«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7 классе МБОУ ООШ №2

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7 классе МБОУ ООШ №2

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка к рабочей программе занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас»в 7 классе.


Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физикавокругнас»предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7 классе МБОУ ООШ №2 п. Коксовый, Белокалитвинский район, Ростовской области и разработана в соответствии с нормативными документами.


Информационно – методическое обеспечение рабочей программы.

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).

  3. Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.;

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).

  2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

  3. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

  4. Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.

  5. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227

  7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

  8. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/

  9. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//

  1. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).


Место курса в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования.Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» способствует общеинтеллектуальномунаправлению развитию личности обучающихся 7 класса.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7 классе рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю). В 7 классе учитывая праздничные дни, за год будет дано -34 часа.

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.


Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности

Цели курса:

Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» для учащихся 7 классов являются:

  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;

  • формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.

  • воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;

  • реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.

  • в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;

  • показать использование знаний в практике, в жизни;

  • раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;

  • раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.


Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.


Задачи курса.

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

  • формирование представления о научном методе познания;

  • развитие интереса к исследовательской деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

  • формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.

  • совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;

  • включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;

  • выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;

  • развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.


Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся

Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.


Планируемые результаты.

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.

Личностными результатами обученияпрограммы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:


  1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

  2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;

  3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.



Способы оценки уровня достижения обучающихся.

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады.Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации различных форм деятельности.Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри школы.

Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся.Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.





Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).


Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Формы организации

Виды деятельности

1.

Первоначальные сведения о строении вещества

Теория:

Цена деления измерительного прибора. Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов. История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.Диффузия.Как измерить молекулу.Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы.Плотность вещества. Масса тела.

Практика, эксперимент:

Практическая работа №1 «Изготовление моделей молекул».

Экспериментальная работа №1 «Измерение толщины листа бумаги».

Экспериментальная работа №2 «Измерение плотности куска сахара».

Решение задач.

«Определение цены деления различных приборов». «Плотность вещества».


индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

2.

Взаимодействие тел

Теория:

История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ.Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел.Скорость при равномерном и неравномерном движении тел. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.Невесомость.К.Э. Циолковский.Трение в природе и технике. Трение покоя.


Практика, эксперимент:

Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?».

Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

Решение задач.«Скорость при равномерном и неравномерном движении тел».«Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел».


индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

3.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Теория:

Давление твердых тел.Сообщающиеся сосуды. Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Практика, эксперимент:

Практическая работа №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе». Экспериментальная работа №3 «Изучение условий плавания тел».

Решение задач.

«Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел».


индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

4.

Работа и мощность. Энергия

Теория:

Простые механизмы. Сильнее самого себя.Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку Пневматические машины и инструменты. Коэффициент полезного действия. Энергия движущейся воды и ветра. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно Гидравлические и ветряные двигатели.

Решение задач.

«Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок». «Условие равновесия рычага» тему «Работа. Мощность».


индивидуальная и групповая работа обучающихся, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

5.

Заключительное занятие.


Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.







  1. Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Сроки прохождения темы

Практические и экспериментальные занятия

1

Первоначальные сведения о строении вещества

8

01.09-24.10

Практическая работа №1 - 19.09.

Экспериментальная работа №1- 26.09.

Экспериментальная работа №2 - 24.10.

2.

Взаимодействие тел

8

07.11-26.12

Практическая работа №2 – 21.11.

Практическая работа №3 – 19. 12.

3.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

10

16.01-20.03.

Практическая работа №4 - 21.01.

Экспериментальная работа №3 – 13.03.

4.

Работа и мощность. Энергия

7

03.04-22.05


5.

Заключительное занятие

1

29.05



Итого:

34








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.КЛАСС: 7

Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа

Дата

Количество часов

Наименование тем занятий

По плану

По факту

  1. 1.

05.09.

05.09.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Решение задач по теме «Определение цены деления различных приборов»

  1. 2.

12.09.

12.09.

1

Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов.

19.09.

19.09.

1

Практическая работа №1 «Изготовление моделей молекул».

26.09.

26.09.

1

Экспериментальная работа №1 «Измерение толщины листа бумаги».

03.10.

03.10.

1

Изучение и объяснение броуновского движения. Диффузия. Решение экспериментальных задач.

10.10.

10.10.

1

Рычажные весы. Единицы массы.

17.10.

17.10.

1

Решение задач на тему «Плотность вещества».

24.10.

24.10.

1

Экспериментальная работа №2 «Измерение плотности куска сахара».

07.11.

07.11.

1

История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ.

14.11.

14.11.

1

Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел.

21.11.

21.11.

1

Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?»

28.11.

28.11.

1

Решение задач на тему «Скорость при равномерном и неравномерном движении тел».

05.12.

05.12.

1

Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

12.12.

12.12.

1

Невесомость.

19.12.

19.12.

1

Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

26.12.

26.12.

1

Трение в природе и технике. Трение покоя

16.01

16.01

1

Давление твердых тел.

23.01.

23.01.

1

Практическая работа №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе»

30.01

30.01

1

Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле.

06.02.

06.02.

1

Решение качественных задач на тему «Сообщающиеся сосуды»

13.02.

13.02.

1

Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана.

20.02.

20.02.

1

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.

27.02.

27.02.

1

Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.

06.03.

06.03.

1

Решение качественных задач на тему «Плавание тел»

13.03

13.03

1

Экспериментальная работа №3 «Изучение условий плавания тел».

20.03.

20.03.

1

Воздухоплавание.

03.04.

03.04.

1

Простые механизмы. Сильнее самого себя.

10.04.

10.04.

1

Решение качественных задач на тему «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок»

17.04.

17.04.

1

Решение задач на тему «Условие равновесия рычага»

24.04.

24.04.

1

Пневматические машины и инструменты

08.05.

08.05.

1

Решение задач на тему «Работа. Мощность»

15.05.

15.05.

1

Коэффициент полезного действия.

22.05.

22.05.

1

Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели

29.05.

29.05.

1

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.


































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее