Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 31.08.2018 г. №105
_____________В.Н.Мирнов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности обще интеллектуального направления
«Живая математика»
Уровень общего образования (класс)
Основного общего образования в 7 классе
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю – 0,5 ч., за год 17 часов
Учитель: Митрофанова Наталья Владимировна
Ст. Тацинская
2018-19 уч.г.
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Общая характеристика учебного курса
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Место курса в учебном плане
В образовательной программе основного общего образования МБОУ ТСОШ №3 на внеурочную деятельность в 7 а,б классах выделено по 0,5 ч в неделю (17 ч. в год) на реализацию обще интеллектуального направления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
построение планов во временной перспективе
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание курса
О математике с улыбкой: веселая викторина. Высказывания великих людей о математике. Задачи-минутки. Загадки. Математические ребусы. Задачи, решаемые с конца. Занимательные задачи на проценты. Простейшие графы. Простейшие графы. Упражнения на быстрый счёт и логические задачи. Геометрическая головоломка. Танграм. Решение задач на смекалку. Математические игры. Математические игры. Решение задач на практического содержания. Приемы быстрого счета. Решение старинных и олимпиадных задач.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | кол-во часов | Дата 5а | Дата 5б |
1 | О математике с улыбкой | - анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать получ.ответ; - решать задачи из реальной практики, извлекать необх. информацию из текста, осуществлять, самоконтроль; - извлекать информацию из таблиц, выполнять вычисления по табличным данным; - выполнять сбор информации в несложных случаях, строить речевые конструкции; - изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; - выполнять вычисления с реальными данными; - проводить случайные эксперименты, интерпретировать их результаты; - выполнять проекты по всем темам данного курса; - моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.; - конструировать алгоритмы, находить закономерности; - проводить мини исследование. | 1 | 06.09 | 13.09 |
2 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | 20.09 | 27.09 | |
3 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | 04.10 | 11.10 | |
4 | Занимательные задачи на проценты | 1 | 18.10 | 25.10 | |
5 | Математические ребусы | 1 | 08.11 | 15.11 | |
6 | Простейшие графы | 1 | 22.11 | 29.11 | |
7 | Упражнения на быстрый счёт | 1 | 06.12 | 13.12 | |
8 | Логические задачи. | 1 | 20.12 | 27.12 | |
9 | Геометрическая головоломка. Танграм. | 1 | 17.01 | 24.01 | |
10 | Решение задач на смекалку | 1 | 31.01 | 07.02 | |
11 | Математические игры. | 1 | 14.02 | 21.02 | |
12 | Решение задач на практического содержания | 1 | 28.02 | 07.03 | |
13 | Приемы быстрого счета. | 1 | 14.03 | 21.03 | |
14 | Занимательные задачи на проценты
| 1 | 04.04 | 11.04 | |
15 | Решение старинных задач. | 1 | 18.04 | 25.04 | |
16 | Решение олимпиадных задач. | 1 | 02.05 | 16.05 | |
17 | Решение олимпиадных задач. | 1 | 23.05 | 30.05 |
Примечание: С учетом праздничных дней 09.05 программа будет выполнена за 17 час.
Формы организации внеурочной деятельности; технологии обучения.
Основной формой организации при занятиях «Живой математикой» в 7 классе является занятие – приобретения нового знания, практическое занятие, занятие исследование, подготовка и защита проекта и др.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Живая математика» в 7 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, моделирование, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных и проектных заданий. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи, задачи развивающего характера, задания в интересной нетрадиционной форме, математические игры и головоломки.
Виды и формы контроля
Видами и формами контроля при занятиях «Живой математикой» в 7 классе являются: текущий контроль в форме выполнения самостоятельной работы, выполнения практических работ, тестовых работ. Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является проектная работа.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1 . Алгебра.7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др./ - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
2. М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2014.
3.И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009
5. Компьютер и Мультимедиа проектор
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Учащиеся получат возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства:
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
Геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с экологией края.
решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей предметов методического совета
естественно-математического цикла МБОУ Тацинской СОШ №3
от 27.08.2018 года №1 от 30.08.2018 года №1
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
_________Т.В.Гринёва __________Н.Ю. Сизова
8