Пояснительная записка к рабочей программе занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас»в 7 классе.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физикавокругнас»предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7 классе МБОУ ООШ №2 п. Коксовый, Белокалитвинский район, Ростовской области и разработана в соответствии с нормативными документами.
Информационно – методическое обеспечение рабочей программы.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//
Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования.Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» способствует общеинтеллектуальномунаправлению развитию личности обучающихся 7 класса.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7 классе рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю). В 7 классе – учитывая праздничные дни, за год будет дано -34 часа.
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности
Цели курса:
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» для учащихся 7 классов являются:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;
формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.
в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.
Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Задачи курса.
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.
Планируемые результаты.
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.
Личностными результатами обученияпрограммы внеурочной деятельности в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Способы оценки уровня достижения обучающихся.
Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады.Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации различных форм деятельности.Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри школы.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся.Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
№ | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Формы организации | Виды деятельности |
1. | Первоначальные сведения о строении вещества | Теория: Цена деления измерительного прибора. Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов. История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.Диффузия.Как измерить молекулу.Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы.Плотность вещества. Масса тела. Практика, эксперимент: Практическая работа №1 «Изготовление моделей молекул». Экспериментальная работа №1 «Измерение толщины листа бумаги». Экспериментальная работа №2 «Измерение плотности куска сахара». Решение задач. «Определение цены деления различных приборов». «Плотность вещества».
| индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
2. | Взаимодействие тел | Теория: История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ.Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел.Скорость при равномерном и неравномерном движении тел. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.Невесомость.К.Э. Циолковский.Трение в природе и технике. Трение покоя.
Практика, эксперимент: Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?». Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Решение задач.«Скорость при равномерном и неравномерном движении тел».«Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел». | индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
3. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | Теория: Давление твердых тел.Сообщающиеся сосуды. Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.Условия плавания тел. Воздухоплавание. Практика, эксперимент: Практическая работа №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе». Экспериментальная работа №3 «Изучение условий плавания тел». Решение задач. «Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел».
| индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
4. | Работа и мощность. Энергия | Теория: Простые механизмы. Сильнее самого себя.Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку Пневматические машины и инструменты. Коэффициент полезного действия. Энергия движущейся воды и ветра. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно Гидравлические и ветряные двигатели. Решение задач. «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок». «Условие равновесия рычага» тему «Работа. Мощность».
| индивидуальная и групповая работа обучающихся, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
5. | Заключительное занятие.
| Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
|
|
|
Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Сроки прохождения темы | Практические и экспериментальные занятия |
1 | Первоначальные сведения о строении вещества | 8 | 01.09-24.10 | Практическая работа №1 - 19.09. Экспериментальная работа №1- 26.09. Экспериментальная работа №2 - 24.10. |
2. | Взаимодействие тел | 8 | 07.11-26.12 | Практическая работа №2 – 21.11. Практическая работа №3 – 19. 12. |
3. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 10 | 16.01-20.03. | Практическая работа №4 - 21.01. Экспериментальная работа №3 – 13.03. |
4. | Работа и мощность. Энергия | 7 | 03.04-22.05 |
|
5. | Заключительное занятие | 1 | 29.05 |
|
| Итого: | 34 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.КЛАСС: 7
Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа
№ | Дата | Количество часов | Наименование тем занятий | |||
По плану | По факту | |||||
| 05.09. | 05.09. | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Решение задач по теме «Определение цены деления различных приборов» | ||
| 12.09. | 12.09. | 1 | Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов. | ||
| 19.09. | 19.09. | 1 | Практическая работа №1 «Изготовление моделей молекул». | ||
| 26.09. | 26.09. | 1 | Экспериментальная работа №1 «Измерение толщины листа бумаги». | ||
| 03.10. | 03.10. | 1 | Изучение и объяснение броуновского движения. Диффузия. Решение экспериментальных задач. | ||
| 10.10. | 10.10. | 1 | Рычажные весы. Единицы массы. | ||
| 17.10. | 17.10. | 1 | Решение задач на тему «Плотность вещества». | ||
| 24.10. | 24.10. | 1 | Экспериментальная работа №2 «Измерение плотности куска сахара». | ||
| 07.11. | 07.11. | 1 | История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ. | ||
| 14.11. | 14.11. | 1 | Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел. | ||
| 21.11. | 21.11. | 1 | Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?» | ||
| 28.11. | 28.11. | 1 | Решение задач на тему «Скорость при равномерном и неравномерном движении тел». | ||
| 05.12. | 05.12. | 1 | Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | ||
| 12.12. | 12.12. | 1 | Невесомость. | ||
| 19.12. | 19.12. | 1 | Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». | ||
| 26.12. | 26.12. | 1 | Трение в природе и технике. Трение покоя | ||
| 16.01 | 16.01 | 1 | Давление твердых тел. | ||
| 23.01. | 23.01. | 1 | Практическая работа №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе» | ||
| 30.01 | 30.01 | 1 | Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле. | ||
| 06.02. | 06.02. | 1 | Решение качественных задач на тему «Сообщающиеся сосуды» | ||
| 13.02. | 13.02. | 1 | Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана. | ||
| 20.02. | 20.02. | 1 | Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. | ||
| 27.02. | 27.02. | 1 | Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел. | ||
| 06.03. | 06.03. | 1 | Решение качественных задач на тему «Плавание тел» | ||
| 13.03 | 13.03 | 1 | Экспериментальная работа №3 «Изучение условий плавания тел». | ||
| 20.03. | 20.03. | 1 | Воздухоплавание. | ||
| 03.04. | 03.04. | 1 | Простые механизмы. Сильнее самого себя. | ||
| 10.04. | 10.04. | 1 | Решение качественных задач на тему «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок» | ||
| 17.04. | 17.04. | 1 | Решение задач на тему «Условие равновесия рычага» | ||
| 24.04. | 24.04. | 1 | Пневматические машины и инструменты | ||
| 08.05. | 08.05. | 1 | Решение задач на тему «Работа. Мощность» | ||
| 15.05. | 15.05. | 1 | Коэффициент полезного действия. | ||
| 22.05. | 22.05. | 1 | Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели | ||
| 29.05. | 29.05. | 1 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. |