«Зимний фестиваль знаний 2025»

Растения, которые мы едим

Урок окружающего мира во 2 классе, развивающая система Л.В. Занкова (учебник "Окружающий мир", авторы Н.Я Дмитриева, А. Н. Казакоа). Урок первичного предъявления новых знаний. Цель: через организацию учебного сотрудничества расширить понятийную базу учащихся о растениях, которые мы едим. Учащиеся учатся различать растения и их части, которые человек использует в пищу. Ребята работают в группах. Итогом работы является таблица.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Растения, которые мы едим»

УМК: Л. В. Занкова

Место темы в тематическом планировании: Изучение нового материала.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.


Цель урока: через организацию учебного сотрудничества расширить понятийную базу учащихся о растениях, которые мы едим.

Задачи:

Личностные: формирование мотивации к познанию окружающего мира, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

- готовность слушать и вести диалог;

- признавать существование различных точек зрения.

Познавательные:

- формировать умение перерабатывать полученную информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой  жизненный опыт;

Предметные: Различать растения и части растений, которые человек использует в пищу.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс (авторы: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков)

компьютер, карточки для учащихся.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель. Поговорим?

Учитель. О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

Ответьте на вопрос: Что это?

На этом уроке мы узнаем много нового и интересного.

Я желаю вам удачи – за работу!


Дети. О чем?

Дети. ПоговоримНам будет интересно.


Личностные: определять и проявлять правила этикета, выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: Нацеливать на успешную деятельность

2.Актуализация знаний

Цель: актуализировать

учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала

Учитель.

Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют,
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творения,
Зовем мы их …

-Мы продолжаем изучать растения. А о чём мы будем говорить сегодня, вы попробуете определить, посмотрев инсценировку.

Дети (хором). Растения.


Регулятивные:

контролировать свои действия и действия другого.
































3.Постановка учебной задачи

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока.

- согласование темы и цели урока.




4.Формирование новых знаний












































































































5. Введение новых знаний в систему имеющихся






















6. Рефлексия.

















7. Домашнее задание.




































Учитель. Я предлагаю вам посмотреть инсценировку.

Учитель. Вы узнали сказку? Что можете сказать?

- Почему медведь обиделся на мужика? (мужик его обманул, не сказал, в каком растении, что употреблять в пищу)

- А вы знаете, что мы едим в растениях? (Да. Не совсем.)



Теперь вы понимаете конец сказки: «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла»? (корешки у репы – сама репка, вершки у ржи, пшеницы, овса – колосок)



Учитель. Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ребята, а чему мы будем учиться на уроке?




А зачем мы изучаем эту тему?





Учитель. Вспомните, что обозначает этот условный знак? Открывать новые знания мы будем, работая в группах. На столе в конверте вы найдёте задания. Работайте по инструкции.

I группа.

1.Рассмотрите картинки. Подумайте, какие части (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) мы едим у этих растений?

2.Заполните таблицу, наклеив картинки на большом листе в соответствующую строку.

3.Сделайте вывод о том, какие части растений человек употребляет в пищу.

4.Выберите одного выступающего, который расскажет об этом.






















II группа.

1.Вспомните, что такое плод и корень. (Кореньэто подземная часть растения, которая служит для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Плод – это то, что созревает из цветка и имеет семена).

2.Рассмотрите овощи и фрукты в вазе. Ответьте на вопрос: Чем отличается плод от корня?

3.Откройте в ноутбуке (или планшете) вкладку Словарь С.И. Ожегова. Найдите в нём значение слова «корнеплод».

4.Используя полученную информацию, разложите продукты на две группы, дайте название каждой группе (возле каждой тарелки положите одну табличку).

5.Выберите одного выступающего, который расскажет, что вы узнали, и что делали.



На доску табличку «корнеплод» и картинки: свёкла, морковь, редис, репа, редька.



III группа.

1.Рассмотрите гербарий культурных растений.

2.Ответьте на вопрос: Какую часть у этих растений человек употребляет в пищу? Как называются такие семена?

3.Прочитайте и запомните: «Просо, рожь, пшеница, овёс и другие растения, которые дают нам зерно, так и называются – зерновые или злаковые культуры».

4.Прочитайте текст «Виды круп», рассмотрите крупу в баночках и ответьте на вопрос: Какой злак идёт на производство этих круп. Поставьте табличку с названием злака в баночку с крупой, которая получается из этого злака.

5. Выберите одного выступающего, который расскажет, что вы узнали, и что делали.


- Каким образом их используют в пищу?



IV группа.


А что кроме каши можно приготовить из зерновых культур?

1.Откройте учебник с. 65-66, прочитайте текст.

2.Ответьте на вопросы: «Как раньше люди употребляли в пищу зерно? Как случайно древние люди научились печь хлеб?

3.Выберите одного выступающего, который расскажет, что вы узнали.

4.Расположите картинки по порядку описания текста. У вас получится картинный план.

Итак, давайте вспомним, с чего мы начали, какие задачи поставили? Как вы думаете, мы выполнили эти задачи?

Проверить, какие знания вы получили, нам поможет онлайн-тест.

Откройте планшеты, найдите тест.



Тест «Растения, которые мы едим»

  1. Назови части растений

  • Корень

  • Стебель

  • Листья

  • Крона

  • Плод

  • Цветок

  • Семена

  1. В какой части растения находятся семена

  • В корне

  • в плодах

  • в стебле

  1. Назови корнеплоды

  • Картофель

  • Свёкла

  • Яблоко

  • Репа

  • Вишня

  • Морковь

  1. Какая съедобная часть растения является фруктами

  • Стебель

  • Плод

  • Корень

  1. Назови зерновые культуры

  • Рожь

  • Укроп

  • Пшеница

  • Рис

  • Виноград



Я узнал…

Я удивился…

Я вспомнил…

Я задумался…

Я хочу узнать…



Спасибо за урок.





Ответить на вопросы стр.64, 65







Дети

Инсценирование.



Дети. Это русская народная сказка “Мужик и медведь”.

– В сказке старик обманул медведя.
– Медведю достались невкусные части растений.
– Медведь не знал, какие части растений можно употреблять в пищу, а какие нет.

Дети: Какие части растений можно употреблять в пищу.

Растения, которые мы едим.

Различать растения и части растений, которые человек использует в пищу.


Чтобы знать, какие растения можно есть, а какие нельзя.

Какие части растения человек использует.








Дети: Учим друг друга.













Часть растения

Растения, которые мы едим

корень


стебель


лист


цветок


плод


семена


(Капуста, помидор, репа, салат, укроп, вишня, груша, петрушка)



























Дети. Мы узнали, что корень - подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ; плод - то, что созревает из цветка и имеет семена.

Человек употребляет в пищу плоды: яблоко, грушу, помидор, огурец, малину, смородину и др. Корнеплоды – это сильно разросшиеся съедобные корни культурных растений, например, моркови, репы, свёклы.

Поэтому мы разделили эти продукты на 2 группы: плоды и корнеплоды.






Определите – какой злак идёт на производство круп:

Злак

Крупа

Пшеница

Пшено

Гречиха

Просо

Овёс

Рис

Ячмень

Перловая

Манная

Рисовая

Гречневая

Овсяная

Ячневая

Пшеничная













Варят кашу







Хлеб.



Рассказывают об открытии: как люди научились печь хлеб.












































- Я узнал, чем отличается корень от плода

- Теперь я буду знать, что такое корнеплод

- Я вспомнил части растений

- Я удивился, что из пшеницы делают манную крупу

- Я задумался. Люди выбрасывают много хлеба

Я хочу узнать…
































Регулятивные:

постановка и формулирование

цели предстоящей учебной

деятельности –

индивидуальной и

групповой.

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать свое предположение.



Коммуникативные:

строить продуктивное

взаимодействие со

сверстниками и

взрослыми в процессе

коллективной

деятельности;

корректировать

поведение; осуществлять контроль


Познавательные

Формирование умение сотрудничать для достижения поставленной цели;

Построение логической цепи рассуждения



Коммуникативные

Готовность слушать и вести диалог;

Проявление интереса и терпения при выполнении задания















































































Познавательные

Формировать умение выполнения учебной деятельности

Согласовывать позиции и находить общее решение

Умение учиться самостоятельности и сотрудничеству




















Личностные

Формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового общения





















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее