Новые подходы к изучению слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе
Как показывают наблюдения, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают много ошибок при написании слов с непроверяемым написанием.(слайд 2)
Именно поэтому особую актуальность сегодня приобретает поиск и использование действительно эффективной методики обучения правописанию слов с непроверяемым написанием ( слайд 3)
Традиционно в словарно-орфографической работе на уроке русского языка в начальных классах выделяют 4 этапа. (слайд 4)
Очень важным компонентом словарной работы является представление нового слова.
Представить новое слово из «Словарика» можно с помощью различных упражнений:(слайд 5)
Эти упражнения используются для увеличения учебной инициативы и повышения интеллектуальной активности детей. У школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь .
Далее учащиеся, узнав, с каким словом будут работать на уроке, выясняют его лексическое значение. При незнании значения слова справляются в словаре.
Некоторые авторы (Валентина Павловна Канакина, Ирина Викторовна .Пронина и др.) необходимой составной частью работы над «трудными» словами считают также осуществление его этимологического анализа. (слайд 6 )
Этот вид анализа обеспечивает осознанное понимание значения слов , как следствие, избавляет в дальнейшем от большого количества ошибок .
На третьем этапе усвоения нового слова ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Далее школьники записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Трудную орфограмму словарного слова следует связать с ярким ассоциативным образом,(слайд 7) который затем вспоминается детьми при написании данного словарного слова и помогает правильно написать орфограмму. Для букв, вызывающих трудность при написании, учащиеся выполняют рисунки. При этом рисунок обязательно должен соответствовать смыслу слова .(слайд 8)
На четвёртом этапе происходит закрепление умения правильного написания нового слова. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные слова и с любым из однокоренных слов составляют своё предложение (слайд 9).
Другие методисты для закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры по типу лото, кроссворды, ребусы, шуточные вопросы, загадки (слайд 10) .
Важно помнить, что работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке. Слова с непроверяемыми написаниями много раз вводятся в упражнения в связи с различными темами и повторяются в упражнениях последующих уроков (слайд 11-12) .
Таким образом, только использование разнообразных методов,(слайд13) приёмов, форм и средств обучения повышает интерес школьников к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, способствует его быстрому и прочному усвоению, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми орфограммами. (слайд 14)