Содержание
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Предпринимательство и финансовая грамотность» | 3 |
II. Содержание курса внеурочной деятельности | 6 |
III. Тематическое планирование | 10 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. У учащихся формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы
2. Учебная дискуссия:
3. Деловые игры:
4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:
5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;
6. Экскурсионная деятельность:
- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;
Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра). Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
Система оценивания Критерии оценивания:
Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Содержание курса внеурочной деятельности «Предпринимательство и финансовая грамотность»
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и еѐ изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)
Базовые понятия и знания:Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес- план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь
представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Базовые понятия и знания:Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений
Оценка выполнения проекта Критерии оценки:
1. Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.
2. Сформулированность целей проекта.
3. Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.
4. Качество реализации проекта.
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками,
Оценка выполнения исследовательской работы
Критерии оценки:
1. Постановка исследовательской проблемы.
2. Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.
3. Использование адекватных методов исследования.
4. Использование разнообразных информационных источников.
5. Адекватность выводов.
III. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Управление денежными средствами семьи | 8 |
2. | Способы повышения семейного благосостояния | 7 |
3. | Риски в мире денег | 5 |
4. | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 6 |
5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 9 |
| Всего | 35 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата | |
По плану | Факт. | ||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи – 8 ч. |
|
| |
1. | Происхождение денег - 2 -Деньги: что это такое? - Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 2.09, 9.09 |
|
2. | Источники денежных средств семьи – 2 - Какие бывают источники доходов - От чего зависят личные и семейные доходы | 16.09 23.09 |
|
3. | Контроль семейных расходов - 2 - Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 30.09 7.10 |
|
4. | Построение семейного бюджета - 2 - Что такое семейный бюджет и как его построить - Как оптимизировать семейный бюджет.Осуществление проектной работы, проведение контроля. | 14.10 21.10 |
|
Раздел 2.Способы повышения семейного благосостояния–7ч. |
|
| |
5. | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций - 3 - Для чего нужны финансовые организации - Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 11.11 18.11 25.11 |
|
6. | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния - 3 - Для чего нужно осуществлять финансовое планирование - Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Осуществление проектной работы. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 16.01 23.01 30.01 07.02 |
|
Раздел 3. Риски в мире денег – 5 ч. |
|
| |
7. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться -3 - ОЖС: рождение ребѐнка, потеря кормильца - ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы - Чем поможет страхование |
|
|
8. | Риски в мире денег -2 - Какие бывают финансовые риски - Что такое финансовые пирамиды. Осуществление проектной работы. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля |
|
|
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем – 6 ч. |
|
| |
9. | Банки и их роль в жизни семьи -2 - Что такое банк и чем он может быть вам полезен - Польза и риски банковских карт |
|
|
10. | Собственный бизнес - 2 - Что такое бизнес - Как создать свое дело |
|
|
11. | Валюта в современном мире -2 - Что такое валютный рынок и как он устроен - Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте Осуществление проектной работы Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля |
|
|
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют -9 |
|
| |
12. | Налоги и их роль в жизни семьи -2 - Что такое налоги и зачем их платить - Какие налоги мы платим |
|
|
13. | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости-2 - Что такое пенсия и как сделать ее достойной Осуществление проектной работы. Итоговый контроль |
|
|
14. | Решение олимпиадных задач- 5 |
|
|
| Итого: 35 часов |
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
2. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
3. www.7budget.ru – сайт, посвящѐнный семейному бюджету
4. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической ш