«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа Внеурочной деятельности Гражданско-патриотическое направление «Юные инспектора дорожного движения»

Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.

Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.

Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки









Рабочая программа

Внеурочной деятельности

Гражданско-патриотическое направление

«Юные инспектора дорожного движения»

Срок реализации программы- 4 года





Учитель МАОУ «СОШ№ 111» Шпакова Лариса Борисовна













Пермь 2018.



















Пояснительная записка.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.

К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний о природе, обществе, человеке;

  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений;

  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.

В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.

Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Задачи:

- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

- привитие умения пользоваться общественным транспортом;

- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей,

линий разметки проезжей части;

- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на

проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью,

а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана для реализации в начальных класса в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.


Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.


Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;



Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

  1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся школы

  2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД

  3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).

  4. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)

  5. Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;

  6. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;

  7. Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;

  8. Повысить дорожную грамотность учащихся;

  9. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;

  10. Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.













Методические рекомендации к организации занятий по программе.

Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в «Школе пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.





































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й класс

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

Всего

1

Азбука улицы

3

3

6

2

Юные пешеходы

3

2

5

3

Регулирование дорожного движения

3

2

5

4

Дорожные знаки

4

3

7

5

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

3

4

7

Всего


16

14

30



2-й класс

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

Всего

1

Правила поведения

2

2

4

2

Дети-пассажиры

2

2

4

3

Элементы дороги.

3

3

6

4

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

4

2

6

5

Транспортное средство- велосипед

3

3

6

6

Дорожные знаки

2

2

4

Всего


16

14

30/60



3-й класс

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

Всего

1

Вводное занятие.

1


1

2

Основы безопасности

2

2

4

3

Правила дорожного движения.

3

3

6

4

Дорожные знаки.

3

3

6

5

Государственное страхование


1

1

6

Мы – пассажиры.

2

2

4

7

Медицина.

2

2

4

8

Проектная работы

3

1

4

Всего


16

14

30/90





4-й класс

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

Всего

1

Основы медицинских знаний

3

1

4

2

Правила оказания первой медицинской помощи

2

2

4

3

Скорая помощь

7

3

10

4

Опознавательные знаки

1

3

4

5

Дорожные знаки.

5

5

10

6

Творческий проект

2

0

2

Всего


16

14

30/120

































Календарно -тематический план

1 класс


Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

Практика.

Теория.

всего

Азбука улицы

3

3

6


1

Мы идём в школу.


1

1


2

Элементы дороги


1

1


3-4-5

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

2

1

3


6

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

1


1


Юные пешеходы

3

2

5


7-8

Требования к пешеходам

1

1

2


9-10-11

Тематическое рисование «Я –пешеход»

2

1

3


Регулирование дорожного движения

3

2

5


12

Сигналы регулировщика.


1

1


13

Сигналы светофора.


1

1


14

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1


1


15

Тренировочная игра «Помощники на дороге»

1


1


16

Творческая работа

1


1


Дорожные знаки

4

3

7


17

Группы дорожных знаков.

1


1


18

Запрещающие знаки. Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.


1

1


19

Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме.


1

1


20

Дорожная разметка. Решение задач по теме.


1

1


21

Проектная работа «Дорожные знаки».

1


1


22

Подготовка к празднику «Путешествие в страну дорожных знаков»

1


1


23

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

1


1


Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

3

4

7


24

Из истории транспортных средств.


1

1


25

Творческая работа. «Автомобиль из прошлого»

1


1


26

Современный транспорт.


1

1


27

Общественный транспорт.


1

1


28

Опасности при посадке и высадке из транспорта


1

1


29-30

Проектная работа «Транспорт»

2


2




16

14

30













Календарно- тематический план

2 класс

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

Практика.

Теория.

Всего

Правила поведения

2

2

4


1-2

Вводное занятие.

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

1

1

2


3-4

Правила поведения при движении группой.

1

1

2


Дети-пассажиры

2

2

4


5-6

Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в индивидуальном транспорте.

1

1

2


7-8

Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме.

1

1

2


Элементы дороги.

3

3

6


9

Проезжая часть.

1


1


10

Обочина. Тротуар.


1

1


11

Дорожная разметка.


1

1


12

Переходы, их виды.

1


1


13

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.


1

1


14

Тематическое рисование «Дорога безопасности»

1


1


Движение пешеходов по улицам и дорогам.

4

2

6


15

Правила перехода улиц и дорог.

1


1


16

Дорожные знаки.


1

1


17

Обязанности пешеходов. Составление памятки.

1


1


18

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД


1

1


19

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

1


1


20

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность.

1


1


Транспортное средство- велосипед

3

3

6


21-22-23

Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. Правила эксплуатации велосипеда


3

3


24

Знание материальной части велосипеда. Снятие и установка колес. Практика.

1


1


25

Знание материальной части велосипеда. Регулировка цепи, седла и руля. Практика.

1


1


26

Знание материальной части велосипеда. Смазка узлов велосипеда и его техническое обслуживание. Практика.

1


1


Дорожные знаки

2

2

4


27

Первые дорожные знаки


1

1


28

Предупреждающие знаки

1


1


29

Запрещающие знаки

1


1


30

Предписывающие знаки


1

1




16

14

30/60





Календарно- тематический план

3-4 класс

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

Практика.

Теория.

Всего

1

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?».

1


1


Основы безопасности

2

4

6


2

Виды транспортных средств.


1

1


3-4

Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

1

1

2


5

Влияние погодных условий на безопасность движения.

1


1


6

Проектная работа « Таблица определения тормозного пути»


1

1


7

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»


1

1


Правила дорожного движения

4

5

9


8

Скорость движения транспортных средств.

1


1


9

Световые обозначения при движении.


1

1


10

Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

1


1


11

Места остановки и стоянки транспортных средств


1

1


12

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств


1

1


13-14

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1

1

2


15

Организация движения, технические средства регулирования движения.


1

1


16

Светофорное регулирование.

1


1


Дорожные знаки

6

4

10


17

Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

1


1


18

Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков.

0,5

0,5

1


19

Предупреждающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1


20

Запрещающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1


21

Предписывающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1


22

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1


23

Знаки сервиса.

0,5

0,5

1


24

Знаки приоритета.

0,5

0,5

1


25

Знаки дополнительной информации ( таблички).

0,5

0,5

1


26

Дорожные указатели

1


1


Государственное страхование

1

1

2


27

Страхование жизни, медицинское страхование


1

1


28

Страхование имущества и транспортных средств.

1


1


Медицина


2

2


29

Действия при ДТП.


1

1


30

Оказание первой доврачебной помощи


1

1



Всего

14

16

30




Литература:



  1. 1 Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.

  2. Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  4. Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.

  5. Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.

  6. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.

  7. 1. Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература,

  8. 1984.

  9. 2. Правила дорожного движения. – М, 2004.

  10. 3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2017г.

  11. 4.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.

  12. 5Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.

  13. 6.Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005г. (раздел 1)

  14. 7.Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003г.

  15. 8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.


Интернет ресурсы:


http://deti.gibdd.ru




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее