«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 классе МБОУ ООШ №2

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 классе МБОУ ООШ №2

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка к рабочей программе занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» в 8 классе.


Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 классе МБОУ ООШ №2 п. Коксовый, Белокалитвинский район, Ростовской области и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).

  3. Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.


Информационно – методическое обеспечение рабочей программы;

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).

  2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

  3. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

  4. Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.

  5. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227

  7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

  8. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/

  9. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//

  1. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).


Место курса в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» способствует обще интеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 8 класса.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю). В 8 классе учитывая праздничные дни, за год будет дано - 34 часа.

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по обще интеллектуальному направлению внеурочной деятельности

Цели курса:

Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов являются:

  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;

  • формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.

  • воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;

  • реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.

  • в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;

  • показать использование знаний в практике, в жизни;

  • раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;

  • раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.


Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.


Задачи курса.

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

  • формирование представления о научном методе познания;

  • развитие интереса к исследовательской деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

  • формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.

  • совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;

  • включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;

  • выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;

  • развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.


Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся

Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.


Планируемые результаты.

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.

Личностными результатами обучения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:


  1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

  2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;

  3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.



Способы оценки уровня достижения обучающихся.

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады. Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации различных форм деятельности. Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри школы.

Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.





Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).


Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Формы организации

Виды деятельности

1.

Тепловые явления


Теория:

Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение. Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры. Способы передачи тепла. Количество теплоты. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание. Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы. Тепловые двигатели в жизни и в быту.

Практика, эксперимент:

Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Практическая работа № 2: «Изучение выветривания воды с течением времени».

Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел».

Решение задач.

«Способы изменения внутренней энергии».

индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

2.

Электрические явления ( часов)


Теория:

История электричества. Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических тел.Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Полупроводники. Электрическая цепь и ее составные части. Закон Ома. Реостаты. Удельное сопротивление. Виды соединения проводников. Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы. Нагревание проводников. Короткое замыкание. Конденсаторы. Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы

Практика, эксперимент:

Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».

Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа».

Решение задач;

«Электрическая цепь и ее составные части». «Закон Ома». «Параллельное и последовательное соединение проводников».

индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

3.

Электромагнитные явления ( часов)


Теория:

Магнитное поле Земли и других планет. Магнитные линии постоянного магнита. Компас и его принцип действия. Электромагниты и их практическое применение.

Практика, эксперимент:

Практическая работа № 5 «Изучение магнитных линий постоянного магнита».


индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

4.

Световые явления (8 часов)


Теория:

Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот. Спектр. Линзы. Очки. Оптические приборы и их применение.

Практика, эксперимент:

Практическая работа №6 «Получение радуги»

Решение задач.

«Линзы»


индивидуальная и групповая работа обучающихся, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

5.

Заключительное занятие.


Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.







  1. Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Сроки прохождения темы

Практические и экспериментальные занятия

1

Тепловые явления

12

01.09-28.11.

Практическая работа №1 - 19.09. Практическая работа №2 -14.11.

Экспериментальная работа №1- 24.10.

2.

Электрические явления.


13

05.12-13.03.

Практическая работа №3 – 12.12

Практическая работа №4 – 19. 12.

3.

Электромагнитные явления.

3

20.03.-10.04

Практическая работа № 5 -03.04.

4.

Световые явления

5

17.04.-22.05

Практическая работа №6 -08.05.

5.

Заключительное занятие

1

29.05



Итого:

34








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. КЛАСС: 8

Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа

Дата

Количество часов

Наименование тем занятий

По плану

По факту

  1. 1.

05.09.

05.09.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды.

  1. 2.

12.09.

12.09.

1

Решение качественных задач «Способы изменения внутренней энергии».

19.09.

19.09.

1

Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».


26.09.

26.09.

1

Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры.

03.10.

03.10.

1

Способы передачи тепла. Решение экспериментальных задач.

10.10.

10.10.

1

Количество теплоты. Решение качественных задач по теме «Количество теплоты».

17.10.

17.10.

1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел.

24.10.

24.10.

1

Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел».

07.11.

07.11.

1

Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание.

14.11.

14.11.

1

Практическая работа № 2: «Изучение выветривания воды с течением времени».

21.11.

21.11.

1

Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы.

28.11.

28.11.

1

Тепловые двигатели в жизни и в быту.

05.12.

05.12.

1

История электричества. Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических тел.

12.12.

12.12.

1

Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».

19.12.

19.12.

1

Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа»

26.12.

26.12.

1

Проводники и диэлектрики. Полупроводники.

16.01

16.01

1

Решение задач на тему «Электрическая цепь и ее составные части».

23.01.

23.01.

1

«Электричество в игрушках»

30.01

30.01

1

Закон Ома. Решение задач на тему «Закон Ома».

06.02.

06.02.

1

Реостаты. Удельное сопротивление.

13.02.

13.02.

1

Виды соединения проводников. Решение задач на тему «Параллельное и последовательное соединение проводников».

20.02.

20.02.

1

Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы.

27.02.

27.02.

1

Нагревание проводников. Короткое замыкание.

06.03.

06.03.

1

Конденсаторы.

13.03

13.03

1

Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы

20.03.

20.03.

1

Магнитное поле Земли и других планет.

03.04.

03.04.

1

Практическая работа № 5 «Изучение магнитных линий постоянного магнита».

10.04.

10.04.

1

Электромагниты и их практическое применение.

17.04.

17.04.

1

Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени.

24.04.

24.04.

1

Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот.

08.05.

08.05.

1

Спектр. Цвет компакт-диска. Мыльные пузыри. Практическая работа №6 «Получение радуги»

15.05.

15.05.

1

Решение задач на тему «Линзы».

22.05.

22.05.

1

Очки. Оптические приборы и их применение.

29.05.

29.05.

1

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее