Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 01.09.2017г. №100
_____________В.Н.Мирнов
Духовно-нравственное направление
в системе образования начальной школы
Программа внеурочной деятельности
«ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ»
во 2-Б классе
Количество часов в неделю – 0,5ч, за год 16 часов.
Учитель начальных классов: Язепова Наталья Николаевна
ст. Тацинская
2017-2018 учебный год
«Школа нравственности»
Пояснительная записка
Курс «Школа нравственности» реализует духовно-нравственные направления во внеурочной деятельности во 2 классе, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данной работы-формирования навыков общения и культуры их нравственных качеств,ориентация на общечеловеческие ценности. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, изучение основ православной культуры.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Место предмета «Школа нравственности» в общеобразовательной программе.
На реализацию программы отводится 0,5 час в неделю, всего 16 часов в год.
Содержание занятий предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого поведения и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введения в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:
1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельностиреализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.
5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».
Программа работы по духовно-нравственному воспитанию опирается на особенности контингента учащихся, их уровень познавательных интересов.
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Формы организации учебного процесса
Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. Занятие в начальных классах эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы.
Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует, главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача педагога состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Школа нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учениками социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Содержание программы.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
«Я среди людей»-4 ч
«Речевой этикет» - 4 ч
«Культура поведения»-5 ч
«На ступеньках храма» -6 ч
Воспитательные идеи программы:
старайся делать добро;
бойся обидеть человека;
люби и прощай людей;
поступай по отношению к другим так,как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе;
познай мир и себя;
не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Содержание, методические приемы | Основные виды деятельности уч-ся | Дата | УДД | |||||||
1 | Кто я и как выгляжу. Красота и радость в жизни людей.(учебное пособие Л.Шевченко.) «Православная культура» | 1 | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена | Обращать внимание на внешний вид, соблюдать правила гигиены. | 04.09 | Понимать значение знаний для человека | |||||||
2 | Что в нашем имени? | 1 | Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище».отношения по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. | Знать значение своего имени. Быть внимательными к окружающим. | 18.09 | Осуществлять поиск нужной информации, принимать и высказывать мнения
| |||||||
3
| Плохо одному. «Надо слушаться». | 1 | Необходимость человека в общении. Речь -важнейшее средство общения. Понятие «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа | Уметь правильно общаться с окружающими. Знать значение слова «благодарность», « друг», товарищ». | 02.10 | Строить осознанное речевое высказывание в устной форме о нравственности; формулировать ответы на вопросы; осуществлять поиск нужной информации Осуществлять поиск нужной информации, принимать и высказывать мнения Понимать значение знаний для человека | |||||||
| |||||||||||||
«Что такое благодарность?» Товарищи и друзья. |
| ||||||||||||
4 | Как завоевывать друзей. «Радость послушания. Дети Ноя.» Бескорыстие и дружба «Царица небесная» Верность слову. «Как пророки учили людей.» | 1 | Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Понятие «верность слову», «честь» | Соблюдать правила дружбы и товарищества. Дорожить дружбой, быть верными и бескорыстными. Знать значение слов «честь» и « верность слову». | 16.10 | Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей Выражать свои мысли, аргументировать Развивать доброжелательность и отзывчивость | |||||||
|
| ||||||||||||
5 | Речевой этикет. Что такое этика и этикет. «Красота человека. Как появилась первая икона». | 1 | Понятие «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношения человека к людям | Соблюдать этикет. | 13.11 | Развивать способность вступать в общение с целью быть понятым | |||||||
6 | Роль мимики, жестов и поз в общении. О вежливых словах и их применении. «Красота в православной культуре» | 1 | Понятия «мимики», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении. | Уметь общаться с помощью мимики . Использовать в речи вежливые слова.Знать правила этикета. | 27.11 | Задавать вопросы развивать способность вступать в общение с целью быть понятым Выражать свои мысли, аргументировать Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-ном обсуждении. | |||||||
|
|
| |||||||||||
7 | Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания. Ф.М.Достоевский «Божий дар» | 1
| Правила знакомства. Представления и обращения. Знакомство с правилами приветствия и прощания | Уметь правильно знакомиться, общаться при знакомстве. Уметь правильно знакомиться, общаться при знакомстве. | 11.12 | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Дополнять и расширять знания о нравственности | |||||||
|
| ||||||||||||
8 | Правила извинения и просьбы. «Христианские мученики» Правила благодарности и отказа. | 1
| Знакомство с правилами извинения и просьбы Знакомство с правилами благодарности и отказа. | Знать и использовать правила извинения и просьбы. Знать правила благодарности. | 25.12 | Строить осознанное речевое высказывание в устной форме о нравственности; формулировать ответы на вопросы; осуществлять поиск нужной информации Уметь структурировать знания; дополнять и расширять их | |||||||
| |||||||||||||
Культура поведения.5 ч | |||||||||||||
9 | Отношения к старшим. «Иоанн Креститель». Отношения к учителю. «Буквица славянская» | 1
| Семья, родители, родные. Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и страдания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в отношении с учителем. | Уважать и любить старших.Уметь проявлять заботу о ближних. Быть воспитанным по отношению к старшим.
| 22.01 |
Строить осознанное речевое высказывание в устной форме о нравственности; формулировать ответы на вопросы; Осуществлять поиск нужной информации уметь структурировать знания; дополнять и расширять их. Принимать и высказывать мнения. | |||||||
10 | Отношения к малышам. Как вести себя в школе, на переменах. | 1 | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к малышам. Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | Уметь заботиться и помогать младшим. Знать и соблюдать правила поведения в школе. | 05.02 | Уметь структурировать знания; дополнять и расширять их Высказывать мнения строить осознанное речевое высказывание в устной форме о нравственности; формулироватьответы на вопросы; осуществлять поиск нужной информации | |||||||
| |||||||||||||
11
| Правила поведения в столовой, за столом. Правила поведения с гостями, в гостях приглашение гостей. А.Блок. «Вербочки» | 1 | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра « Мы в столовой» Знакомство с правилами поведения в гостях. | Знать и соблюдать правила поведения в столовой. Соблюдать правила поведения в гостях. | 19.02 | Осуществлять поиск нужной информации. принимать и высказывать мнения
| |||||||
12 | Искусство делать подарки. «Светлый праздник Рождества». Как правильно разговаривать по телефону. | 1
| Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону». | Уметь выбирать и дарить подарки. Быть тактичным. | 05.03 | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков Знать основные нормы и ориентироваться на их выполнение
| |||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||
13 | Правила поведения в общественном транспорте.
| 1
| Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра « В автобусе» | Знать и соблюдать правила поведения в общественном транспорте. | 19.03 | Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
| |||||||
«На ступеньках храма» 3 ч | |||||||||||||
|
| 1 |
|
|
|
| |||||||
14 | Как вести себя в общественных местах. «Первые шаги в храме» Как вести себя в Храме. «Введение в Храм» |
| Проблемный вопрос: что такое « общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах, Храме. | Уметь вести себя в общественных местах. Соблюдать правила поведения в храме. | 16.04 | Знать основные нормы и ориентироваться на их выполнение
| |||||||
15 | Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее «Первая церковь» | 1 | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | Использовать правила поведения в кино и театре. Знать правила поведения в библиотеке.Выполнять ПДД. | 07.05 | Знать основные нормы и ориентироваться на их выполнение | |||||||
16 | Добро и зло в сказках. «Прославление Творца тварью. Животные как меньшие братья человека». | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках- победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | Уметь различать добрые и злые поступки.Вести диалог, обсуждение. | 21.05 | Строить осознанное речевое высказывание в устной форме о нравственности; формулировать ответы на вопросы; осуществлять поиск нужной информации |
Материально- техническое обеспечение.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Список использованной литературы: 1. Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга. 2. Азбука нравственности. Методические указания учителям/ Э. В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова. Журнал «Сельская школа» №1, 2002, стр. 51. 3. Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология», 2007. Электронная книга. 4. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29. 5. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991. 6. Российское гуманистическое общество. Журнал «Здравый смысл»http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm 7. Сайт журнала «Этическое воспитание» http://www.etika.narod.ru/liter.htm 8. В помощь психологу http://www.psiholognew.com/mlad016.html 9. Богусловская Н. Е. Веселый этикет.(учебное пособие по развитию коммуникабельных способностей ребенка) Екатеринбург: «Литур»,2002. 10. Волина В.В. Учимся играя. - М; «Просвещение»,1994. |
|
11. Учебное пособие Л. Шеченко
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
Начальных классов МБОУ ТСОШ №3
от 30.08.2017 года №1 от 31.08.2017года №1
______________ Зам. директора по УВР
Войнова Г.А.
___________Н.Ю.Сизова