«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разговор о правильном питании

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 3 класса

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска Алтайского края»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

для 3 класса








Составитель:

Асфаганова И.В.,

учитель начальных классов











2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 г, с изменениями);

  • Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Средняя образовательная школа № 15 города Новоалтайска Алтайского края»;

  • Образовательной программы,  разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.


Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • освоение детьми практических навыков рационального питания;

  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

  • информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).


ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» разработана для 3 класса. На изучение отводится 1 час в неделю – 34 часа в год.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применять на практике уже сегодня.

     Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

  Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ


Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.


ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.


МЕТОДЫ

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный 

  • Частично-поисковый – (творческие задания).

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия

  • Практические занятия

  • Конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов)

  • Совместная работа с родителями


ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Проверка усвоения программы проводится в форме

  • анкетирования;

  • тестирования;

  • выполнения творческих заданий.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде

  • выставок работ учащихся;

  • праздников;

  • игр;

  • викторин.

В том числе:

  • оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

  • оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Программа позволяет добиваться следующих результатов:


Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

  • представления о необходимом объеме двигательной активности, зарядке - как обязательном элементе режима дня;

  • представления о закаливании как одном из важных способов укрепления здоровья;

  • представления об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

  • навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы;

  • уважительное отношение к культуре собственного народа и других народов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы;

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

  • работать по предложенному учителем плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию.


Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

  • донести свою позицию до остальных участников практической деятельности:

  • оформлять свою мысль в устной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • слушать и понимать речь своих собеседников.


Предметные результаты


Обучающийся научится:

  • соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов;

  • различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к различным приемам пищи;

  • выделять полезные продукты и составлять рациональное меню;

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • соблюдать правила и основы рационального питания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • различать основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли, функциях этих веществ в организме.


К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:

  • понимать роль правильного питания для здоровья человека;

  • соблюдать правила питания;

  • выполнять санитарно-гигиенические требования питания;

  • соблюдать правила культуры поведения за столом;

  • составлять меню приёма пищи;

  • соблюдать режим питания.

К концу обучения в 3 классе обучающиеся получат возможность научиться:

  • правильно питаться;

  • отличать полезные продукты от вредных для здоровья;

  • соблюдать правила этикета за столом;

  • вести здоровый образ жизни.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Давайте познакомимся (2ч.)

Введение. Что мы уже знаем о правильном питании и здоровом образе жизни.

Из чего состоит наша пища (6 ч.)

Из чего состоит наша пища.

Как питательные вещества влияют на наш организм.

Практическая работа «Готовим себе завтрак».

Здоровье в порядке – спасибо зарядке (2 ч.)

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Закаляйся, если хочешь быть здоров ( 3 ч.)

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Оформление дневника здоровья.

Конкурс кулинаров.

Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи.

Игра.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом (4 ч.)

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Как правильно составить свой рацион питания.

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».

Где и как готовят пищу (6 ч.)

Где и как готовят пищу.

Экскурсия в школьную столовую.

Как правильно хранить продукты.

Как правильно накрыть на стол.

Как вести себя за столом.

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Блюда из зерна (5 ч.)

Блюда из зерна.

Путь от зерна к батону

Конкурс пословиц « Хлебушко – калачу дедушка».

Игра – конкурс «Хлебопеки»

Праздник «Хлеб – всему голова».

Каша – пища наша.

Оформление проекта « Хлеб - всему голова».

Молоко и молочные продукты (6 ч.)

Молоко и молочные продукты.

Пейте, дети, молоко будете здоровы!

Что можно приготовить из молока.

Молочные продукты –вкусно и полезно.

Оформление плаката «Молоко и молочные продукты».

Творческий отчёт «Мы – за здоровое питание».




Календарно – тематическое планирование для 3 класса

Тема

занятий

Кол – во

часов

Формы

внеурочной

деятельности

Описание

примерного содержания занятий

Дата

проведения

1,2

Давайте познакомимся Вводное занятие

2

Фронтальная работа

Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания


3

Из чего состоит наша пища

1

Фронтальная работа

Основные группы питательных веществ


4,5

Из чего состоит наша пища

2

Групповая работа.

Фронтальная работа 

Составление меню.

Конкурс кулинаров.


6-8

Что нужно есть в разное время года

3

Фронтальная работа

 Групповая работа

Индивидуальная работа 

Правила гигиены. Блюда национальной кухни. Оформление дневника здоровья.


9,

10

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

2

Индивидуальная работа 

Групповая работа.

Оформление дневника здоровья. Игра.


11-13

Закаляйся, если хочешь быть здоров

3

Индивидуальная

работа

 Групповая работа.

Составление меню для спортсменов

Выпуск стенгазеты

Конкурс кулинаров.


14-17

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

4

Фронтальная работа 

Групповая работа

Индивидуальная работа 

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Как правильно составить свой рацион питания.

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».



18-23

Где и как готовят пищу

6

Фронтальная работа 

Индивидуальная

работа

 Групповая работа

Где и как готовят пищу.

Экскурсия в школьную столовую.

Как правильно хранить продукты.

Как правильно накрыть на стол.

Как вести себя за столом.

Столовые приборы.

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.


24-28

Блюда из зерна

5

Фронтальная работа 

Индивидуальная

работа

 Групповая работа

Блюда из зерна.

Путь от зерна к батону

Конкурс пословиц « Хлебушко – калачу дедушка».

Игра – конкурс «Хлебопеки»

Праздник «Хлеб – всему голова».

Каша – пища наша.

Оформление проекта « Хлеб - всему голова».

Оформление дневника здоровья.




Молоко и молочные продукты

6

Фронтальная работа 

Индивидуальная

работа

 Групповая работа

Ассортимент молочных продуктов.

Роль молока в питании детей

Молочное меню

Люди каких профессий работают на ферме


29-34
































Описание материально – технического и учебно - методического обеспечения


Для осуществления образовательного процесса по Программе «Разговор о правильном питании» необходимы следующие принадлежности:

- компьютер, принтер, колонки, мультмедиапроектор;

- набор ЦОР по проектной технологии.

  1. Программа М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Разговор о правильном питании».

  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья./ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. Рабочая тетрадь. - М.:Nestle, 2016.

  5. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

  6. Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

  7. Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

  8. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

  9. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

  10. Электронные ресурсы сайта «Разговор о правильном питании». www.prav-pit.ru

  11. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее