Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протокол заседания методического объединения учителей от__________2019г №____ Руководитель МО _________ _________ подпись расшифровка | Заместитель директора по УВР ________ _____________ подпись расшифровка подписи « »_____________2019г. | Решением педагогического совета от 30.08.19 г. Протокол № 1 введено в действие приказом от________2019 г № ___ Директор школы _________ ______________ подпись расшифровка подписи
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку
общеинтеллектуального направления
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Уровень обучения: основное общее образование
Класс: 7
Количество часов: 35
Учитель: Фалеева Наталья Викторовна,
Ι квалификационная категория
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа».
на 2019 – 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. 3
Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 4-5
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 6
Тематическое планирование. 7-8
Приложение № 1. Календарно-тематическое планирование.7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Плодосовхозская СОШ». Программа курса «Занимательная грамматика» является модифицированной.
На изучение предмета отводится 1 часов в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Учебно-методический комплект:
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва: Просвещение, 2011
2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
4. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва: Знание, 2005г
5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 2011.
6. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва: Мнемозина, 2007г
7. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2012.
8. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва: Дрофа, 2007
9. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- уметь выделять нравственный аспект поведения;
- усваивать теоретические знания и ориентации на обобщенные способы действий, формировать рефлективность самооценки в учебной деятельности;
- соблюдать морально-нравственные и этические нормы поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- ставить задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;
- учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;
- уметь давать логическую оценку действий своих и других;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- строить логические цепи рассуждений, выделять и осмысливать отдельные слова, термины, понятия;
- уметь строить схемы, находить пути решения лингвистических задач;
- ставить и решать проблемы на данном этапе обучения;
- осознавать выбор способов решения поставленных задач;
- понимать и давать оценку информации, учебного материала специальных знаний по русскому языку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
-уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
- устраивать групповые обсуждения;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уметь участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;
- уметь давать точную оценку, анализ действий при решении поставленных задач
Обучающиеся получат возможность научиться:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
-оценивать адекватно собственное поведение и поведение окружающих.
-передать результаты изучения грамматических особенностей языка; владеть рассуждением, описанием, повествованием
Предметные результаты:
- иметь представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формировать базовые умения, обеспечивающие возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащать активный и потенциальный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;
- расширять и систематизировать научные знания о языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова
- формировать ответственность за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Занимательная фонетика. 7 часов
Разночтение слов в звучании и написании. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
Занимательное словообразование. 7 часов
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения
Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) – 3 часа
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Путеводные звёзды орфографии.
Занимательная морфология – 14 часов
Братство глагольное. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Главнее главного. Действую по-разному. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Грамматике учиться всегда пригодится Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Будешь вежлив ты со мной. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. Разряды частиц. Игры на внимание. Союз. То же, так же иль за то? Правописание союзов. Дидактические игры с союзами Союз. То же, так же иль за то? «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Не могу не знать = я знаю! Значение и роль частицы в тексте.
Культура речи. – 4 часа
Заговори, чтоб я тебя увидел. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета
Формы организации занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно – ценностное общение
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ |
Раздел | Кол-во часов |
1. | Занимательная фонетика. | 7 |
2. | Занимательное словообразование. | 7 |
3. | Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) | 3
|
4. | Занимательная морфология | 14 |
5. | Культура речи. | 4 |
| Всего | 35 |
№ | Раздел | Формы организации и виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Занимательная фонетика. | Игровая деятельность Работа в команде. Сюжетно – ролевая игра: «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». Решение метаграмм. Сюжетно – ролевая игра «Стань ведущим»
| 7 |
2 | Занимательное словообразование. | Игровая деятельность Работа в команде. Решение кроссвордов. Представление собственных презентаций «Знаете ли вы…» Ролевая игра «Раз, два, три-говори!»
| 7 |
3 | Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) -
| Игровая, познавательная деятельность Составление и разгадывание кроссвордов. Викторина по теме. Лингвистическая игра «Мудрено сотворено» | 3
|
4 | Занимательная морфология | Игровая, познавательная деятельность Анализ текста. Работа в команде. Ролевая игра «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Составление сборника «Это интересно».Написание лингвистических сказок «Не любо- не слушай, а врать не мешай» . Игра «Кто быстрее?» Конкурс на восстановление деформированного текста. | 14
|
5.
| Культура речи. | Рефлексивно-оценочная деятельность Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде | 4 |
| Всего |
| 35 |
Приложение № 1
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
«___» __________ 20___ года
МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»
(наименование образовательного учреждения)
внеурочной деятельности по русскому языку
«Занимательная грамматика»
Класс 7
Учитель – Фалеева Наталья Викторовна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы __________________________________________________________
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Приме-чание | |
План | Факт | ||||
| Занимательная фонетика-7 |
|
|
|
|
1 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1ч. | 02.09. 2019 |
|
|
2 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1 ч. | 09.09. 2019 |
|
|
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1ч. | 16.09. 2019 |
|
|
4 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 ч. | 23.09. 2019 |
|
|
5 | Какова роль интонации в устной речи | 1ч | 30.09. 2019 |
|
|
6 | Какова роль интонации в устной речи | 1 ч. | 07.10. 2019 |
|
|
7 | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» | 1ч | 14.10. 2019 |
|
|
| Занимательное словообразование-7 |
|
|
|
|
8. | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 ч. | 21.10. 2019 |
|
|
9. | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 1 ч. | 28.10. 2019 |
|
|
10 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 ч. | 11.11. 2019 |
|
|
11 | Этимология слов. Работа со словарями | 1 ч. | 18.11. 2019 |
|
|
12 | Сказочные превращения | 1 ч. | 25.11. 2019 |
|
|
13 | Сказочные превращения | 1 ч. | 02.12. 2019 |
|
|
14 | В чём секрет правописания морфем | 1 ч. | 09.12. 2019 |
|
|
| Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) -3 |
|
|
|
|
15 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 ч. | 16.12. 2019 |
|
|
16-17 | Путеводные звёзды орфографии. | 2 ч. | 23.12. 2019 13.01. 2020 |
|
|
| Занимательная морфология-14
|
|
|
|
|
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Приме-чание | |
План | Факт | ||||
18 | Братство глагольное. | 1 ч. | 20.01. 2020 |
|
|
19 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме | 1 ч. | 27.01. 2020 |
|
|
20 | Главнее главного. | 1 ч. | 03.02. 2020 |
|
|
21 | Действую по-разному. | 1 ч. | 10.02. 2020 |
|
|
22 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 ч. | 17.02. 2020 |
|
|
23 | Грамматике учиться всегда пригодится | 1 ч. | 02.03. 2020 |
|
|
24 | Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте | 1 ч. | 16.03. 2020 |
|
|
25 | Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. | 1 ч. | 06.04. 2020 |
|
|
26 | Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?» | 1ч. | 13.04. 2020 |
|
|
27 | Будешь вежлив ты со мной. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. | 1ч | 20.04. 2020 |
|
|
28 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. Разряды частиц. Игры на внимание. | 1ч |
|
|
|
29 | Союз. То же, так же иль за то? Правописание союзов. Дидактические игры с союзами Союз. То же, так же иль за то? | 1ч | 27.04. 2020 |
|
|
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Звукоподражательные слова, их роль и употребление | 1ч |
|
|
|
31 | Не могу не знать = я знаю! Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста | 1ч | 11.05. 2020 |
|
|
| Культура речи -4 |
|
|
|
|
32 | Заговори, чтоб я тебя увидел. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. | 1ч |
|
|
|
33 | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. | 1ч | 18.05. 2020 |
|
|
34- | Правила речевого этикета. | 1ч |
|
|
|
35 | Формулы речевого этикета | 1 ч. | 25.05. 2020 |
|
|
12