Рабочая программа внеурочной деятельности курс "Предпринимательство и финансовая грамотность"

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. У учащихся формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки






Содержание


I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Предпринимательство и финансовая грамотность»

3

II. Содержание курса внеурочной деятельности

6

III. Тематическое планирование

10


























  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. У учащихся формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы

2. Учебная дискуссия:

3. Деловые игры:

4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:

5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;

6. Экскурсионная деятельность:

- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;

Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра). Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

Система оценивания Критерии оценивания:

  1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

  2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

  3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

  4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

  5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

  6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

  7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Предпринимательство и финансовая грамотность»

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и еѐ изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

Базовые понятия и знания:Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес- план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь

представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Оценка выполнения проекта Критерии оценки:

1. Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.

2. Сформулированность целей проекта.

3. Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.

4. Качество реализации проекта.

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками,

Оценка выполнения исследовательской работы

Критерии оценки:

1. Постановка исследовательской проблемы.

2. Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.

3. Использование адекватных методов исследования.

4. Использование разнообразных информационных источников.

5. Адекватность выводов.

III. Тематическое планирование.


п/п

Тема

Количество часов

1.

Управление денежными средствами семьи

8

2.

Способы повышения семейного благосостояния

7

3.

Риски в мире денег

5

4.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

6

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

9


Всего

35




Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Название темы

Дата

По плану

Факт.

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи – 8 ч.



1.

Происхождение денег - 2

-Деньги: что это такое?

- Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

2.09,

9.09


2.

Источники денежных средств семьи – 2

- Какие бывают источники доходов

- От чего зависят личные и семейные доходы

16.09

23.09


3.

Контроль семейных расходов - 2

- Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

30.09

7.10


4.

Построение семейного бюджета - 2

- Что такое семейный бюджет и как его построить

- Как оптимизировать семейный бюджет.Осуществление проектной работы, проведение контроля.

14.10

21.10


Раздел 2.Способы повышения семейного благосостояния–7ч.



5.

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций - 3

- Для чего нужны финансовые организации

- Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

11.11

18.11

25.11


6.

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния - 3

- Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

- Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Осуществление проектной работы. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

16.01

23.01

30.01

07.02


Раздел 3. Риски в мире денег – 5 ч.



7.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться -3

- ОЖС: рождение ребѐнка, потеря кормильца

- ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

- Чем поможет страхование



8.

Риски в мире денег -2

- Какие бывают финансовые риски

- Что такое финансовые пирамиды. Осуществление проектной работы. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля



Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем – 6 ч.



9.

Банки и их роль в жизни семьи -2

- Что такое банк и чем он может быть вам полезен

- Польза и риски банковских карт



10.

Собственный бизнес - 2

- Что такое бизнес

- Как создать свое дело



11.

Валюта в современном мире -2

- Что такое валютный рынок и как он устроен

- Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Осуществление проектной работы Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля



Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют -9



12.

Налоги и их роль в жизни семьи -2

- Что такое налоги и зачем их платить

- Какие налоги мы платим



13.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости-2

- Что такое пенсия и как сделать ее достойной

Осуществление проектной работы. Итоговый контроль



14.

Решение олимпиадных задач- 5




Итого: 35 часов




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Интернет-источники

1. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

2. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

3. www.7budget.ru – сайт, посвящѐнный семейному бюджету

4. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической ш

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа № 22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по ВР Директор школы

учителей математики,

информатики и технологии

Протокол № 1 ___________ С.В. Курилович __________ Н.П.Мельникова

от 29.08. 2019 г. ___________ 2019 г. Приказ №170 от 29.08. 2019 г.

Руководитель МО_____


Рабочая программа по внеурочной деятельности


Наименование курса: Предпринимательство и финансовая грамотность

Направление: декоративно-прикладное

Класс: 6,7

Уровень общего образования: основная школа

Учитель: Слепых Татьяна Егоровна

Форма: кружок

Срок реализации программы: 2019-20 гг.

Количество часов по учебному плану: всего 35 учебных часов, 1 учебный час в неделю

Планирование составлено на основе: Учебной программы для 5–7 классов общеобразовательных организаций ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В., Корлюгова Ю. Н., 2014

Учебник: Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.



Рабочую программу составила ________________ Слепых Татьяна Егоровна

подпись

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее