ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
(ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»)
ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протокол № __ от «___» ________ 2018 г.
| УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС» ________________А.Е. Кремзюк
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по социальному направлению
«Этическая грамотность»
в условиях реализации ФГОС основного общего образования
8 класс
очно-заочная, форма обучения
Составитель: Панибратова С.Н., учитель
высшей квалификационной категории
Кемерово, 2018
Введение
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Цель программы — способствовать формированию знаний об обязанностях человека в обществе, накоплению норм социального поведения.
Задачи программы:
обогащение эмоционального мира учащихся переживаниями, связанными с ощущением себя частью общества
вооружение учащихся знаниями о культуру общения: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности норм поведения и формирование положительного к ним отношения;
формирование воспитанности;
систематическое накопление и обогащение привычек социального поведения;
организация нравственного самовоспитания учащихся;
формирование умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения общественных норм.
Количество часов: 8кл - 2 ч в неделю
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Этическая грамотность»
Личностные результаты:
свободное выражение мыслей и чувства в процессе речевого общения;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
знание отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
эмоционально-ценностному отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметные результаты:
планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выявлять и формулировать проблему;
планировать этапы выполнения работ;
выбирать средства реализации замысла,
работать с разными источниками информации;
обрабатывать информацию;
структурировать материал;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта;
выдвигать гипотезу;
находить доказательства;
формулировать вытекающие из исследования выводы;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
Содержание внеурочной деятельности «Этическая грамотность» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Форма организации: занятия проводятся в учебном кабинете. Учебная деятельность включает проведение заседаний, реализации проектов и т.д.; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Содержание планирования | Основные виды учебной деятельности |
8 класс | |
Введение Ты живешь среди людей | Слово учителя беседа и обсуждение |
Культура общения - способ организации жизни Роскошь и нищета общения. Секреты общения (Г. К. Селевко).. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей (Д. Карнеги). Здравствуйте, люди! (Г. К. Селевко). Как чувство наше отзовётся…«Нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать» Ф. И. Тютчев. Отойди от зла и сотвори благо. Как преодолеть трудности общения. Итоговое занятие по теме: «Культура общения». | Инсценировка ситуации анализ обсуждение просмотр обучающего видео слово учителя |
Культура общения - способ организации жизни Роскошь и нищета общения. Секреты общения (Г. К. Селевко).. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей (Д. Карнеги). Здравствуйте, люди! (Г. К. Селевко). Как чувство наше отзовётся…«Нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать» Ф. И. Тютчев. Отойди от зла и сотвори благо. Как преодолеть трудности общения. Итоговое занятие по теме: «Культура общения». | Инсценировка ситуации анализ обсуждение просмотр обучающего видео слово учителя |
Этикет в нашей жизни Из чаши мудрости испей. Азы народного этикета. Этикет поведения как совокупность действия людей в обществе. Речевой этикет письменного и устного общения. Этикет внешнего вида. Принципы этикета. Понятие имиджа. Этикет поведения в коллективе. Приходим не наедаться, а повидаться. Важные мелочи повседневного этикета. Правила делового общения (Г. К. Селевко). Трудные случаи этикета поведения. Семейный этикет. Этикет публичной дискуссии. Итоговое занятие по теме: «Этикет в нашей жизни». | Инсценировка ситуации анализ и обсуждение работа в группах |
Добро есть жизнь Добродетель требует усилий. Отношение между людьми разных поколений Жить с достоинством – что это значит. Интеллигенту-с – понимающий (в переводе с латинского). Жизнь как деяние. Живая душа о жизни думает. Судьба и Родина едины. Я гражданин. Национальная принадлежность. Итоговое занятие по теме: «Добро есть жизнь». | Прослушивание ситуации беседа обсуждение |
Человек-мера всему Полюби себя – полюбишь другого. Быть благодарным – ценить благо. Такт – это разум сердца. Итоговое занятие по теме: «Человек – мера всему». | Слово учителя беседа обсуждение |
Самопознание. Самоутверждение Я и окружающие. Какой вы, однако? У меня такой характер. Без конфликтов не бывает. Что со мною происходит? Создание своего имиджа. Мой внутренний мир и потребности. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. В коллективе и для коллектива. Как выработать уверенность в себе. Опасайтесь потерять друзей. Люди, милые, примите в человечество меня! Итоговое занятие по теме: «Самопознание. Самоутверждение» | Инсценировка ситуации анализ и обсуждение слово учителя |
Гуманность – основа этики «Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон» С. Морешал | Слово учителя беседа и обсуждение |
Жизнь как познание добра «Разумное и нравственное всегда совпадают» Л. Н. Толстой. «Гуманность – сгусток всех других добродетелей» Гельвеций. «Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность» О. Бальзак «Прекрасное там, где пребывает милосердие» Конфуций. «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» Ф. Достоевский. «Одно существо неразлучно с человеком – это он сам» Н. Чернышевский. Итоговое занятие по теме: «Жизнь как познание добра»
| Лекция учителя анализ и обсуждение работа в группах |
Главный закон внутри каждого «Честь и собственное достоинство сильнее всего» Ф. Достоевский. «Твёрдое сознание долга – есть венец характера» Н. Шелгунов. «Долг основан на чувстве справедливости» » Н. Шелгунов. «Справедливость – это истина в действии» Ж. Жубер. «Источник всех действий человека - есть его воля» В. Соловьёв. «Совесть – это наш внутренний судья» П. Гольбах. | Лекция учителя обсуждение дискуссия |
Календарно-тематическое планирование
8класс
Дата | № занятия | Тема | |||
план | факт | ||||
04.09 |
| 1 | Введение. Ты живешь среди людей | ||
|
|
| Культура общения - способ организации жизни
| ||
06.09 |
| 2 | Роскошь и нищета общения | ||
11.09 |
| 3 | Секреты общения | ||
13.09 |
| 4 | Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей | ||
18.09 |
| 5 | Здравствуйте, люди! | ||
20.09 25.09 |
| 6 7 | Как чувство наше отзовется… | ||
27.09 02.10 |
| 8 9 | Нам сочувствие дается, как нам дается благодать | ||
04.10 |
| 10 | Отойди от зла и сотвори добро | ||
09.10 |
| 11 | Как преодолеть трудности общения | ||
11.10 |
| 12 | Итоговое занятие по теме: «Культура общения» | ||
|
|
| Этикет в нашей жизни | ||
16.10 |
| 13 | Из чаши мудрости испей | ||
18.10 |
| 14 | Азы народного этикета | ||
23.10 |
| 15 | Этикет поведения как совокупность действия людей в обществе | ||
25.10 |
| 16 | Речевой этикет письменного и устного общения | ||
30.10 |
| 17 | Этикет внешнего вида | ||
06.11 |
| 18 | Принципы этикета | ||
08.11 |
| 19 | Понятие имиджа | ||
13.11 |
| 20 21 | Этикет поведения в коллективе | ||
15.11 |
| 22 | Правила делового общения | ||
20.11 |
| 23 | Трудные случаи этикета поведения | ||
22.11 |
| 24 | Приходим не наедаться, а повидаться. | ||
27.11 |
| 25 | Важные мелочи повседневного этикета | ||
29.11 |
| 26 | Семейный этикет | ||
04.12 |
| 27 | Этикет публичной дискуссии | ||
06.12 |
| 28 | Итоговое занятие по теме: «Этикет в нашей жизни» | ||
|
|
| Добро есть жизнь
| ||
11.12 |
| 29 | Добродетель требует усилий | ||
13.12 |
| 30 | Отношение между людьми разныхпоколений | ||
18.12 |
| 31 | Жить с достоинством – что это значит | ||
20.12 |
| 32 | Интеллигенту-с – понимающий | ||
25.12 |
| 33 | Жизнь как деяние | ||
27.12 |
| 34 | Живая душа о жизни думает | ||
10.01 |
| 35 | Судьба и Родина едины | ||
15.01 |
| 36 | Я гражданин | ||
17.01 |
| 37 | Национальная принадлежность | ||
22.01 |
| 38 | Итоговое занятие по теме: «Добро есть жизнь» | ||
|
|
| Человек-мера всему
| ||
24.01 |
| 39 | Полюби себя – полюбишь другого | ||
29.01 |
| 40 | Быть благодарным – ценить благо | ||
31.01 |
| 41 | Такт – это разум сердца | ||
05.02 |
| 42 | Итоговое занятие по теме: «Человек – мера всему» | ||
|
|
| Самопознание. Самоутверждение
| ||
07.02 |
| 43 | Я и окружающие | ||
12.02 |
| 44 | Какой вы, однако? | ||
14.02 |
| 45 | У меня такой характер | ||
19.02 |
| 46 | Без конфликтов не бывает | ||
21.02 |
| 47 | Что со мною происходит? | ||
26.02 |
| 48 | Создание своего имиджа | ||
28.02 |
| 49 | Мой внутренний мир и потребности | ||
05.03 |
| 50 | Здоровый образ жизни. Безопасность жизни | ||
07.03 |
| 51 | В коллективе и для коллектива | ||
12.03 |
| 52 | Как выработать уверенность в себе | ||
14.03 |
| 53 | Опасайтесь потерять друзей | ||
19.03 |
| 54 | Люди, милые, примите в человечество меня! | ||
21.03 |
| 55 | Итоговое занятие по теме: «Самопознание. Самоутверждение»
| ||
|
|
| Гуманность – основа этики
| ||
02.04 |
| 56 | Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон | ||
|
|
| Жизнь как познание добра
| ||
04.04 |
| 57 | Разумное и нравственное всегда совпадают | ||
09.04 |
| 58 | Гуманность – сгусток всех других добродетелей | ||
11.04 |
| 59 | Добродетель - есть не что иное, как душевная деликатность | ||
16.04 |
| 60 | Прекрасное там, где пребывает милосердие | ||
18.04 |
| 61 | Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин | ||
23.04 |
| 62 | Одно существо неразлучно с человеком – это он сам | ||
25.04 |
| 63 | Итоговое занятие по теме: «Жизнь как познание добра»
| ||
|
|
| Главный закон внутри каждого
| ||
30.04 |
| 64 | Честь и собственное достоинство сильнее всего | ||
02.05 |
| 65 | Твёрдое сознание долга – есть венец характер | ||
07.05 |
| 66 | Долг основан на чувстве справедливости | ||
14.05 |
| 67 | Справедливость – это истина в действии | ||
16.05 |
| 68 | Источник всех действий человека - есть его воля | ||
21.05 |
| 69 | Совесть – это наш внутренний судья | ||
23.05 |
| 70 | Заключительное занятие |
Список литературы для педагога:
Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
Дами Э. «Хорошие манеры»;
Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;
Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;
Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
10. Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 1989.
Список литературы для обучающихся:
Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;