Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Поворинский филиал государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(
Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. 02 АТОТОРМОЗА
название ПМ
по профессии СПО
23.01.09. Машинист локомотива
код профессия
Поворино
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива в соответствии с запросом потенциальных работодателей по профессии СПО и на основании решения педагогического совета от «26» 08 2016 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Поворинский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» (Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
Разработчик:
Гуров Дмитрий Евдокимович, преподаватель
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общепрофессиональных и профессиональных дисциплин » протокол №1 от 26.08.2016 г.
Председатель ЦК Ларина Г.А.
СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
|
|
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 5 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
| 7 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 11 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
| 15 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Область применения программы:
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа). - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ПГЖРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.09 «Машинист локомотива» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).Рабочая программа профессионального модуля может быть использована для обучения и профессиональной подготовки работников на железнодорожном транспорте, обеспечения конкурентоспособного выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образовании.
Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
разборки автотормозного оборудования локомотива (тепловоза);
порядка соединения узлов и деталей автотормозного оборудования.
определения и устранения неисправностей тормозного оборудования в пути следования.
взаимодействия с мастерами, бригадирами и руководителями в ходе прохождения учебной и производственной практики;
уметь:
осуществлять демонтаж и монтаж отдельных приборов и проверять действие автотормозного оборудования.
осуществлять регулировку и испытание автотормозного оборудования локомотива.
управлять приборами торможения.
расшифровывать показания регистраторов контроля торможения.
знать:
устройство, назначение и взаимодействие основных узлов автотормозного оборудования локомотива (тепловоза).
виды соединений деталей и узлов автотормозного оборудования локомотива.
технические условия на регулировку и испытание автотормозного оборудования локомотива (тепловоза).
технические характеристики автотормозного оборудования локомотива (тепловоза).
порядок расчета обеспечения поезда тормозами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 150 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки - 100 час, включая:
теории - 50 часов.
практических занятий – 50 часов.
Самостоятельной работы -50 часов;
консультации - 12 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
техническое обслуживание и ремонт автотормозного оборудования локомотива (тепловоза), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения профессиональные компетенции ПК 1.1. Проверять взаимодействие автотормозного оборудования локомотива (тепловоза) ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей автотормозного оборудования локомотива (тепловоза) ПК 1.3. Производить ремонт и обслуживание приборов питания тормозов, приборов торможения, воздухопровода, рычажных передач и электропневматических тормозов. общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОКЗ. Анализировать рабочую ситуацию осуществлять текущий и итоговый контроль оценку и коррекцию собственной деятельности нести ответственность за результаты своей работы ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля.
Коды Профессиональныхкомпетенций. | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Консультации | Практика | |||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов |
| Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||||
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
ПК 1.1 – 1.3 | МДК 01. 02 Автотормоза
| 150 | 100 | 50 | 50 | 12 | 60 | 96 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
1 | 2 | 3 |
ПМ.01. 02 Автотормоза | 100 | |
РАЗДЕЛ 1. Устройство автотормозов | 104 | |
Тема 1.1. Общие сведения о тормозах ж.д. транспорта ,подвижного состава и основного положения о тормозах. | Содержание: Общие сведения о тормозах ж.д. подвижного состава. Основные понятия о тормозах. Тормозная сила и тормозной путь поезда. | 3
|
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 2 | |
Тема №1.2 Классификация тормозов и их Основные свойства | Содержание: Классификация тормозов по видам. Пневматические тормоза. Пневматические автоматические тормоза. Электропневматические и электрические тормоза. Тормозные процессы в поезде.
| 5 |
Практические занятия: П/Р №1: Пневматические тормоза. П/Р№2: Пневматические автоматические тормоза. П/Р №3: Электропневматические и электрические тормоза. П/Р №4: Тормозные процессы в поезде. | 4 | |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 5 |
Тема №1.3 Назначение и расположение тормозных приборов на подвижном составе. Тормозная система. Песочная система.
| Содержание : Классификация тормозного оборудования. Тормозное оборудование тепловозов. Тормозное оборудование вагонов. Расположение и назначение приборов торможения на тепловозе 2ТЭ-116. Классификация воздуховодов и тормозной аппаратуры, песочная система. Тормозная система тепловоза 2ТЭ-116: назначение, принципиальная схема, составные элементы. | 6 |
Практические занятия: П/Р №1: Тормозное оборудование вагонов. П/Р №2: Тормозное оборудование тепловоза 2ТЭ-116. П/Р №3: Приборы управления тормозами тепловоза. П/Р №4: Элементы воздуховода и тормозной аппаратуры. | 4
| |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 5 | |
Тема 1.4 Приборы питания автотормозов сжатым воздухом.
| Содержание: Классификация . Техническая характеристика , устройство и принцип работы компрессора КТ-7. | 5 |
Практические занятия: П/Р №1: Устройство и принцип работы компрессора КТ-7. П/Р №2: Масляный насос и редукционный клапан. П/Р №3:Принцип работы холодильника компрессора КТ-7. П/Р №4:Устройство и принцип работы регулятора АК-11Б. | 7 | |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 5 | |
Тема 1.5 Приборы управления автотормозами | Содержание: Устройство крана машиниста усл.№395. Устройство крана вспомогательного тормоза усл.№254. Устройство блокировки тормоза усл.№367 М. | 7 |
Практические занятия: П/Р №1: Работа крана машиниста усл.№395. П/Р №2: Работа крана машиниста усл.№254. П/Р №3: Работа крана машиниста усл.№395 в разных положениях. П/Р №4: Работа крана машиниста усл.№254 в разных положениях. П/Р №5: Работа блокировки тормоза усл.№367 М.
| 8 | |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 6 |
Тема 1.6. Приборы торможения и авторежимы. | Содержание : Назначение и устройство воздухораспределителей. Устройство тормозных цилиндров и запасных резервуаров. Устройство авторежимов. | 3 |
Практические занятия: П/Р №1: Принцип работы воздухораспределителя. П/Р №2: Принцип работы тормозных цилиндров. П/Р №3: Работа воздухораспределителя при торможении и отпуске тормозов. П/Р №4: Влияние утечек воздуха на качество работы тормозов. | 8 | |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 2 | |
Тема 1.7. Воздухопровод и его арматура.
| Содержание: Воздухопроводная тормозная магистраль. Контроль параметров соединительных тормозных рукавов. | 2 |
Практические занятия: П/Р №1: Устройство и работа концевого крана. П/Р №2: Устройство и работа разобщительного крана.
| 3 | |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 2 | |
Тема 1.8. Тормозные рычажные передачи.
| Содержание: Классификация тормозных рычажных передач. | 1 |
Практические занятия: П/Р №1: Тормозная рычажная передача вагонов. П/Р №2: Тормозная рычажная передача тепловоза 2ТЭ-116.
| 2 | |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 2 | |
Тема 1.9. Автостопы, скоростимеры, АЛСН.
| Содержание: Устройство скоростимеров, автостопов. | 1 |
Практические занятия: П/Р №1: Работа скоростимеров, автостопов. П/Р №2: Устройство и работа АЛСН.
| 2 | |
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 4 |
РАЗДЕЛ 2 . Ремонт автотормозов. | 26 | ||
Тема 2.1. Организация ремонта тормозного оборудования.
| Содержание: Сроки проведения технического обслуживания, текущего и капитального ремонта тормозного оборудования. Объёмы работ, выполняемые при техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонте тормозного оборудования. | 4 | |
Практические занятия: П/Р №1: Работы, выполняемые при приёмке тепловоза. П/Р №2: Испытание тормозного оборудования. | 2 | ||
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 2 | ||
Тема 2.2. Ремонт приборов питания.
| Содержание: Ремонт компрессора КТ-7. Ремонт тормозных цилиндров. | 4 | |
Практические занятия: П/Р №1: Ремонт компрессора КТ-7. П/Р №2: Ремонт тормозных цилиндров.
| 2 | ||
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 4 | ||
Тема 2.3. Ремонт приборов управления тормозами.
| Содержание: Ремонт крана машиниста усл.№395. Ремонт крана вспомогательного тормоза усл.№254. | 2 | |
Практические занятия: П/Р №1: Ремонт крана машиниста усл.№395. П/Р №2: Ремонт крана вспомогательного тормоза усл.№254.
| 2 | ||
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 4 |
РАЗДЕЛ 3. Эксплуатация автотормозов. | 20 | ||
Тема 3.1. Эксплуатация тормозов в поездах.
| Содержание: Опробование автотормозов в поездах. Полная проба тормозов. Сокращённая проба тормозов. Технологическая проба тормозов. Контрольная проверка тормозов. | 5 | |
Практические занятия: П/Р №1: Полная проба тормозов. П/Р №2: Сокращённая проба тормозов. П/Р №3: Контрольная проба тормозов. | 3 | ||
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 4 | ||
Тема 3.2. Нормативные документы по тормозам подвижного состава.
| Содержание: Изучение П.Т.Э. (В ЧАСТИ ЭКСПОЛУАТАЦИИ ТОМОЗОВ). Изучение Правил Технического Обслуживания Тормозного Оборудования и управления тормозами подвижного состава. | 3 | |
Практические занятия: П/Р №1: Составление . П/Р №2: Изучение порядка проведения расчёта тормозного нажатия в поезде. П/Р №3: Изучение порядка следования поезда при обнаружении ползунов колёсных пар у вагона и локомотива. | 3 | ||
Самостоятельная работа: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | 3 | ||
максимальной учебной нагрузки: | 150 | ||
включая: теории | 50 | ||
практических занятий | 50 | ||
самостоятельного обучения | 50 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного модуля предполагает наличия аудиторий :
Аудитория № 1 (Лаборатория автоматических тормозов подвижного состава)
Аудитория № 7 (Общий курс железных дорог)
Оборудование аудиторий :
посадочные места по количеству обучающихся.
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
перелистной стенд «Правила технической эксплуатации железных дорог».
мультимедийный проектор.
Комплект учебно-методической документации:
дидактический материал.
плакаты,
карточки задания,
тесты,
контрольные материалы.
Натуральные детали и аппараты:
1.Компрессор КТ-7
2.Регулятор давления АК-11Б
3.Предохрантельный клапан.
4.Воздухораспределитель грузового типа уел.№483
5. Воздухораспределитель пассажирского типа усл.№292.
6. Электорвоздухораспределитель усл.305
7.Кран машиниста усл.№ 395
8.Кран вспомогательного тормоза усл.№ 254
9.ЭПК-150
Наглядные пособия:
Кран машиниста уел.№395
Кран вспомогательного тормоза усл.№254
Соединительные рукава усл.№369.
Тормозные колодки чугунные
Авторежим уел.№265.
Скоростимер СЛ-3М.
Рукоятка бдительности.
Концевой кран уел.№190.
Разобщительный кран уел.№372.
Соединительный рукав усл.№ Р1.
Электропневматический клапан ЭПК-150.
Оборудование лабораторий :
тренажер «по управлению автотормозами локомотива и состава».
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
принтер;
сканер
набор компьютерных программ по тематике аудиторных занятий
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную ученическую и производственную практику в цехах и подразделениях базового предприятия.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
В.М. Находкин, Р.Г. Черепашенец . «Технология ремонта тягового
подвижного состава». Учеб, для техникумов железнодорожною транспорта, М.Транспорт. 1998, - 461с.; (не переиздавался). '
Г.С. Афонин. «Автоматические тормоза подвижного состава», М.Транспорт. 2011.- 360с. (не переиздавался).
Дополнительные источники:
Конструкция тягового подвижного состава: учебник для техникумов, к колледжей ж/д транспорта / Ю.Н. Ветров, М.В. Приставко. - Москва Маршрут, 2008. - 316с.
2.Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для НПО / Г.С. Афонин, В.Н. Барщенков, Н.В. Кондратьев. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 304с.
3.Автоматические тормоза подвижного состава./Крылов В.И., Крылов В.В.- М., Транспорт, 1983.-360с.
4.Тепловозы: Основы теории и конструкции/ В.Д.Кузьмич и др. - М , Транспорт, 1991 .-352с.
5.Автоматические тормоза подвижного состава: Учебное пособие Асадченко М.:Маршрут,2006.-392с.
Инструкции, нормативно-правовые документы и учебные пособия:
Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами подвижного состава. 2017 год.
Инструкция ЦТ-533 «Ремонт и испытание автотормозного оборудования подвижного состава» - 2011 г.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ)
от 2017 г.
приложение № 7 к ПТЭ - инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ) от 2014 г.
приложение № 5 к ПТЭ - инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДИ) 2014 г.
Журналы : «Локомотив», «Железнодорожный транспорт» за последние пять лет
интернет-ресурсы:
https://studopedia.su/15_113400_osnovnie-ponyatiya-o-tormozah.html
https://lektsia.com/1x411f.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Средства массовой информации:
1.«Транспорт России»: еженедельная газета. Форма доступа:
www.transportrussia.ru
2.«Железнодорожный транспорт»: журнал. Форма доступа:
www.zdtmagazine.ru
3. Международный информационный научно-технический журнал «Локомотив-информ». Форма доступа: railway-publish.com
4.Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Форма доступа: www.mintrans.ru
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОС ВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛ ЬНОСТИ)
Контроль и оценка результатов освоения ПМ осуществляется преподавателем/мастером производственного обучения в процессе текущей? (рубежного) контроля, промежуточной аттестации.
Формы и средства текущего контроля: экспресс-опрос перед началом урока., лекций; устный опрос на уроках, лекциях, практических занятиях, семинарах; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; защита практических, работ; контрольные работы; тестирование, в т.ч. с применением ИКТ; оценка результатов поэтапного написания курсовых работ и рефератов; собеседование; выполнение проектов; ролевые игры; ситуативные задания; дневник-отчёт по практике; изготовленный продукт; рубежная контрольная работа (проводится по окончании семестра); срезовые работы; диагностические работы; директорские работы; другие виды текущего контроля.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет,
экзамен квалификационный.
Практический опыт приобретается на практических занятиях, предусмотренных после изучения каждой темы.
Требования к результатам освоения:
иметь практический опыт:
- Разборки вспомогательных частей тормозного оборудования локомотива (тепловоза)
- Взаимодействия с мастерами, бригадирами и руководителями в ходе прохождения производственной практики.
-Управления и устранения неисправностей тормозного оборудования.
должен уметь:
-Осуществлять регулировку и испытание отдельных механизмов тормозного оборудования.
-Осуществлять демонтаж и монтаж отдельных приборов пневматической системы.
-Проверять действие пневматического оборудования.
- Управлять приборами торможения.
- Расшифровывать показания знать регистраторов контроля торможения.
должен знать:
-Устройство, назначение и взаимодействие основных узлов тормозного оборудования локомотива (тепловоза).
-Технические условия на регулировку и испытание отдельных узлов тормозного оборудования.
-Эксплуатацию и обслуживание тормозного оборудования.
-Порядок расчета обеспечения поезда тормозами.
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) Функциональная принадлежность оценочного средства ПК 1.3 Ремонт и обслуживание приборов питания тормозов, приборов торможения, воздухо про вода, рычажных передач и электропневматических тормозов. Экзамен по МДК 01.02 «Автотормоза/ Экзамен квалификационный
Таблица 3.
Требования к результатам освоения (общие компетенции) | Формы и методы сформированное компетенций |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии. |
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Наблюдение за соблюдением технологии изготовления продукта, оказания услуг и др. |
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Оценка преподавателем в стремлении улучшить студентом свою успеваемость и в исправлении сложившейся академической ' задолженности |
ОК5.Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями. |
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Способность выполнять воинскую обязанность с применением полученных профессиональных знаний |
*