Работа над газетным материалом в 10-11 классах на уроках английского языка.
На мой взгдляд, работа над газетным материалом в 10-11 классах служат часто основой, мотивом для создания проекта. Я предлагаю учащимся 10-11 класса сборник, составленный В. М. Пронькиной преподавателем факультета иностранных языков нашего пединститута, который является хорошим подспорьем для чтения, обсуждения различных актуальных тем с учащимися, в дальнейшем создания своего проекта. Данный сборник содержит газетные статьи по различным темам , которые мы изучаем на старшем этапе. Так, при прохождении темы «Высокотехнологичная жизнь», я дополнительно включала газетную статью Stay connected: anywhere, all the time; или Cleaning Moscow's Air. Will a new law help to solve ecological problems of the city? при изучении темы «Экология»; кроме того, учащимся было интересно прочитать о ЕГЭ на английском языке Students Get Mixed Scores in New Standardized Test, узнать новую лексику и мнение автора по этой теме; при изучении тем «Книги», «Средства массовой информации» или «Путешествия» я намеренно включала статьи A Book or Not a Book?, Mass Media in Russia, Hitchhiking in Europe. В будущем, планирую продолжить данную работу, так как уверена, что темы, включенные в сборник затрагивают интересы и эмоциональную сторону учащихся: новизна и актуальность статей, лексика современного английского языка, подача материала от лица самого автора и т.д. Кроме того, задания после статей составлены автором сборника методически грамотно. Выполняя их, ученик практикует, тренирует себя в новых лексических и грамматических структурах, что приводит к более совершенному владению языком, расширению словарного запаса. После отработки всех заданий по статье, я включаю в итоговый контроль по изученной статье одно задание творческого характера: вырази мнение за или против.
Хочется отметить, что выход данного сборника помогает учителю не бродить по Интернету в поисках подходящего газетного материала, а непосредственно использовать в своей работе, экономя время для приготовления к уроку.
Уроки-проекты с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Аутентичный материал Интернета языковой, культуроведческий, страноведческий - неоценимая основа практики языка. Мною собраны достаточно много Интернет –ресурсов по темам, особенно полезны ресурсы Британского Совета. Кроме того, уделяю большое внимание практике письменной речи. Составляем свои высказывания по разным темам, пишем письма разного характера зарубежным друзьям, делаем переводы английских стихотворений, заполняем анкеты, поздравительные открытки к праздникам, и т.д. Этот подход позволяет тренировать письменную часть в создании проектов, не забывая и о воспитательльной стороне обучения.
Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик. Во всем нужна мера.
Пользуясь предоставленной мне возможностью хотелось бы поближе познакомить вас с уроком -проектом в 10 классе «Счастлив ли ты в школе?», который я проводила на районном семинаре.
Группы учащихся выбрали названия проектов, по интересующим их вопросам: проект –экскурсия Welcome to our school, пресс-проект Our school is the best, радио-проект School Life.
Участники проектов определили цели и задачи, наметили способы решения проблемы проекта, распределили роли и позиции членов группы в соответствии с их способностями, возможностями и желанием.
Следующий шаг – это организация деятельности проектантов. Как показывает опыт, у учащихся зачастую возникают трудности на этом важном этапе, от которого зависит вся дальнейшая работа и ее исход. Без помощи учителя здесь не обойтись. От него требуется глубокое понимание психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся, чтобы помощь и руководство учителя были ненавязчивыми, но действенными. Исходя из поставленных целей и задач, учащиеся разрабатывали план деятельности группы, обсуждали пути и способы реализации их проекта, что они хотели получить в результате и как сделать, чтобы их продукт был бы полезен кому-то в обществе.
Главное, что все участники проектов работали увлеченно, заинтересованно, каждый старался хорошо справиться со своей ролью в проекте. В качестве примера опишу эпизод по сбору информации в группе, работающей над пресс-проектом “our school is the best”. Учащиеся не просто отбирали нужную информацию у директора, завуча, из газет, и других источников, они провели социологическое исследование среди подростков в школе и за ее пределами. Вопросы интервью:
The first question was: Do you like you school? As you can see a lot of pupils like their school.
The second question was: What do you like best of all in school? The results are as follows: Communicating with friends plays a great role in school life.
The third question: What is your favourite subject? According to questionnaire , the most popular subject is History.
The last question: Do you like your school uniform? A number of pupils aren’t satisfired with their uniform.
To sum up, many boys and girls like their school and feel at home with their classmates.
После сбора данных они приступили к обработке материалов, переводу проекта на английский язык, оформлению и дизайну презентации. Роль учителя на данном этапе – проверить грамотность оформления текстов в лексико-грамматическом отношении. Практико – ориентированным результатом работы над проектом явилось создание БУКЛЕТА -справочника с адресом и телефоном школы. Это получился удачный вариант о школе, буклет был переведен на русский язык, издан в типографии местной газеты «Знамя» для ознакомления со школой будущих первоклассников и их родителей.
Налицо воспитательный результат использования проектирования.
Таким образом, работа над проектом проводится на разных этапах обучения иностранным языкам и является эффективным средством развития и воспитания школьников. Лучшие проекты были представлены на итоговом мероприятии недели иностранных языков, стендовые и мультимедийные презентации. Подведение итогов – очень важный момент, именно он дает ощущение законченности большой работы. Конечно, очень важен продукт проектной деятельности, но еще более важен ход мыслительной деятельности детей, поиск путей и способов решения проблемы, качество собранной информации, приобретенные в ходе работы знания и умения, сотрудничество и умение работать в группе, ощущение значимости личного участия. В ходе работы над проектом учитель приучает учащихся к самоанализу и рефлексии в конце каждого шага:
насколько важно было твое участие в проекте?
что тебе удалось сделать на этом этапе, что не получилось, причины?
чему научился сам и чему можешь научить других?
Такие вопросы заставляют детей быть ответственными, осознавать важность своей позиции в группе, добиваться решения поставленных задач.
На мой взгляд, проектирование как вид деятельности и как метод групповой работы, является наиболее действенным в достижении ряда задач: обучение, развитие, воспитание.