«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа учебного предмета музыка на первой ступени обучения 1 - 4 класс

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Описание предмета в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5. Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения предмета

6. Содержание учебного предмета

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

8. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»

на первой ступени обучения (1 – 4 класс)

1.Пояснительная записка.

Программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», приказом Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», Уставом образовательного учреждения; на основе авторской программы «Музыка» для 1-4 класса, авторы В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр , изд. Вентана-Граф



Рабочая программы учебного предмета «Музыка» содержит:

  1. пояснительную записку;

  2. общую характеристику учебного предмета

  3. описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета

  6. содержание учебного предмета;

  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

  2. Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

  5. Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства

  6. Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.



2. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.



3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе – 33 часа, во 2- 4 классах – по 34 часа в каждом.


4.Описание ценностных ориентиров содержания курса «Музыка»

В основе учебников лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются:

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.

Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах. выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»


класс

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1 класс

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;


- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.)

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической  и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


2 класс

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др

- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- Использование знаково-символических средств представления информа- ции для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач..;


- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- ориентация на понимании причин успеха в учебной деятельности;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.




3 класс

-принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);


-выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;


-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;



-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

4 класс

  • понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;

  • различать способ и результат собственных и коллективных действий;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;

  • осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

– использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач; 

– воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;

– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;

– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);  – устанавливать аналогии;

– представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);


-выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;


-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;



-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции

  • эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;

 эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

 любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;

 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;

 знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;

 основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);  навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности.


1 класс

Предметные результаты изучения музыки  отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


2 класс

- развитие у учащихся эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке духовной, классической и современной.

- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония), жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл.

- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке, об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности). - развитие умений и навыков хорового пения (выработка унисона, кантилены, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение а капелла, пение хором, в ансамбле и др).

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально- ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах. - включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных).

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.


3 класс

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов, сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов.

- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными).

- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов.

- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (комнозитор – исполнитель – слушатель).

- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения.

- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды), развитие навыков свободного дирижирования.

- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского мизицирования, развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.


4 класс

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ.

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и композиторской) в сравнении с музыкой других народов ближнего и дальнего зарубежья.

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержания, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе.

- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье. - формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально- практической деятельности.

- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, создание информационных презентаций на заданную музыкальную тему.

- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, живопись, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления.

- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.



6. Содержание учебного предмета

1 класс

Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности.

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную «звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно – смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.

Третья содержательная линия – методическая или творческо – поисковая, когда школьники вводятся в музыкально – художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских инструментах, разыгрывание песен и т.д.

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры.

2 класс

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею – музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне – рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

3 класс

Основная идея содержания третьего года обучения – отражение истории и души народа в музыке России. Занятия начинаются с музыки, бытующей в в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей. Раскрытие этой идеи начинается с уроков – монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?». Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии. Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера. Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность ( в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создаёт народ, а мы, композиторы её только аранжируем» (М,И. Глинка) Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.


4 класс

Основная идея содержания четвёртого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку. Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически, но и на уровне совпадения жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами. 4 класс – итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы – от родных истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.


7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

1 класс

Истоки возникновения музыки (8 ч)

Общее представление о музыке и еѐ роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира:

природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель,

слушатель

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны). Различать характерные признаки основных жанров музыки. Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта. Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням


Содержание и формы бытования музыки

(16 ч)

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлѐнного в нѐм ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нѐм в конкретных жанрах и формах музыки. Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт


Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается,рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовѐт, призывает и т.п.

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах



Язык музыки (6 ч)

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения. Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей. Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора. Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой



Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)


2 класс

Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)


Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека


Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений. Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве? Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент


Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)


Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла». Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного



Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.

Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров. Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)


«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия


Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всѐ течет, всѐ изменяется».

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия. Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нѐм законов развития музыки и жизни.

Воплощать исполнительский замысел в

разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

Развитие как становление художественной формы (6 ч)


Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трѐхчастная, рондо, вариации


Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трѐхчастные, рондо, вариации. Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности


3 класс

Характерные черты русской музыки (8 ч)


Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни


Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.

Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).

Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)


Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. Исторически сложившиеся фольклорные жанры. Обрядовость как сущность русского народного творчества. Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе. Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни


Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера. Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры


Истоки русского классического романса

(6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования. От крестьянской песни к городскому салонному романсу. Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.



Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилѐв, А. Алябьев,

А. Варламов). Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания


Композиторская музыка для церкви (2 ч)


Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения


Размышлять о роли музыки в церкви. Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки


Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре (8 ч)


Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен). Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков


Различать на слух народную музыку и музыку, сочинѐнную композиторами в народном духе.

Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера. Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры. Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.

Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.

Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов


4 класс

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)


Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты


Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности


Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч)


Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического


Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. Исполнять музыку других народов, передавая еѐ интонационные и стилистические особенности


Музыкальное общение без границ (10 ч)


Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой



Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путѐм формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации


Искусство слышать музыку (9 ч)


Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры


Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия еѐ на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих

идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей



1 класс

Тема

Проблемный контекст уроков

Кол-во часов

1.

Истоки возникновения музыки.

Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Уметь определять на слух основные жанры музыки. Уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы. Определять на слух основные жанры музыки. Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы.

8 часов

2.

Содержание и формы бытования музыки.

Уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях (темп, ритм). Узнавать изученные музыкальные произведениях (темп, ритм). Узнавать изученные музыкальные произведения. Уметь узнавать изученные муз. Произведения и называть имена из авторов. Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

16 часов

3.

Язык музыки

Уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, человека, природы.

Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения.

Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.


9 часов




33



2 класс

Тема

Проблемный контекст уроков

Кол-во часов

1.

Всеобщее в жизни и в музыке.

От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.

7 часов

2.

Музыка – искусство интонируемого смысла.

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация – «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация ( прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

11 часов

3.

«Тема» и «развитие» – жизнь художественного образа.

Одно из основных понятий музыки – «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.


10 часов

4.

Развитие как становление художественной формы.

Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы – двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

6 часов




34 часа

3 класс

Тема

Проблемный контекст уроков

Кол-во часов

1.

Характерные черты русской музыки

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни

8 часов

2.

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. Исторически сложившиеся фольклорные жанры. Обрядовость как сущность русского народного творчества.

Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе. Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

12часов

3.

Истоки русского классического романса


Многообразная интонационная сфера городского музицирования. От крестьянской песни к городскому салонному романсу. Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

6 часов

4.

Композиторская музыка для церкви

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

2часа


5.

Музыкальное общение без границ.


Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

6 часов




34 часа



4 класс

Тема

Проблемный контекст уроков

Кол – во часов


1.



Многоцветие музыкальной картины мира

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты



7 часов

2.


Музыка мира сквозь призму русской классики


Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

8 часов

3.зыка мира сквозь призму тера.и года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки м музыкальной ой муз

Музыкальное общение без границ

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой

10 часов

4.

Искусство слышать музыку

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры

9 часов




34 часа



8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Основная учебная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011г.)

2.Усачева В. О. Музыка : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. – 128 с. : - ил. – (Начальная школа XXI века).

3.Усачева В. О. Музыка : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

4 Программа «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр. « Вентана - Граф», 2012.

Дополнительная литература

1. Музыка : 1 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2011. ( Начальная школа XXI века).

2. Музыка : 2 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2012. ( Начальная школа XXI века).

Интернет-ресурсы

1. Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru

2. Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

5. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее