Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленький человек в большом мире»

Основная идея программы:

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета, с учетом выбранной профессии и закрепить правила хорошего тона на практике.

Олимпиады: Викторина "По стране искусства" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Администрация города Рубцовска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей»

«Принято »

на заседании МО, протокол №

от « » ________________ 2018 г.

рук. МО Сердюкова Т.Е. ______________


«Согласовано»

Зам. директора по ВР

Матюшкина Е.А. ___________________________

« » ________________ 2018г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ 10 ККЮС Воропаев В.М. _________________________

приказ № от « » __________ 2018г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Маленький человек в большом мире»

ступень обучения - начальное общее образование

Направление: социальное

уровень - базовый

Класс: 2 «А»

Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год





Составитель:

учитель начальных классов

Муравьева Е.В.

Рубцовск 2018г.





Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленький человек в большом мире» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (ФГОС НОО – М., Просвещение 2009 г.) с изменениями и дополнениями (№1576 от 31 декабря 2015г);

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15от 8 апреля 2015 г.);

  • Основной общеобразовательной программы НОО МБОУ СОШ 10 ККЮС (приказ №27 от 27.08.2015г),

  • в соответствии с положением о рабочей программе МБОУ СОШ 10 ККЮС от 16.05.2016

  • Авторской программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах»


Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе независимо от выбранной ими профессии.

Задачи:

  • Воспитание чувства гордости и уважения к будущей профессии, развивая духовное единство между своей личность и выбранной профессией;

  • Формирование мотивации на выбор профессии, предоставлять возможность ребёнку проявить себя и своё отношение;

  • Обобщать знания о существующих профессиях, учить всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

  • Прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

  • Расширение кругозора у учащихся, их словарного запаса в профессиональной тематике.

  • Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;



Основная идея программы:

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета, с учетом выбранной профессии и закрепить правила хорошего тона на практике.

Программа состоит из разделов:

1.Этика общения

2.Этикет

3.Этические нормы отношений с окружающими

4.Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • походы в театр;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники.

Объем программы: во 2- ом классе 34 часа в год.

Для решения поставленных в Программе задач используются следующие направления профориентационной работы:

  • Поисково-собирательная деятельность (альбомы, загадки, пословицы, стихи, сочинения и др.).

  • Заочные путешествия.

  • Развивающие игры, викторины, конкурсы.

  • Встречи с людьми разных профессий, экскурсии.

  • Проектная деятельность.

В практике работы используются следующие формы:

  • Познавательные, обучающие, социальные, спортивные, этические игры.

  • Конкурсы рисунков, поделок, творческих работ.

  • Библиотечные уроки.

  • Час знаний и убеждений.

  • Выпуск информационных листовок.

  • Оформление иллюстрированной информационной папки «Из истории моей будущей профессии».



Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, в обществе, на работе, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи, профессии и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


Личностными результатами изучения курса «Маленький человек в большом мире» является формирование следующих умений:

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7. Адекватно воспринимать оценку учителя.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.



Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.



Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.


Ожидаемые предметные результаты:

  1. обогащение личного опыта общения детей;

  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.



Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой

Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.

Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.

  • применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

  • овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;

  • согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;

  • овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

  • овладеть культурой разговора, искусством спора;

  • использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.



Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  •  нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей



  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

  • Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. – М., 2004.





Содержание программы

2 класс (34 часа в год)

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1-2. Доброе слово, что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 3. Кто я и как выгляжу?: Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Тема 4. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 5. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 6. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 7. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 8. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 9. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 10. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 11. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 12. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 13. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 14. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 15- 16. Правила знакомства, представления и обращения

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 17. Зачем человек трудится? Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 18. Какие профессии ты знаешь? Я могу быть волшебником.

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 19. Мир интересных профессий: Маленькое дело лучше большого безделья. Создание живой картины.

Тема 20. Чем пахнут ремесла?: Любимый уголок родной природы (профессии нашего края). Рисунки профессии Дальнего Востока.

Тема 21. Кем я хочу стать. У каждого народа свои герои, свои профессии. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных профессий.

Тема 22. Игра «Азбука профессий: Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Тема 23. Кем работают мои родители.

Стихотворения о профессиях С. Михалков, С. Маршак, О. Дриз, С. Баруздин, В. Лифшиц, М. Пожарова, Г. Люшнин, И. Гамазкова, Л. Рахлис (на выбор)

Тема 24. Профессии по Алфавиту.

Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 25. Викторина «Что мы узнали».

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Тема 26. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 27. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 28. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 29. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 30. Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны».

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

Тема 31-32. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Тема 33-34. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

Учебно-тематический план



№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Этика общения.


8 часов

2.

Этикет .

8 часов

3.

Этика отношений с окружающими.


9 часов

4.

Этика отношений в коллективе .


9 часов

Итого

34ч.

























Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

по теме

Форма деятельности

Дата

проведения

план

Дата

проведения факт

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

1.

Доброе слово, что ясный день.

1

Познавательная беседа. Игра

07.09


2.

Доброе слово, что ясный день.

2

Познавательная беседа. Игра

14.09


3.

Кто я и как выгляжу.

3


21.09


4.

Ежели вы вежливы

4

Игра. Конкурс. Рисунки

28.09


5.

Когда идёшь по улице

5

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах городка.

05.10


6.

Узнай себя

6

Путешествие в сказку. Конкурсы.

12.10


7.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

7

Рассказ. Беседа. Игра

19.10


8.

Подарок коллективу.

8

Урок-сюрприз. Игры

26.10.


Раздел 2. Этикет (8 часов)


9.

Простые правила этикета.

1

Беседа. Решение задач

09.11


10.

Повседневный этикет.

2

Ответы на вопросы. Игра



11.

Весёлые правила хорошего тона.

3

Работа с картинками. Сценки-миниатюры



12.

Сказка об Этикете.

4

Познавательная беседа. Игра



13.

Продолжение сказки об этикете.

5

Познавательная беседа. Игра



14.

Путешествие в страну Этикета.

6

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.



15.

Правила знакомства, представления и обращения

7

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие в столовой школы.



8



16.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

17.

Зачем человек трудится?

1

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.



18.

Какие профессии ты знаешь?

2

Познавательная беседа. Игра



19.

Мир интересных профессий.

3

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.



20.

Чем пахнут ремесла?

4

Познавательная беседа. Игра.



21.

Кем я хочу стать.

5

Познавательная беседа.



22.

Игра «Азбука профессий

6

Познавательная беседа. Игра



23.

Кем работают мои родители.

7

Познавательная беседа. Игра.



24.

Профессии по Алфавиту.

8

Познавательная беседа. Игра.



25.

Викторина «Что мы узнали».

9

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.



Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

26.

Если радость на всех одна.

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.



27.

Если радость на всех одна.

2

Познавательная беседа. Игра.



28.

Самолюб никому не люб.

3

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям.



29.

Поиграем и подумаем.

4

Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.



30.

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны».

5

Праздник.



31.

Путешествие в мир мудрых мыслей.

6

Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма.



32.

7

Праздник.



33.

Доброта что солнце.

8

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.



34.

9

Праздник.


























Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

  • Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. – М., 2004.


Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )



Оборудование:

Учебные столы.

Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

Мультимедийный компьютер, проектор.

Интерактивная доска.



Дидактические материалы:

Книги классной библиотеки





Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности

Методика №1диагностика нравственной самооценки.

Инструкция: 
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом. 
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. 
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция: 
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст: 
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация: 
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция: 
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: 
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.



Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы: 
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. 
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Приложение 2

Анкетирование родителей

Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

  2. Какие игры предпочитает?

  3. Какие виды развлечений больше любит?

  4. С кем чаще играет?

  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

  6. Какие обязанности имеет дома?

  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

  12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)



Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

  6. Поставить себя на место ребенка?

  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

  • могу и всегда так поступаю – 3 балла;

  • могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

  • не могу – 1 балл.

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

  1. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

  1. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Анкета № 4

  1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка

  2. За что хвалите, за что наказываете?

  3. Как поощряете? Как наказываете?

  4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

  3. Как тебя поощряют, за что?

  4. Как тебя наказывают, за что?

  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

  3. Каких поощрений ждешь от родителей?

  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

  5. Хватает ли тебе общения с родителями?

  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее