Пояснительная записка к рабочей программе занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» в 8 классе.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 классе МБОУ ООШ №2 п. Коксовый, Белокалитвинский район, Ростовской области и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.
Информационно – методическое обеспечение рабочей программы;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//
Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» способствует обще интеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 8 класса.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю). В 8 классе – учитывая праздничные дни, за год будет дано - 34 часа.
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по обще интеллектуальному направлению внеурочной деятельности
Цели курса:
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов являются:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;
формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.
в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.
Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Задачи курса.
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.
Планируемые результаты.
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.
Личностными результатами обучения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Способы оценки уровня достижения обучающихся.
Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады. Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации различных форм деятельности. Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри школы.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
№ | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Формы организации | Виды деятельности |
1. | Тепловые явления
| Теория: Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение. Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры. Способы передачи тепла. Количество теплоты. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание. Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы. Тепловые двигатели в жизни и в быту. Практика, эксперимент: Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Практическая работа № 2: «Изучение выветривания воды с течением времени». Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел». Решение задач. «Способы изменения внутренней энергии».
| индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
2. | Электрические явления ( часов)
| Теория: История электричества. Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических тел.Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Полупроводники. Электрическая цепь и ее составные части. Закон Ома. Реостаты. Удельное сопротивление. Виды соединения проводников. Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы. Нагревание проводников. Короткое замыкание. Конденсаторы. Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы Практика, эксперимент: Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия». Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа». Решение задач; «Электрическая цепь и ее составные части». «Закон Ома». «Параллельное и последовательное соединение проводников». | индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
3. | Электромагнитные явления ( часов)
| Теория: Магнитное поле Земли и других планет. Магнитные линии постоянного магнита. Компас и его принцип действия. Электромагниты и их практическое применение. Практика, эксперимент: Практическая работа № 5 «Изучение магнитных линий постоянного магнита».
| индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
4. | Световые явления (8 часов)
| Теория: Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот. Спектр. Линзы. Очки. Оптические приборы и их применение. Практика, эксперимент: Практическая работа №6 «Получение радуги» Решение задач. «Линзы»
| индивидуальная и групповая работа обучающихся, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
5. | Заключительное занятие.
| Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
|
|
|
Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Сроки прохождения темы | Практические и экспериментальные занятия |
1 | Тепловые явления | 12 | 01.09-28.11. | Практическая работа №1 - 19.09. Практическая работа №2 -14.11. Экспериментальная работа №1- 24.10.
|
2. | Электрические явления.
| 13 | 05.12-13.03. | Практическая работа №3 – 12.12 Практическая работа №4 – 19. 12. |
3. | Электромагнитные явления. | 3 | 20.03.-10.04 | Практическая работа № 5 -03.04. |
4. | Световые явления | 5 | 17.04.-22.05 | Практическая работа №6 -08.05. |
5. | Заключительное занятие | 1 | 29.05 |
|
| Итого: | 34 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. КЛАСС: 8
Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа
№ | Дата | Количество часов | Наименование тем занятий | |||
По плану | По факту | |||||
| 05.09. | 05.09. | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды. | ||
| 12.09. | 12.09. | 1 | Решение качественных задач «Способы изменения внутренней энергии». | ||
| 19.09. | 19.09. | 1 | Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
| ||
| 26.09. | 26.09. | 1 | Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры. | ||
| 03.10. | 03.10. | 1 | Способы передачи тепла. Решение экспериментальных задач. | ||
| 10.10. | 10.10. | 1 | Количество теплоты. Решение качественных задач по теме «Количество теплоты». | ||
| 17.10. | 17.10. | 1 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. | ||
| 24.10. | 24.10. | 1 | Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел». | ||
| 07.11. | 07.11. | 1 | Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание. | ||
| 14.11. | 14.11. | 1 | Практическая работа № 2: «Изучение выветривания воды с течением времени». | ||
| 21.11. | 21.11. | 1 | Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы. | ||
| 28.11. | 28.11. | 1 | Тепловые двигатели в жизни и в быту. | ||
| 05.12. | 05.12. | 1 | История электричества. Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических тел. | ||
| 12.12. | 12.12. | 1 | Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия». | ||
| 19.12. | 19.12. | 1 | Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа» | ||
| 26.12. | 26.12. | 1 | Проводники и диэлектрики. Полупроводники. | ||
| 16.01 | 16.01 | 1 | Решение задач на тему «Электрическая цепь и ее составные части». | ||
| 23.01. | 23.01. | 1 | «Электричество в игрушках» | ||
| 30.01 | 30.01 | 1 | Закон Ома. Решение задач на тему «Закон Ома». | ||
| 06.02. | 06.02. | 1 | Реостаты. Удельное сопротивление. | ||
| 13.02. | 13.02. | 1 | Виды соединения проводников. Решение задач на тему «Параллельное и последовательное соединение проводников». | ||
| 20.02. | 20.02. | 1 | Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы. | ||
| 27.02. | 27.02. | 1 | Нагревание проводников. Короткое замыкание. | ||
| 06.03. | 06.03. | 1 | Конденсаторы. | ||
| 13.03 | 13.03 | 1 | Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы | ||
| 20.03. | 20.03. | 1 | Магнитное поле Земли и других планет. | ||
| 03.04. | 03.04. | 1 | Практическая работа № 5 «Изучение магнитных линий постоянного магнита». | ||
| 10.04. | 10.04. | 1 | Электромагниты и их практическое применение. | ||
| 17.04. | 17.04. | 1 | Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. | ||
| 24.04. | 24.04. | 1 | Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот. | ||
| 08.05. | 08.05. | 1 | Спектр. Цвет компакт-диска. Мыльные пузыри. Практическая работа №6 «Получение радуги» | ||
| 15.05. | 15.05. | 1 | Решение задач на тему «Линзы». | ||
| 22.05. | 22.05. | 1 | Очки. Оптические приборы и их применение. | ||
| 29.05. | 29.05. | 1 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. |