«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разделительный мягкий знак (ь)

Конспект урока русский язык 2 класс Школа России на тему "Разделительный мягкий знак"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема урока: «Разделительный мягкий знак»


Цель: создать условия для успешного формирования у учащихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Предметные знания: правописание слов с разделительным мягким знаком.

Предметные умения: правильное написание слов с мягким знаком показателем мягкости и разделительным; объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

Метапредметные

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение работать в группе.

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать словарь; представить информацию в виде таблицы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать, классифицировать по признакам.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика; развитие мотивов учебной деятельности; нравственное воспитание.

Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технические средства обучения: мультимедиапроектор для показа презентации

Оборудование: карточки, магнитные карточки, таблицы, игрушка.

Сценарий урока

I . Организация начала урока. Создание психологического настроя.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.


II. Мотивация к учебной деятельности Слайд 1-2

1. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.

- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? (ь знак)

(ученик читает стихотворение) Слайд 3

Ученик: Он очень вежлив мягкий знак.

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

Учитель: - Со всеми мягкий знак разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.

- А вы хотели бы иметь такого друга?


2. Минутка чистописания.

Для вас ь придумал новое задание,
Здесь спряталось чистописание!

- Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, нам необходимо поработать в группах.

- Посчитайте количество букв и звуков в данных словах.

конь -4 б., 3 зв.

окуньки- 7б., 6 зв.

дверь- 5б., 4 зв.

письмо- 6 б., 5 зв.

вьюга- 5б., 5 зв.

-Что общего во всех этих словах ? ( Во всех словах есть мягкий знак)

-Какое слово лишнее? Почему? Слайд 4

-Какая буква будет главной в минутке чистописания?

-Вспомним правило посадки…(ученица читает стих)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

Запись на доске и в тетради: нь рь ль дь вь


3. Словарная работа (картинный словарь) Слайды 5-10

- На второй строчке мы запишем слова. Здесь представлены картинки, вам надо посмотреть и записать, что это.

Коньки, тетрадь, пальто, медведь, морковь, картофель.

Самопроверка. Слайд 11

- Что общего во всех этих словах ? ( Во всех словах есть мягкий знак )

- Какую функцию он выполняет? (дети объясняют) Слайд 12

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Что изображено на картинке? Слайд 13

-А на другой?

- Правильно ли я подписала картинки?(семя - семья) Слайд 14

-А знаем ли мы, зачем здесь нужен ь знак?


IV. Построение проекта выхода из затруднения Слайды 15-16

полёт стрижей польёт цветы

  1. Аналогично проводится работа по учебнику с.31 со словами полю грядки-полью грядки, солю капусту-солью воду


V. Реализация построенного проекта


  • Наблюдение над разделительным мягким знаком.

- Давайте с вами понаблюдаем, когда же пишется ь, исследуя слова:  льют, хлопья, ружьё, платье, воробьи.

Где пишется ь? Перед какими буквами? Для чего нужен ь в этих словах?

(Ь подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Игра «Отгадай загадку»

-Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу и очень любит придумывать разные задания.

- Отгадайте загадки: Слайды 17-26

1.Расцвели ромашки

Летом на Наташке.

На маленьком карманчике

Желтеют одуванчики. платье

2. На скамейке у ворот

Лена горько слёзыльёт

3.У метели есть подруга,
Звать подружку эту ... вьюга

4. Спереди - пятачок ,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка

А на ней щетинка. Кто это? свинья

5.Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. муравьи

- Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.

-Найдите в загадке и назовите слова с разделительным мягким знаком.


  1. Работа над правилом

- Откроем учебник на стр. 32 и прочитаем правило.


  1. Работа со схемой:

(Появляется схема)

Е

Ё

Ь Ю

Я

И

Физминутка.

-А на улице мороз,

Ну-ка, все взялись за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка, все взялись за уши!

Покрутили, повертели

Вот и ушки отогрели.

Головою покачали

Раз-два,раз-два!

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали!


- Продолжим играть дальше. Я называю слово с ь. Если вы считаете, что это разделительный ь – то приседаете, ели нет – прыгаете. Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья.

-Вот и погрелись…


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Уч. с. 32 упр. 53 (с комментированием)


VIII. Включение в систему знаний и повторение

  1. Знакомство со словарным словом обезьяна.

- Как вы думаете, а почему у нас на уроке появился этот зверёк?

обезьяна – 4 слога

Наступил год красной обезьяны.

2. Работа в парах (на партах конвертики с заданием, работа по вариантам)

- У вас на столах лежат домики.

-Для 1 варианта нужно выбрать и записать слова с мягким знаком - показателем мягкости, а для 2 варианта - слова с ь знаком разделительным.  Слайд 27

Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель. Слайд 28


IХ. Домашнее задание:

Всем выучить правило, Слайд 29

1 группа- упр.55

2 группа- записать 10 слов с разделительным ь знаком


Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Где пишется разделительный мягкий знак?

-Оцените свою работу, используя смайликов.

- Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими словами, чтобы в них был ь знак.

Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!! Слайд 30







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее