов в дальнейшем вам помогут изучить размножение и других растений.