Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Растения, которые мы едим»
УМК: Л. В. Занкова
Место темы в тематическом планировании: Изучение нового материала.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: через организацию учебного сотрудничества расширить понятийную базу учащихся о растениях, которые мы едим.
Задачи:
Личностные: формирование мотивации к познанию окружающего мира, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
- готовность слушать и вести диалог;
- признавать существование различных точек зрения.
Познавательные:
- формировать умение перерабатывать полученную информацию;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
Предметные: Различать растения и части растений, которые человек использует в пищу.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс (авторы: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков)
компьютер, карточки для учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Учитель. Поговорим? Учитель. О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим? Ответьте на вопрос: Что это? На этом уроке мы узнаем много нового и интересного. Я желаю вам удачи – за работу!
| Дети. О чем? Дети. Поговорим. Нам будет интересно.
| Личностные: определять и проявлять правила этикета, выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: Нацеливать на успешную деятельность | ||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала | Учитель. Они бывают разные: -Мы продолжаем изучать растения. А о чём мы будем говорить сегодня, вы попробуете определить, посмотрев инсценировку. | Дети (хором). Растения.
| Регулятивные: контролировать свои действия и действия другого. | ||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока. - согласование темы и цели урока.
4.Формирование новых знаний
5. Введение новых знаний в систему имеющихся
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
| Учитель. Я предлагаю вам посмотреть инсценировку. Учитель. Вы узнали сказку? Что можете сказать? - Почему медведь обиделся на мужика? (мужик его обманул, не сказал, в каком растении, что употреблять в пищу) - А вы знаете, что мы едим в растениях? (Да. Не совсем.)
Теперь вы понимаете конец сказки: «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла»? (корешки у репы – сама репка, вершки у ржи, пшеницы, овса – колосок)
Учитель. Так о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ребята, а чему мы будем учиться на уроке?
А зачем мы изучаем эту тему?
Учитель. Вспомните, что обозначает этот условный знак? Открывать новые знания мы будем, работая в группах. На столе в конверте вы найдёте задания. Работайте по инструкции. I группа. 1.Рассмотрите картинки. Подумайте, какие части (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) мы едим у этих растений? 2.Заполните таблицу, наклеив картинки на большом листе в соответствующую строку. 3.Сделайте вывод о том, какие части растений человек употребляет в пищу. 4.Выберите одного выступающего, который расскажет об этом.
II группа. 1.Вспомните, что такое плод и корень. (Корень – это подземная часть растения, которая служит для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Плод – это то, что созревает из цветка и имеет семена). 2.Рассмотрите овощи и фрукты в вазе. Ответьте на вопрос: Чем отличается плод от корня? 3.Откройте в ноутбуке (или планшете) вкладку Словарь С.И. Ожегова. Найдите в нём значение слова «корнеплод». 4.Используя полученную информацию, разложите продукты на две группы, дайте название каждой группе (возле каждой тарелки положите одну табличку). 5.Выберите одного выступающего, который расскажет, что вы узнали, и что делали.
На доску табличку «корнеплод» и картинки: свёкла, морковь, редис, репа, редька.
III группа. 1.Рассмотрите гербарий культурных растений. 2.Ответьте на вопрос: Какую часть у этих растений человек употребляет в пищу? Как называются такие семена? 3.Прочитайте и запомните: «Просо, рожь, пшеница, овёс и другие растения, которые дают нам зерно, так и называются – зерновые или злаковые культуры». 4.Прочитайте текст «Виды круп», рассмотрите крупу в баночках и ответьте на вопрос: Какой злак идёт на производство этих круп. Поставьте табличку с названием злака в баночку с крупой, которая получается из этого злака. 5. Выберите одного выступающего, который расскажет, что вы узнали, и что делали.
- Каким образом их используют в пищу?
IV группа.
А что кроме каши можно приготовить из зерновых культур? 1.Откройте учебник с. 65-66, прочитайте текст. 2.Ответьте на вопросы: «Как раньше люди употребляли в пищу зерно? Как случайно древние люди научились печь хлеб? 3.Выберите одного выступающего, который расскажет, что вы узнали. 4.Расположите картинки по порядку описания текста. У вас получится картинный план. Итак, давайте вспомним, с чего мы начали, какие задачи поставили? Как вы думаете, мы выполнили эти задачи? Проверить, какие знания вы получили, нам поможет онлайн-тест. Откройте планшеты, найдите тест.
Тест «Растения, которые мы едим»
Я узнал… Я удивился… Я вспомнил… Я задумался… Я хочу узнать…
Спасибо за урок.
Ответить на вопросы стр.64, 65
| Дети Инсценирование.
Дети. Это русская народная сказка “Мужик и медведь”. – В сказке старик обманул медведя. Дети: Какие части растений можно употреблять в пищу. Растения, которые мы едим. Различать растения и части растений, которые человек использует в пищу.
Чтобы знать, какие растения можно есть, а какие нельзя. Какие части растения человек использует.
Дети: Учим друг друга.
(Капуста, помидор, репа, салат, укроп, вишня, груша, петрушка) Дети. Мы узнали, что корень - подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ; плод - то, что созревает из цветка и имеет семена. Человек употребляет в пищу плоды: яблоко, грушу, помидор, огурец, малину, смородину и др. Корнеплоды – это сильно разросшиеся съедобные корни культурных растений, например, моркови, репы, свёклы. Поэтому мы разделили эти продукты на 2 группы: плоды и корнеплоды.
Определите – какой злак идёт на производство круп:
Варят кашу
Хлеб.
Рассказывают об открытии: как люди научились печь хлеб.
- Я узнал, чем отличается корень от плода - Теперь я буду знать, что такое корнеплод - Я вспомнил части растений - Я удивился, что из пшеницы делают манную крупу - Я задумался. Люди выбрасывают много хлеба Я хочу узнать… |
Регулятивные: постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и групповой. Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать свое предположение.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение; осуществлять контроль
Познавательные Формирование умение сотрудничать для достижения поставленной цели; Построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные Готовность слушать и вести диалог; Проявление интереса и терпения при выполнении задания
Познавательные Формировать умение выполнения учебной деятельности Согласовывать позиции и находить общее решение Умение учиться самостоятельности и сотрудничеству
Личностные Формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового общения
|